Меры предупреждения преступлений, связанных с проституцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 1088 раз

Библиографическое описание:

Мирзоиматова, Е. Е. Меры предупреждения преступлений, связанных с проституцией / Е. Е. Мирзоиматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64059/ (дата обращения: 16.12.2024).



Преступления, связанные с проституцией — один из самых закрытых секторов криминального мира. Организованная проституция опасна прежде всего тем, что становится прикрытием для преступлений другого рода.

В настоящее время круг преступлений, связанных с проституцией, очерченный в УК РФ [1], довольно ограничен. Криминализировано всего 3 состава, чего, очевидно, недостаточно для предупреждения преступлений, связанных с проституцией, поскольку существующие в настоящее время в законодательстве России составы охватывают только часть деяний и не всегда правильно применяются.

В борьбе с преступлениями, связанными с проституцией, сложно то, что эти преступления, как правило, хорошо скрываются. Это показывает нам и число осужденных за последние годы по этим составам, представленное ниже.

При этом, несмотря на снижение количества лиц, осуждаемых за преступления, связанные с проституцией, количество самих преступлений, скорее всего, не изменяется — на место задержанных преступников в этой индустрии достаточно быстро приходят новые.

Вместе с тем применение запретительных правовых мер по отношению к проституции как явлению социальному, а также её легализация — неэффективны для устранения преступлений, связанных с проституцией, если их использовать не в связке друг с другом.

Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее время в России в научных кругах возросло число сторонников легализации проституции [2]. В то же время правовая политика в Российской Федерации по отношению к вопросу о легализации проституции движется в сторону несколько иного направления, чем безоговорочное разрешение этой деятельности [3]. Представители законодательной власти, а также те исследователи, которые занимаются созданием нормативно-правовых документов, понимают и принимают риски, связанные с легализацией проституции, поскольку изучение нормативно-правовых актов зарубежных государств, а также их правоприменительной практики показывает то, что к этому вопросу стоит подходить комплексно.

При этом комплексная работа над вопросом означает не только легализацию проституции и ужесточение наказания за преступления, с ней связанные, но и деятельность государства, направленную на выравнивание экономического положения населения и решение существующих в государстве социальных проблем. Чистая легализация или криминализация проституции, как показывает практика, неэффективна для полного устранения или снижения количества преступлений, связанных с проституцией.

Соответственно, необходимо сочетать правовые меры с мерами социальными: выровнять экономическое положение регионов, обеспечить образование, дать жертвам преступлений, связанных с проституцией, возможность вновь социализироваться, влиться в общество.

Разумеется, решение социальных проблем общества не сможет полностью решить проблему как с добровольной, так и с организованной проституцией, однако количество женщин, детей и подростков, вовлекаемых в этот криминальный бизнес, ожидаемо должно снизиться.

Для того, чтобы сократить количество женщин любых возрастов, а также мужчин, которые ввиду своего положения в обществе могут быть вовлечены или принуждены к проституции, в первую очередь необходимо выровнять экономическое положение регионов в Российской Федерации, поскольку в настоящий период наблюдается явный перекос между столичными городами и региональными центрами, если сравнивать их вместе и проводить сравнение и между ними и сельской местностью.

Экономические меры должны затрагивать создание новых рабочих мест в регионах, а также подготовку населения к работе с использованием программ обучения. При этом не стоит ожидать быстрый эффект от введённых мер, поскольку они прежде всего направлены на выравнивание положения в российских семьях и тем самым снижение числа потенциальных жертв преступлений, связанных с проституцией.

Второе направление социальной политики в этой области должно затрагивать повышение доступности образования и его качества. Как показывает практика, большинство девушек, ставших проститутками добровольно или в результате принуждения, имеют достаточно низкий уровень образования и тем самым обрекают себя на длительное участие в криминальном бизнесе.

Что касается пункта о повышении качества образования, то здесь это также необходимо. Дело в том, что вовлечение в проституцию, а также иные преступления, с ней связанные, касаются не только тех девушек, которые находятся в очевидной группе риска, но и тех, кто проживает в достаточно благоустроенных семьях, но в силу недостаточной образованности не может определить истинные намерения лиц, вовлекающих в проституцию.

