Самообразование обучающихся — инструмент активного профессионального развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.11.2019

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Сомов, С. В. Самообразование обучающихся — инструмент активного профессионального развития / С. В. Сомов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 305-312. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64114/ (дата обращения: 23.04.2024).



Что такое самообразование? К понятию самообразования есть несколько подходов: педагогический, психологический, философский, технологический, литературный в конце концов. «Ничего так не помогает пониманию основ образования, как самообразование через литературные рукописи», — писал русский публицист и литературный критик Писарев Д. И. [5, с.112]. Он утверждал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Итак, разберемся с этим комплексным и всеобъемлющим понятием.

По одним данным, самообразование это — образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала. Банально, просто, но в этом задумка возможности учиться всегда. Русский книговед, библиограф и писатель Николай Александрович Рубакин утверждал: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».

А вот еще один взгляд на рассматриваемое понятие. Самообразование — это приобретение человеком с его точки зрения нужных ему навыков, знаний и умений через самостоятельные занятия вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя [3].

Что же может подтолкнуть человека работать над собой, двигаться вперед, повышать свои возможности и множить свои знания, как не самообразование?

Именно оно является системой внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование — это мощный фактор, восполняющий и обогащающий образование, организованное обществом. Если не прямой, то косвенной целью бытия является собственное развитие человека. А, уважая труд и знания своих предков, развивать себя и свое поколение было во все времена задачей любого цивилизованного общества.

Наличие учителя при образовании вполне допустимо (куратор, наставник, покровитель). Но гораздо важнее, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить. А уж как будет он это делать, с помощью чего-то или кого-то — это совсем не важно. Без сомнения, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека — он сам должен хотеть учиться, используя для этого любые доступные ему возможности.

А вот можно ли обойтись без самообразования, как считают многие? Конечно, можно. Вопрос только в том, какой эта жизнь будет, если в ней предпочитают обходиться без таких важных вещей, как развитие и преумножение своих знаний? Вероятно, не самой успешной и интересной, потому что без новых знаний и без навыков ими пользоваться люди будут слабее тех, кто знает много больше и у кого мышление развито на порядок лучше. И зачем без него обходиться, ведь оно ничего уникального от человека не требует, кроме его времени и активных волевых усилий? Мы же все равно тратим свободное время, например, на развлечения. Почему бы его хотя бы частично не потратить и на самообразование, ведь часто учиться новому тоже может быть настоящим развлечением? Вам нужно постараться почувствовать к изучению нового интерес, желание познания.

Самообразование важно еще и потому, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь лишь в любых учебных заведениях, ему вряд ли будет хватать в современном динамически развивающемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку прогресс цивилизации увеличивается в геометрической прогрессии.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования [1, с.13].

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самооценка и самоанализ. А вот умение оценить себя — сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут никогда не пригодиться. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не дать. Так уж установлено, что в образовании не обучающийся устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. В связи с этим обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или такое образование может не соответствовать его целям.

А вот самообразование может быть таким, каким Вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать — используя различные источники информации, а не те, которые кем-то были отобраны. Выходит главная разница между классическим образованием и самообразованием: самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться каждые пять-семь лет. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования мира и средств взаимодействий.

С возрастом человек отбрасывает «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от неактуальных и неугодных вариантов развития.

Итак, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

И главная задача самообразования — самостоятельное развитие и совершенствование личности для наибольшей подготовки ее к жизни; построение личности, всегда способной не только познавать существующий мир, но и к лучшему изменять его.

И еще один важный фактор. Квалифицированный работник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, ответственным, готовым к постоянному профессиональному росту. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы.

Что же включает в себя профессиональное развитие студентов?

Это потенциальная цель самообразования, точнее сказать, одна из целей. Чтобы понять, является ли самообразование фактором для активного профессионального развития обучающихся, важно видеть: из чего состоит это самое профессиональное развитие студентов.

