Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Бочарова, К. А. Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения / К. А. Бочарова, Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64165/ (дата обращения: 17.04.2024).



В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая служба, профессиональная деформация личности, сотрудники уголовно-исправительных учреждений.

Стрессогенные условия несения службы сотрудниками уголовно-исправительных учреждений приводят к формированию у них профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности это постепенно накопившиеся под влиянием профессиональной деятельности устойчивые изменения личностных качеств, которые негативно сказываются на эффективности деятельности, на деловых и межличностных отношениях, а также на профессиональном развитии самой личности.

Анализ современных исследований по проблеме формирования профессиональной деформации личности, показывает, что неразрывность сознания и специфической деятельности формирует профессиональный тип личности, в основе которого могут быть заложены деформированные личностные особенности. Деформация личностных особенностей наиболее характерна для профессий типа «человек-человек», «человек-ненормальный человек». Самый высокий уровень профессионально деформации наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих, врачей, педагогов. Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории работников спецслужб, что объясняет высокий риск формирования у них профессиональной деформации [1].

Профилактика и коррекция профессиональной деформации у сотрудников уголовно-исполнительной системы требует постоянного их психологического сопровождения.

На современном этапе руководство ФСИН России уделяет пристальное внимание психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исправительных учреждений. В целях организации своевременной профилактики негативных явлений, возникающих в результате служебной деятельности сотрудников, перед психологической службой ставится ряд задач, направленных на обеспечение необходимого психологического сопровождения профессионального развития личности своих сотрудников. К ним можно отнести [2]:

  1. Организация целенаправленных психологических исследований.
  2. Изучение опыта психологической работы с персоналом в других структурах и ведомствах.
  3. Организация обучения психологов психокоррекционным методам.
  4. Разработка программ психологической коррекции профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Стоит отметить, что необходимость достижения указанных целей в рамках формирования корректной системы психологического сопровождения сотрудников уголовно-исправительных учреждений обусловлено во многом тем, что служебная деятельность сотрудников осуществляется в напряженных условиях и нередко сопровождается длительным, истощающим психоэмоциональным стрессом. Воздействие в совокупности негативных психофизических факторов приводит к профессиональной деформации сотрудников, повышению общей напряженности в трудовом коллективе, формированию в сознании людей кризиса большинства нормативных представлений, что может проявляться в грубости с подчиненными, конфликтах, нарушении уставной дисциплины, законности, должностном бездействии либо во вседозволенности.

Формирующаяся под влиянием указанных негативных факторов стрессогенная среда может стать причиной развития личностных девиаций, связанных с алкоголизацией, повышенным уровнем агрессии или наличием подавленности с суицидальными реакциями. По этим причинам психологическому обеспечению профессиональной деятельности личного состава ФСИН России придается существенное значение.

Также важность и значимость данного направления работы подчеркивается и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В ней закреплен ряд задач, которые направлены на повышение эффективности психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы. К основным мероприятиям в данном направлении можно отнести [2]:

  1. Подготовка сотрудников, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.
  2. Разработка и внедрение новых программ психологической работы, а также развитие полноценной системы профилактики профессиональной деформации и медико-психологической реабилитации личного состава.

Основное психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исправительных учреждений осуществляется в рамках практической деятельности психологических служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые стремятся к тому, чтобы применять в своей практической работе современные достижения психологии, научно обоснованные модели содержательных и приоритетных направлений психологического обеспечения пенитенциарной деятельности.

Специфика деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы состоит в том, что она направлена как на организацию и осуществление психологического сопровождения спецконтингента, так и на психологическое сопровождение деятельности сотрудников, поэтому на психологическую службу возлагается колоссальный объем задач, казалось бы прямо противоположного характера: с одной стороны те, кто преступил закон, с другой стороны, те, кто его исполняет. Поэтому, если с психодиагностикой затруднений практически нет, так как существуют апробированные методики, рекомендованные для использования в психодиагностике, то с выбором методик психоконсультирования и психокоррекции в связи с их обширностью может возникать проблема, особенно у молодых специалистов, которая решается за счет организации обучающих семинаров и курсов повышения квалификации психологов уголовно-исполнительной системы.