К сожалению, проблема с образованием комплексная — в стране рухнул престиж образования, и поднимается он сравнительно медленно. Многие молодые люди опираются на истории знаменитых бизнесменов, которые так и не получили высшего или среднего образования, порой — не окончили даже школы, но добились высот. Однако подростки и молодежь в основной своей массе забывают о явлении ошибки выжившего — о том, что эти бизнесмены скорее исключение из правила, а не правило само по себе.

Что же касается правового аппарата среди мер противодействия преступлениям, связанным с проституцией, то здесь хочется выделить следующее:

  1. Целесообразно выделить в отдельный состав вовлечение в проституцию малолетнего лица. В таком случае состав будет называться «Вовлечение в проституцию малолетних» и будет значиться в статье под номером 240.2.

Формулировка основного состава будет звучать следующим образом:

«1. Вовлечение в проституцию или принуждение к ней в отношении малолетнего лица наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до трех лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с перемещением потерпевшего через Государственную границу Российской Федерации или с незаконным удержанием его за границей;

в) группой лиц по предварительному сговору;

г) родственниками потерпевшего или лицами, связанными с вовлекаемым лицом ввиду своего служебного положения

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с ограничением свободы на срок до 3 лет или без такового с лишением права занимать определенные должности на срок до 20 лет

3. Деяния, предусмотренные частью 1 и 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до трех лет либо без такового»

Жесткость наказания обусловлена малозащищенностью малолетних лиц и их подверженностью к доверию знакомым и малознакомым лицам — как правило, малолетние дети более доверчивы и потому часто становятся жертвами не только вовлечения в проституцию, но и других преступлений, которые наносят ребенку непоправимый вред, при этом в некоторых случаях этот вред несовместим с жизнью.

  1. Есть смысл прислушаться к мнению исследователей и способом, аналогичным тому, что был использован в представленной выше формулировке нового состава УК РФ, вывести отдельным составом посредничество в организации занятия проституцией.
  2. Уточнить формулировку «а» части 2 статьи 240 УК РФ и указать следующее: с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья вовлекаемого лица, или же с угрозой его применения.
  3. Вероятно, стоит также прислушаться к правоприменителям и отделить от торговли людьми вербовку с целью сексуальной эксплуатации в отдельный состав, поскольку вербовка с целью сексуальной эксплуатации, осуществляемая в рамках правового поля торговли людьми в настоящее время сложно квалифицируется и зачастую может соединяться с вовлечением в проституцию, хотя сексуальная эксплуатация может выполняться и одним партнером, при этом потерпевшая в таких преступлениях покупается единоразово и в полной мере. Поэтому также проблемно будет отделить этот состав от торговли людьми.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — С. 2954
  2. Грухин Ю. А., Колосовская Н. А. К вопросу о легализации проституции в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: В 3-х частях. отв. ред. Н. Н. Понарина, С. С. Чернов. 2018.
  3. Яковенко В. С. Правовая политика Российской Федерации в области противодействия проституции // Достижения науки и образования. 2018. № 12 (34).
Основные термины (генерируются автоматически): проституция, преступление, легализация проституции, лишение свободы, ограничение свободы, отдельный состав, Российская Федерация, сексуальная эксплуатация, срок, торговля людьми.


Похожие статьи

Некоторые актуальные аспекты квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Актуальные вопросы, связанные с применением полиграфа при расследовании преступлений

Проблема классификации преступлений, связанных с необходимой обороной

Эволюция уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Особенности производства следственных действий при расследовании преступлений, связанных с неуплатой средств на содержание детей

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями

Преступления, связанные с проституцией, и торговля людьми: отграничение и взаимосвязь

Похожие статьи

Некоторые актуальные аспекты квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств

Актуальные вопросы, связанные с применением полиграфа при расследовании преступлений

Проблема классификации преступлений, связанных с необходимой обороной

Эволюция уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств

Прокурорский надзор за расследованием уголовных дел, связанных с противодействием терроризму и экстремизму

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Особенности производства следственных действий при расследовании преступлений, связанных с неуплатой средств на содержание детей

Предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры

Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями

Преступления, связанные с проституцией, и торговля людьми: отграничение и взаимосвязь

Задать вопрос