Нахлынувший как огромное цунами век информационных технологий предъявляет новые требования к системе образования. Смена цели и парадигмы образования на профессиональное развитие, на развитие личности человека — оправданна и своевременна.

Информационное современное общество характеризуется высокой степенью динамизма, неопределенности, непривычно высокими темпами перемен. Именно динамизм и неопределенность проявляются на всех уровнях — глобальном, социальном, региональном, индивидуальном и становятся характеристиками всех сторон нашей жизни. Новые условия выдвигают иные, более системные требования на всех уровнях профессионального образования к подготовке современных специалистов.

Конечно, современный работодатель заинтересован в таком работнике, который, во-первых, умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, во-вторых, обладает критическим и творческим мышлением, ну и в-третьих, владеет богатым словарным запасом.

И, кроме того, специалист, работающий и живущий в современном обществе, должен обладать определенными необходимыми качествами личности, в частности:

– гибко адаптироваться в произвольных динамичных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, оперативно находя достаточно надежные источники, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

– самостоятельно объективно критически мыслить, быть способным генерировать новаторские проекты, творчески мыслить;

– быстро и грамотно работать с имеющейся информацией и уметь ее получать в необходимых количествах;

– уметь работать сообща в разных областях;

– самостоятельно трудиться над воспитанием и развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

И, таким образом, новое качество подготовки специалистов с разными уровнями профессионального образования требует иных критериев его оценки. Современные научные исследования подтверждают, что лишь на 16 % преуспевание в финансовом отношении обусловливается знаниями своей профессии, а умением обращаться с коллегами — на 84 %. Это и склонять людей к своей точке зрения, и рекламировать себя и свои идеи, т. е. с личными качествами и способностями. Реальная жизнь и практика демонстрируют, что наиболее часто успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются те студенты, которые проявляли активность, темперамент, творческие качества, реализовывали себя в различных видах деятельности: экономической, общественной, культурной, научной и др.

Самарин Ю. А., известный психолог-социолог, автор книг о психологии подросткового возраста, увидел в развитии студенческой молодежи ряд характерных черт и противоречий социально-психологического характера [7, с.73]. В подростковый и ранний юношеский период человек определяет свой жизненный путь, овладевает профессией и начинает пробовать себя в разнообразных областях жизни; планирует свою деятельность и поведение; отстаивает активно самостоятельность своих суждений и действий.

Под влиянием нового положения, которое молодой потенциальный специалист начинает занимать в обществе начинает складываться личность студента в системе общественных отношений, которые происходят в его жизни с поступлением в образовательное учреждение. Специфика студента учреждения среднего профессионального образования, в том числе студента техникума, определяется особенностями возраста студентов (16–20 лет), характеризующегося сменой видов деятельности при переходе от старшего подросткового к юношескому. Д. И. Фельдштейн считает, что в этом возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [8, с. 59].

Студенты сталкиваются с видами деятельности, являющимися компонентами их будущей профессии, которые требуют большей самостоятельности и ответственности. Производственная практика — особый вид деятельности студента. В ходе практики молодой человек (или девушка) знакомится с деятельностью трудовых коллективов и сам участвует в процессе производства, происходит активное общение с членами производственного, трудового коллектива, изучение и принятие новых требований, норм поведения. Молодой индивидуум сделал ответственный социальный выбор — выбор специальности. Если выбор сделан сознательно, то наблюдается большая активность по овладению этой специальностью. Поэтому дальнейшее развитие студентов связано с возложением на них социально значимых обязанностей, которые обусловлены подготовкой к будущей профессиональной деятельности.

Как следствие, важным становится вопрос профессионального развития будущего специалиста. Профессиональное развитие студента обязательно должно носить системный характер, реализовываться во всех направлениях деятельности образовательной организации.

В концепции ведущей деятельности субъекта, которая стала определяющей в отечественной психологии на многие годы, процесс развития стал рассматриваться как процесс самодвижения субъекта благодаря его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности Климов Е. А. характеризовал, как индивидуально своеобразную систему психических средств, к которым стихийно или сознательно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности [2, с.26].

