Оптимальное автоматическое регулирование рельсовых цепей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.11.2019

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Козлов, В. В. Оптимальное автоматическое регулирование рельсовых цепей / В. В. Козлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64195/ (дата обращения: 18.04.2024).



Ключевые слова: пропорциональный регулятор, компенсационный контур, дублирование, рельсовая линия.

Применение системы автоматического регулирования рельсовых цепей (САР РЦ) позволяет получить значительные положительные эффекты. Основные из них: это возможность эксплуатации рельсовых цепей без применения регулировочных таблиц, что создает предпосылки для перевода их в категорию необслуживаемых устройств. Длина рельсовой цепи может быть выбрана исключительно из условия обеспечения требуемого межпоездного интервала. Повышается её чувствительность к наложению нормативного шунта и к обрыву рельсовой линии. Облегчаются требования по содержанию верхнего строения пути в плане обеспечения необходимой величины минимально допустимого сопротивления изоляции рельсовой линии.

В настоящее время разработана и внедрена аппаратура тональных рельсовых цепей с автоматическим регулированием уровня сигнала ТРЦ-АР [1,2]. За основу в ней взята структурная схема релейной САР с переменной структурой. При отклонении выходного сигнала рельсовой линии в нормальном режиме за пределы допустимого диапазона срабатывает релейный элемент, который дает команды на увеличение (уменьшение) величины напряжения питания рельсовой цепи. В шунтовом и контрольном режимах релейный элемент блокируется, соответственно напряжение питания рельсовой цепи остается неизменным.

Использованная при разработке аппаратуры ТРЦ-АР структурная схема САР РЦ не свободна от недостатков. В частности, в ней отсутствует дублирование контура обратной связи, что создает угрозу опасного отказа. По этой причине динамический диапазон регулирования напряжения питания ТРЦ в нормальном режиме ограничен регулировочной таблицей, разрабатываемой для варианта аппаратуры ТРЦ без автоматического регулирования. Также схема не контролирует разрушение рельса (постепенный обрыв рельсовой линии). Под постепенным обрывом рельсовой линии подразумевается ситуация, когда переходное сопротивление в точке повреждения рельса в течение длительного времени плавно увеличивается от нулевого до бесконечного значений.

Вместе с тем известно [3], что реализация САР РЦ возможна с помощью многих других структурных схем, из числа которых можно выбрать оптимальную.

Под оптимальной подразумевается схема, которая соответствует следующим требованиям:

– первого класса надежности;

– по контролю разрушения рельса (постепенного обрыва рельсовой линии);

– по жесткой синхронизации работы дублированных контуров обратной связи;

– по реализации с помощью микроэлектронных программно-аппаратных средств.

Указанным требованиям соответствует комбинированная САР РЦ [4], содержащая в каждом дублирующем комплекте контур замкнутого регулирования и компенсационный контур [5].

Для замкнутого контура целесообразно применять классический пропорциональный регулятор.

Особенности применения пропорционального регулятора для рельсовых цепей заключаются в следующем. Как правило, системы автоматического регулирования проектируются по критерию максимума быстродействия при заданных точности стабилизации регулируемого параметра и величине запаса устойчивости к самовозбуждению. Требования, предъявляемые к САР РЦ, прямо противоположны. Она должна обладать повышенной инерционностью, соизмеримой со скоростью изменения сопротивления изоляции рельсовой линии. У таких систем частотная переходная характеристика описывается уравнением первого порядка, и они по определению устойчивы. Соответственно интегральный и дифференциальный звенья, которые, как правило включаются в состав пропорционального регулятора с целью минимизации статической и динамической погрешностей, применительно к САР РЦ могут быть опушены.

Именно пропорциональные регуляторы дублированных комплектов САР РЦ могут быть синхронизированы наиболее просто.

Структура замкнутого контура изменяется в зависимости от состояния рельсовой цепи. При занятом состоянии обратная связь размыкается, а величина сигнала регулирования запоминается. Реализован известный принцип «слежения-хранения».

Принцип действия компенсационного контура основан на косвенном методе измерения сопротивления изоляции по величине сдвига фазы сигнала при прохождении его через рельсовую линию. Он обеспечивает минимальную методологическую погрешность формирования компенсационного сигнала.

Рис. 1. Оптимальная структурная схема САР РЦ

Приемо-передающая аппаратура ППА рельсовой цепи дополнена двумя идентичными комплектами К1, К2 САР РЦ. Непосредственно регулирует входной сигнал рельсовой линии регулятор напряжения РН, выходное напряжение которого линейно зависит от величины сигнала Y на выходе первого комплекта К1 САР РЦ.