Для эффективной деятельности психолога важное значение имеет материально-техническая база, то есть наличие оборудованного помещения для возможности проведения индивидуальной работы и бесед. Также в данном помещении необходимо наличие специального места для хранения документации.

Практика показала, что с положительной точки зрения себя зарекомендовали кабинеты для групповой психокоррекционной работы с осужденными и проведению психологической подготовки сотрудников. С их помощью сотрудники могут снять эмоциональное напряжение и набраться сил для успешного выполнения служебных задач.

Огромную роль в увеличении эффективности психологического сопровождения развития личности сотрудников уголовно-исполнительной системы играет создание и оборудование современным инструментарием кабинетов психологической помощи.

На данный момент развитие навыков применения новейших психологических и педагогических методик и технологий влияния на поведение личности выходит на первый план в рамках психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью этих навыков появляется возможность увеличить эффективность профессиональной деятельности, а также личностные характеристики субъекта деятельности.

Таким образом, профилактика и коррекция профессиональной деформации у сотрудников уголовно-исполнительной системы требует постоянного их психологического сопровождения. Психологическое сопровождение сотрудников должно быть направлено на снятие нервно-психического напряжения, физиологических и психологических последствий стресса, что будет способствовать поддержанию организма в тонусе и не допущения профессиональной деформации личности в преодоление стрессогенных факторов профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Литвишков, В. М. Теоретические основы профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / В. М. Литвишков, Ю. И. Ромашкова // Вестник Нижегородского института управления. — 2015. — № 4 (37). — С. 23–28.
  2. Прудникова, Е. А. Профессиональная деформация сотрудников УИС и способы ее предупреждения / Е. А. Прудникова // Сборник трудов конференции «Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы». — 2014. — С. 175–178.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, профессиональная деформация, психологическое сопровождение, профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, психологическая служба, профессиональная деформация сотрудников, психологическое сопровождение сотрудников, сотрудник, личной состав.


Ключевые слова

психологическое сопровождение, психологическая служба, профессиональная деформация личности, сотрудники уголовно-исправительных учреждений

Похожие статьи

Особенности профессионального развития личности...

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения.

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности...

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС...

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы

Исследование взаимосвязи профессиональной деформации, психологических

Профессиональное развитие личности сотрудника уголовно-исполнительной системы...

Исследования психологических методов сопровождения...

Гордиенко Н. В. Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в

Психологическое сопровождение осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб [4].

Психологические аспекты феномена профессиональной...

Профессиональные деформации — по определению А. Р. Мусалаевой — это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических...

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника УИС в процессе службы, и осуществляемой правоохранительной деятельности.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессионально обусловленные деструкции сотрудников...

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у...

Анализ специфики изучения психологической готовности...

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, а

В этом и будет заключаться специфика изучения психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации личности в системе...

...профессиональная деформация, профессиональная деятельность, профессиональная деформация личности, деформация, эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная среда, личная жизнь, поведенческая сфера, работа.

Похожие статьи

Особенности профессионального развития личности...

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения.

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности...

Профессиональные деформации личности сотрудников УИС...

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы

Исследование взаимосвязи профессиональной деформации, психологических

Профессиональное развитие личности сотрудника уголовно-исполнительной системы...

Исследования психологических методов сопровождения...

Гордиенко Н. В. Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в

Психологическое сопровождение осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб [4].

Психологические аспекты феномена профессиональной...

Профессиональные деформации — по определению А. Р. Мусалаевой — это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических...

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника УИС в процессе службы, и осуществляемой правоохранительной деятельности.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее...

Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение. Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том...

Профессионально обусловленные деструкции сотрудников...

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у...

Анализ специфики изучения психологической готовности...

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, а

В этом и будет заключаться специфика изучения психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности.

Профессиональные деформации личности в системе...

...профессиональная деформация, профессиональная деятельность, профессиональная деформация личности, деформация, эмоциональное истощение, деперсонализация, профессиональная среда, личная жизнь, поведенческая сфера, работа.

Задать вопрос