В соответствии с общенаучной методологией мы определяем развитие как закономерное, необратимое и направленное изменение качества материальных или идеальных объектов.

Под профессиональным развитием понимается происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам.

В психологическом словаре И. Кондакова [3] дается другая трактовка понятия — под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития.

Здесь главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. Тут же другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации человека.

В распространенной в настоящее время концепции Д. Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие «Я-концепции» при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей.

В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций (Оно, Я, Сверх-Я), разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных потребностей ребенка.

Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли в основу разработанной концепции Л. М. Митиной, где фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость.

Все выделенные интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности (в разной степени). Каждая интегральная характеристика в отдельности представляет собой определенное сочетание или комбинацию значимых личностных качеств, во многом существенных для успешного проявления в рамках той или иной конкретной профессии. Базовым условием развития интегральных характеристик личности профессионала являются осознание им необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в труде, т. е. повышение уровня профессионального самосознания.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни послужило методологической основой для построения двух моделей профессионального труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности [6].

При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. В модели профессионального развития (вторая модель) человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее.

Исследуя профессиональное развитие, как непрерывный процесс самопроектирования личности, Митина Л. М. выделила в нем три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию [5, с.102].

Современной психологической основой образовательных проектов и программ профессионального развития личности является принцип саморазвития, интегрирующий систему фундаментальных принципов развития личности сформулированных в культурноисторической теории происхождения и формирования психики и сознания Л. С. Выготского, психологической теории личности и деятельности А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других [4].

Из вышесказанного следует, что развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности. Выбор профессии — это выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде — с другой. А значит, профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является и результатом, и средством развития личности.

Кроме этого, профессиональное развитие связано с профессиональной обучаемостью — открытостью к дальнейшему профессиональному развитию, предполагающей готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта.

Базовым подходом в исследовании проблемы профессионального развития обычно считают системный, основная задача которого состоит в конструировании сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

Воспитание профессиональных работников — это сложный и многосторонний процесс, поэтому системный подход является основополагающим. Это объясняется тем, что создание комфортности учебной деятельности представляет собой целостную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Педагогические системы отличаются своей сложностью. Сложность их обусловлена, с одной стороны, формальным многообразием элементов, связей, функций, возможных путей развития (например, образовательных отношений). Особенностью педагогических систем является их не стихийное функционирование и развитие. Происходящие в них изменения носят упорядоченный характер, благодаря управлению.

Творческое развитие студента — одно из условий профессионального развития, которое может быть реализовано, например, средствами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Выделяют минимум два пути реализации ТРИЗ через учебный процесс. Во-первых, введение специального курса ТРИЗ для студентов образовательной организации; во вторых внедрение инновационных педагогических технологий, изменение структуры учебных занятий и наполнения их оригинальным содержанием.

А теперь отследим профессиональный путь студента образовательной организации. Во время обучения в образовательной организации закладывается фундамент будущей карьеры, студент вступает в новые взаимодействия, получает ценный опыт профессиональной коммуникабельности. Требования к современному выпускнику достаточно высоки.

Рис. 1. Схема: модель выпускника нового поколения

Все умения делятся на две категории. Это умение учиться и умение общаться, то есть строить эффективные отношения с людьми. Умение учиться — важная составляющая любого перспективного специалиста. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, поэтому они требуют постоянного обновления. Умение учиться проявляется в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Это еще и способность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация. Учебный процесс включает теоретические и практические занятия. К теоретическим относятся преимущественно лекционные занятия, получение необходимого в работе пакета информации, к практическим занятиям относятся семинары, практикумы, лабораторные работы и практика учебная или производственная, а также самостоятельные практические упражнения, отрабатывающие усвоенные знания на примерных задачах (при самообразовании).

Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования путем привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в данном случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, электронная сеть, дистанционное самообразование.

Вторым источником является исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающего мира, будущий специалист упорядочивает свои знания и формирует личный профессиональный стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.