Традиционный блок приема сигнала БПС рельсовой цепи выполнен с тремя дополнительными выходами: аналогового сигнала Ас, пропорционального величине выходного сигнала рельсовой линии РЛ; логического сигнала Лс, отражающего состояние рельсовой цепи (свободна/занята) и фазового сигнала Фс, позволяющего измерить сдвиг фазы выходного сигнала рельсовой линии относительно выхода генератора Г.

Каждый комплект К1, К2 САР РЦ содержит по два контура регулирования: пропорциональный регулятор образован вычитателем В, усилителем УС и элементом памяти ЭП; компенсационный регулятор — измерителем разности фаз ИРФ и формирователем функциональной зависимости ФФЗ. На прямом входе вычитателя В присутствует постоянный опорный сигнал. Коэффициент усиления усилителя УС выбирается исходя из разрешенного диапазона изменения сигнала в конце рельсовой линии в нормальном режиме. Элемент памяти ЭП изменяет структуру обратной связи в шунтовом и контрольном режимах. При появлении логического нуля на управляющем входе запоминает величину входного сигнала.

Измеритель разности фаз ИРФ также выполнен с функцией запоминания последнего достоверного измеренного значения, которое присутствует на его выходе при плотном шунтировании рельсовой линии.

Формирователь функциональной зависимости ФФЗ выдает сигнал согласно функции: Uпит = F(∆φ), производной от двух других: Uпит = F1(Rи), ∆φ = F2(Rи), где:

Uпит требуемое напряжение питания свободной и исправной рельсовой цепи при постоянном сигнале на выходе рельсовой линии РЛ;

∆φ — сдвиг фазы сигнала в рельсовой линии РЛ с сопротивлением изоляции Rи относительно выхода генератора Г.

Блок выбора сигнала БВС анализирует расхождение выходных сигналов компенсационного Xкр и пропорционального Xпр регуляторов и формирует итоговый регулирующий сигнал Y по следующему алгоритму:

Y = Xпр, если: Xпр < (Xкр + ∆X);

Y = Xкр, если: Xпр> (Xкр + ∆X);

где: ∆X — методологическая погрешность формирования компенсационного сигнала.

Выполнение неравенства Xпр> (Xкр + ∆X) сопровождается формированием сигнала оповещения Оп о разрушении рельса.

Указанный алгоритм обеспечивает результирующее регулирование, как правило, пропорциональным регулятором с высокой точностью стабилизации выходного сигнала рельсовой линии РЛ. И только в нештатной ситуации, а именно при разрушении рельса, регулирование осуществляет компенсационный регулятор.

Анализ функциональных зависимостей всех используемых в комплектах К1, К2 САР РЦ элементов позволяет подтвердить, что при исправном состоянии элементов величины выходных сигналов Y дублирующих комплектов всегда равны между собой.

Повреждение одного из комплектов или регулятора напряжения РН вызывает асимметрию величин входных сигналов блока контроля равенства БКР. В результате на его выходе формируется логический сигнал защитного отказа.

Блок контроля равенства БКР сигналов соответствует требованиям первого класса надежности. Структурная схема блока содержит последовательно соединенные элементы: аналоговый сумматор-вычитатель, генератор, управляемый напряжением ГУН, полосовой фильтр, пороговый элемент и преобразователь импульсного напряжения в постоянное.

Приведенная оптимальная структурная схема САР РЦ является упрощенной и некоторые очевидные функциональные элементы в ней опущены.

Литература:

  1. Ю. А. Кравцов, А. И. Каменев, Н. Н. Балуев, В. А. Клюзко. Задачи и возможности совершенствования рельсовых цепей тональной частоты. Журнал АСИ, 2014, № 3, стр. 10–12.
  2. Патент на изобретение № 2310572. Устройство рельсовой цепи. //Кравцов Ю. А., Бюллетень изобретений, 2007, № 11.
  3. В. В. Козлов. Автоматическое регулирование рельсовых цепей на участках железных дорог с пониженным сопротивлением изоляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. РГОТУПС, 1997, стр.24.
  4. Патент на изобретение № 2083408. Рельсовая цепь. //Козлов В. В., Бюллетень изобретений, 1997, № 19.
  5. Патент на изобретение № 2072931. Рельсовая цепь. //Козлов В. В., Бюллетень изобретений, 1997, № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): рельсовая линия, рельсовая цепь, пропорциональный регулятор, выходной сигнал, обратная связь, автоматическое регулирование, компенсационный контур, нормальный режим, разрушение рельса, входной сигнал.


Ключевые слова

пропорциональный регулятор, компенсационный контур, дублирование, рельсовая линия

Похожие статьи

Синтез регулятора системы управления электроприводами...

Ключевые слова: регулирование, стабилизация, управление техническими системами, автоматическое управление. Нередко в нашей жизни требуется поддерживать какое-то необходимое значение, препятствуя внешним возмущениям.

