Загадка и ее роль в воспитании дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.11.2019

Статья просмотрена: 2233 раза

Библиографическое описание:

Долженкова, И. В. Загадка и ее роль в воспитании дошкольника / И. В. Долженкова, О. С. Горбатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64155/ (дата обращения: 19.04.2024).



Значение загадок для развития ребенка-дошкольника:

– Развитие познавательного интереса;

– Развитие наблюдательности, воображения;

– Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

– Развитие высших психических функций;

– Развитие речи;

– Стимуляция умственной активности;

– Воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.

Загадка — описание какого-либо предмета, она задается в форме вопроса. Загадки начали придумывать в глубокой древности. С помощью загадки развивается наблюдательность, восприимчивость многогранного мира.

Загадка — неотъемлемая часть детства. Она умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

Загадка учит ребенка думать и анализировать. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Именно поэтому одно из самых любимых занятий детьми всего мира — разгадывание загадок. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы. Разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов и о связи между ними.

Группы загадок:

– загадки — рифмовки;

– загадки на смекалку;

– загадки — обманки;

– загадки, описывающие определенный предмет, явление;

– загадки в картинках;

– загадки — подсказки и т. д.

F:\загадка -рифма.jpg

Рис. 1. Загадка — рифма

В настоящее время загадка используется как эффективное и увлекательное средство в обучении ребенка и организации их досуга. Загадки применяются в детских играх с образовательными целями, довольно часто они входят в учебно-методические пособия с дидактической целью. Чтобы отгадать загадку, нужно сравнить признаки разных предметов, проанализировать предметное, сопоставить явления, классифицировать, объединять. Практически все загадки имеют рифму, это дает огромную возможность легче ее запомнить. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Загадки способствуют познанию нашего мира, знакомят детей с окружающими предметами, вещами.

F:\загадка обманка.jpg

Рис. 2. Загадка — обманка

Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

F:\загадка подсказка.jpg

Рис. 3. Загадка-подсказка

Загадка развивает не только мышление и логику ребенка, она еще и развивает речь дошкольника. Ведь загадка обогащает словарный запас ребенка, заставляет его сосредоточиться и проанализировать то или иное действие.

Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски расширяют знания ребенка об окружающем мире. Одни загадки обращают внимание на поведение животных, другие указывают на отличия во внешнем виде предмета. Загадки о явлениях природы, раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму и цвет.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки развивается любознательность у детей, интерес к родному языку. Загадка приобщает детей к народному складу мышления, поэтому служит эффективным средством патриотического воспитания детей. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета и на его значение. Так же загадка приучает ребенка мыслить логически, развивает находчивость сообразительность, умение самостоятельно принимать решения и умение рассуждать и доказывать. И делает это совсем непринужденно, от чего ее еще интересней разгадывать.

С помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

Загадывайте детям загадки!

Литература:

1. К. Д. Ушинский «Викторина по творчеству».

2. Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».

3. Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре».

Основные термины (генерируются автоматически): загадка, разгадывание загадок, ребенок, быстрота реакции, внешний вид, окружающий мир, предмет, умственная активность.


Похожие статьи

Загадка — средство воспитания ребёнка | Статья в сборнике...

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме

Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений.

Использование загадок как средства развития речи...

Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры

Загадка- это описание предмета в виде вопроса. Загадки как средство развития связной...

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей...

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и...

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами...

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы.

Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко

Для ребенка сказка проста и понятна, поэтому она способна повести за собой раскрывая...

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также

Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста

Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию

Загадки — это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки — это сокровищница русской народной речи и народной...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

отгадывание загадок, ребенок, загадка, доказательная речь, обучение детей, монологическая речь, логическая задача, связная речь, индуктивный

загадка, старший дошкольный возраст, столовый прибор, ребенок, вид ручки, творческий потенциал детей, образное сравнение...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Загадка — это изображение или выражение, которое нуждается в разгадке. Применение загадок на уроках окружающего мира вызывает у детей живой интерес и тем самым они активно участвуют в ходе урока, благодаря чему развивается мотивация учения.

Похожие статьи

Загадка — средство воспитания ребёнка | Статья в сборнике...

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме

Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание

Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений.

Использование загадок как средства развития речи...

Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры

Загадка- это описание предмета в виде вопроса. Загадки как средство развития связной...

Загадки как средство развития связной доказательной речи детей...

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и...

Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами...

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы.

Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Интеллектуально-познавательное развитие малышей средствами...

Загадка – «это замысловатое иносказательное описание предмета или явления

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко

Для ребенка сказка проста и понятна, поэтому она способна повести за собой раскрывая...

Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей

В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также

Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка.

Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста

Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию

Загадки — это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки — это сокровищница русской народной речи и народной...

Педагогические условия развития речи-рассуждения детей...

отгадывание загадок, ребенок, загадка, доказательная речь, обучение детей, монологическая речь, логическая задача, связная речь, индуктивный

загадка, старший дошкольный возраст, столовый прибор, ребенок, вид ручки, творческий потенциал детей, образное сравнение...

Дидактические игры на уроках «Окружающий мир», или Как...

Загадка — это изображение или выражение, которое нуждается в разгадке. Применение загадок на уроках окружающего мира вызывает у детей живой интерес и тем самым они активно участвуют в ходе урока, благодаря чему развивается мотивация учения.

Задать вопрос