Третьим источником систематического самообразования является обучение на разных курсах. Это могут быть курсы стенографии, изучения иностранного языка, курсы ораторского мастерства и так далее.

Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях.

Окружающая действительность — пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию из окружающего мира в полезную для себя, пропускать ее через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуациях. Особое значение для педагогов имеет навык командной работы. Он включает:

– умение подключать других для помощи в вашей деятельности;

– умение нивелировать конфликты;

– умение планировать свою деятельность;

– умение редактировать работу группы;

– умение обобщать разрозненный материал.

Для будущего специалиста очень важен еще один источник самообразования — его увлечения, так называемые «специальные умения».

Что включает в себя стимулирование профессионального развития студентов?

При массовом совершенствовании деятельности государственных учебных организаций, внедрения новых стандартов и педагогических технологий возникла и получила приоритетное внимание специалистов всего мира новая система ценностей и целей образования, базирующаяся на идеях личностно-ориентированной педагогики. Смена акцентов добивается рассмотрение студента не как объекта, получающего знания и приобретающего систему умений и навыков, а как самоорганизованного субъекта профессиональной подготовки, нацеленного на самосовершенствование с учетом личных интересов, способностей и мотивов.

Целевые психолого-педагогические исследования, а также результаты практической деятельности свидетельствуют, что профессиональное самосовершенствование всегда является результатом осознанного взаимодействия обучаемого и конкретной социальной среды, в процессе которого он реализует потребности выработать у себя важные личностные качества, которые обеспечивают успех в учебной деятельности и в жизни в целом. А значит, профессиональное самосовершенствование студентов можно изучать, как целенаправленный, сознательный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Основаниями рассматриваемого феномена являются требования общества и профессии к личности современного специалиста, причем они должны быть выше наличных возможностей рассматриваемого студента. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности человека, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало профессионального самосовершенствования, является отношение самого обучаемого к предъявляемым требованиям. Закономерно, что при безразличном отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии предъявляемых требований студент будет испытывать потребность в самосовершенствовании.

Потребность находит свой предмет в образе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования студентов находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри личности. «Человек как личность, — подчеркнул М. И. Рожков, — всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный, индивидуальный путь, определяет смысл своей жизни и её траекторию».

Таким образом, современное профессиональное образование приобретает смысл и значение лишь через призму самоценности жизни, взятой вне всякой связи с утилитарно понимаемой пользой. Оно связано со становлением личности, и в этом его высшая ценность.

Базовым этапом большой и кропотливой работы студента по самосовершенствованию является этап самопознания. Он представляет собой сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития и обновления требуемых личностных качеств.

Далее на основе самооценки и самопознания у студентов начинает вырабатываться логическое стремление заниматься саморазвитием и самосовершенствованием. Процесс принятия этого решения происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности. Именно на данном этапе создается модель работы над собой. Важно волевым путем преодолеть самолюбование и эгоизм, а порой и определенную растерянность перед вновь встающими сложными задачами.

На этапе планирования укрепляется решение о самосовершенствовании, конкретизируется круг задач.

У любой личности планирование самосовершенствования — процесс многозначный, помогающий организовать, структурировать и упорядочить работу над собой. Происходит определение цели и основных задач самосовершенствования, разработка программы личного развития, далее определяются организующие основы своей деятельности по самосовершенствованию (выработка личных правил поведения, выбор форм, средств, методов и приемов решения задач в работе над собой).

Высокая эффективность самосовершенствования студентов может быть достигнута, если они приложат достаточные усилия на этапах и самоконтроля, и самокоррекции. Сущность деятельности обучающихся на данном этапе заключается в том, что они контролируют работу над собой, постоянно держат ее в пределах своего активного сознания. На этой основе своевременно устанавливают или предотвращают возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной, планируемой, вносят соответствующие коррективы в план дальнейшей работы.

Преподаватели учебного учреждения с этой целью могут рекомендовать воспитанникам вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.

Тогда самосовершенствование можно рассматривать как производную взаимодействия в определенный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящую к возникновению положительного потенциала развития будущих специалистов.