Система автоматического управления углом поворота нагрузки

Датчиком обратной связи служит потенциометр Д1, который механически связан с редуктором (Ред.) Потенциометр преобразует угол поворота в напряжение . Опорный (задающий) сигнал формируется с помощью задающего потенциометра Д2. Элемент сравнения (ЭС) сравнивает...

Применение нелинейного элемента для модификации структуры...

Сигнал в цепи обратной связи показан штриховой линией .

в режиме больших отклонений при регулятор безударно переходит в пропорциональный режим регулирования (рис. 9).

Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор, используемый в данной...

Причины сбоев в работе автоматической локомотивной...

Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой имеется источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками

В настоящее время для обеспечения нормальной работы рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации, снижения числа...

Современные приборы бесконтактного кодирования рельсовых...

Принимая во внимание, что электромеханические приборы в цепях кодирования рельсовых цепей числовой кодовой автоблокировки вносят временные искажения кодовых сигналов, необходимо проводить корректировку временных параметров этих сигналов, поступающих на...

Микропроцессорные системы ЖАТ | Статья в журнале...

Рельсовые цепи ТРЦ-3 получают питание от генератора ГП (рис. 1) вырабатывающего сигнал на частоте 420 или 480 Гц, через фильтр питающего конца этот сигнал подается на трансформатор, согласующий сопротивление аппаратуры с сопротивлением рельсовой линии.

Дефектоскоп с функцией онлайн определения допустимой...

В статье рассматривается дистанционная измерительная система определения допустимой нагрузки на участок рельса, предназначенная для онлайн диагностики и мониторинга состояния ответственных элементов железнодорожного пути в режиме реального времени. Показано, что...

Способ построения многомерных систем управления...

Компенсационная СПП позволяет решить главную проблему синтеза многомерных регуляторов, и служит для исключения в установившемся режиме взаимного влияния контуров регулирования друг на друга. На рис. 3 представлена упрощённая схема СУ на базе МИЛР с...

Этапы повышения надежности конструкции импульсных реле...

С 1993 года в связи с изменением величин напряжения срабатывания и отпускания реле ИВГ стали называться ИВГ-М. В результате модернизации ИВГ-М было создано реле ИВГ-В с внутренним расположением геркона. В модернизированном реле была изменена конструкция...

Похожие статьи

Синтез регулятора системы управления электроприводами...

Ключевые слова: регулирование, стабилизация, управление техническими системами, автоматическое управление. Нередко в нашей жизни требуется поддерживать какое-то необходимое значение, препятствуя внешним возмущениям.

Система автоматического управления углом поворота нагрузки

Датчиком обратной связи служит потенциометр Д1, который механически связан с редуктором (Ред.) Потенциометр преобразует угол поворота в напряжение . Опорный (задающий) сигнал формируется с помощью задающего потенциометра Д2. Элемент сравнения (ЭС) сравнивает...

Применение нелинейного элемента для модификации структуры...

Сигнал в цепи обратной связи показан штриховой линией .

в режиме больших отклонений при регулятор безударно переходит в пропорциональный режим регулирования (рис. 9).

Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор, используемый в данной...

Причины сбоев в работе автоматической локомотивной...

Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой имеется источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками

В настоящее время для обеспечения нормальной работы рельсовых цепей и автоматической локомотивной сигнализации, снижения числа...

Современные приборы бесконтактного кодирования рельсовых...

Принимая во внимание, что электромеханические приборы в цепях кодирования рельсовых цепей числовой кодовой автоблокировки вносят временные искажения кодовых сигналов, необходимо проводить корректировку временных параметров этих сигналов, поступающих на...

Микропроцессорные системы ЖАТ | Статья в журнале...

Рельсовые цепи ТРЦ-3 получают питание от генератора ГП (рис. 1) вырабатывающего сигнал на частоте 420 или 480 Гц, через фильтр питающего конца этот сигнал подается на трансформатор, согласующий сопротивление аппаратуры с сопротивлением рельсовой линии.

Дефектоскоп с функцией онлайн определения допустимой...

В статье рассматривается дистанционная измерительная система определения допустимой нагрузки на участок рельса, предназначенная для онлайн диагностики и мониторинга состояния ответственных элементов железнодорожного пути в режиме реального времени. Показано, что...

Способ построения многомерных систем управления...

Компенсационная СПП позволяет решить главную проблему синтеза многомерных регуляторов, и служит для исключения в установившемся режиме взаимного влияния контуров регулирования друг на друга. На рис. 3 представлена упрощённая схема СУ на базе МИЛР с...

Этапы повышения надежности конструкции импульсных реле...

С 1993 года в связи с изменением величин напряжения срабатывания и отпускания реле ИВГ стали называться ИВГ-М. В результате модернизации ИВГ-М было создано реле ИВГ-В с внутренним расположением геркона. В модернизированном реле была изменена конструкция...

Задать вопрос