Самосовершенствование предполагает не простое приспособление к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной подготовки. Наставнику следует это помнить,

Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя адаптивную и творческую стороны в любой деятельности. Адаптация, по его мнению, позволяет человеку ознакомиться и ассимилировать имеющиеся уже наработанные знания, умения и навыки из арсенала своей будущей профессии, а самостоятельная творческая деятельность дает ему возможность развивать собственные силы путем выхода за рамки сложившихся стереотипов и на основе этого «двинуть себя вперед». А, как известно, творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Поэтому на аудиторных занятиях необходимо использовать активные формы, методы и педагогические средства, раскрывающие и формирующие творческий потенциал личности будущего педагога, стимулирующие систематическую и целенаправленную работу над собой.

При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель может использовать разнообразные приемы развития мотивации профессионального самосовершенствования [7, с.58]:

– установка временных ориентиров выполнения заданий для выработки навыков планирования бюджета времени;

– сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки;

– убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях;

– проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке;

– применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой;

– применение методов активного обучения (анализ профессиональных ситуаций, дискуссии, тренинги, деловые игры и др.);

– выдача студентам методических указаний, содержащих подробный алгоритм выполнения работы, разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, задачи для решения и методические указания;

– рейтинговый метод контроля и результатов самостоятельной познавательной деятельности;

– присвоение статуса «студент-консультант» наиболее продвинутым и способным студентам и др.

Итак, самостоятельная работа формирует совокупность умений и навыков, а кроме этого, профессионально важные качества современного высококвалифицированного специалиста.

Литература:

  1. Бекоева, М. И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования М. И. Бекоева//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 22–25.
  2. Климов, Е. А. Индивидуальная деятельность [Текст] / Е. А. Климов. — Казань, 1974. — С. 49
  3. Кондаков, И. Психологический словарь И.Кондаков, 2000 г.
  4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  5. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя: [Текст]. Монография, Флинта — Московский психолого-социальный институт, 1998–200 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.: ил.
  7. Самарин, Ю. А. Психология студенческого возраста и становление специалиста [Текст] / Ю. А. Самарин. — М., 1969. — 209 с.
  8. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, знание, самообразование, умение, профессиональная деятельность, образовательная организация, будущий специалист, профессиональное образование, профессиональное самосовершенствование, самостоятельная работа.


Похожие статьи

Самообразование как основа успешности человека

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности...

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

Профессиональный интерес является значительным фактором развития профессионально значимых качеств, побуждающим студента настойчиво и целеустремленно овладевать знаниями, умениями и навыками для профессионального самосовершенствования.

Самообразование как условие профессионального...

Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания...

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель...

Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование ; профессионально. Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные...

Формирование профессиональных компетенций у студентов...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение

Он направлен на формирование группы профессиональных компетенций.«Модуль — это законченная единица образовательной...

Организация процесса самообразования педагога

Самообразование как ценность профессионального ... профессиональное становление педагога , профессиональное становление, становление. Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе .

Похожие статьи

Самообразование как основа успешности человека

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности...

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

Требования к профессиональному развитию педагогов...

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования...

Развитие профессиональных качеств будущих учителей...

Профессиональный интерес является значительным фактором развития профессионально значимых качеств, побуждающим студента настойчиво и целеустремленно овладевать знаниями, умениями и навыками для профессионального самосовершенствования.

Самообразование как условие профессионального...

Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания...

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель...

Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование ; профессионально. Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся...

В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально значимых качеств учащихся

Сфера профессионального образования находится в постоянном развитии

Профессионально важные качества будущего специалиста — это те его индивидуальные...

Формирование профессиональных компетенций у студентов...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение

Он направлен на формирование группы профессиональных компетенций.«Модуль — это законченная единица образовательной...

Организация процесса самообразования педагога

Самообразование как ценность профессионального ... профессиональное становление педагога , профессиональное становление, становление. Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе .

Задать вопрос