Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 6 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.11.2019

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Гузаирова, Д. С. Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала / Д. С. Гузаирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64111/ (дата обращения: 27.05.2020).



Сегодня в условиях быстрого обновления содержания труда особая роль в организации отводится внутрифирменному обучению персонала. Поиск новых методов и форм обучения для развития и совершенствования профессиональных способностей и умений работников подчеркнул значимость профессиональных тренингов и обусловил их организацию и проведение в процессе внутрифирменного обучения персонала.

Как особая форма делового обучения тренинги возникли на Западе в 40-х годах ХХ века, в России появились лишь в начале 90-х годов. Профессиональный тренинг в Национальной психологической энциклопедии рассматривается как система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств [4]. Мы разделяем точку зрения А. Ф. Гузаировой и И. В. Кравец, рассматривающих тренинг как метод интерактивного обучения, который позволяет каждому его участнику продемонстрировать выполнение заданий, обменяться опытом с коллегами и получить обратную связь. Основной акцент в тренинге ставится на получение знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности [1, С. 20].

Профессиональный тренинг дает возможность моделировать ключевые содержательные и функциональные моменты профессиональной деятельности, активно в нее включаться, что способствует работникам переход на новый уровень, этап и ступень профессионализма. Такая форма обучения позволяет участникам за короткое время выявить эффективные и неэффективные стратегии своего поведения, стимулировать готовность работников к инновациям, формировать умения профессионального сотрудничества, усовершенствовать свои профессиональные качества, побуждать к процессу постоянного профессионального самосовершенствования.

Н. Н. Зенько определяет следующие принципы проведения тренинга, классифицируя их по направлениям работы: по созданию необходимой образовательной среды (системной детерминации; реалистичности; избыточности); по стимулированию поведения участников тренинга (активности; исследовательской и творческой позиции; объективности поведения; субъект-субъектной коммуникации); по организационным вопросам (физической закрытости; формирования групп; пространственно-временной организации); по этике взаимодействия участников (гуманизма; конфиденциальности; соответствия содержания тренинга его целевым ориентирам) [2; С.32].

Организация и проведение профессионального тренинга в процессе внутрифирменного обучения персонала состоит из определенного количества действий, которые совершаются последовательно.

На первом этапе определяется тема тренинга в ходе оценки потребности обучения, формируется группа участников, составляется программа тренинга, создаются комфортные условия для эффективного проведения занятий в организации, обеспечив административно-техническую поддержку.

На втором этапе проводятся тренинг, включающий упражнения на знакомство, запись опасений и ожиданий от предстоящих занятий, каждодневную диагностику потребностей группы с целью выявления заинтересованности и участия в проведении данной формы занятия, формулирование целей и задач, предоставление необходимой информации, отработку навыков и получение обратной связи. Н. В. Липаткина отмечает, что для установления эффективной обратной связи необходимыми предпосылками являются следующие условия: неотсроченность обратной связи; конкретность обратной связи; соответствие обратной связи потребностям как получающего, так и предоставляющего обратную связь; реализация обратной связи в контексте группы; конструктивный характер высказываний по поводу свойств, которые реально могут быть изменены [3; С.41].

На третьем этапе подводятся итоги тренинга, и применяется полученный опыт на практике.

Эффективность профессионального тренинга во многом зависит от разнообразия методов интерактивных технологий, применяемых в данной форме обучения. Выбор конкретного метода определяется следующими факторами: содержанием тренинга; особенностями группы; особенностями ситуации; возможностями организации.

Большой интерес для проведения профессионального тренинга представляет ролевая игра, направленная на решение проблемы путем импровизированного разыгрывания разных профессиональных ролей, с которыми участникам приходится сталкиваться в трудовой деятельности. В заключение игры проводится групповая дискуссия, в ходе которой обсуждается адекватность предложенных решений, а также уместность, правдоподобность, целесообразность поведения участников.

Кейс-стади предполагают в ходе тренинга решение специально спроектированных конкретных кейс-заданий по обсуждаемой проблеме. Анализ таких заданий может выполняться как индивидуально, так и в мини-группах.

Мозговой штурм (мозговая атака)как метод накопления нестандартных профессиональных решений, возможных способов описания мнений группы, касающихся определенного вопроса.

После завершения профессионального тренинга с целью получения обратной связи, персоналу, прошедшему обучение, можно предложить заполнить следующую анкету.

Анкета «Оценка результатов тренинга»

Участник тренинга (Ф. И. О.) _____________________________________

Подразделение, должность ______________________________________

Тема обучения ________________________________________________

Дата обучения ________________________________________________

Место обучения _______________________________________________

1. Дайте оценку результатам обучения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

Критерии оценки

Балл

Замечания/предложения

1. Актуальность темы тренинга

2. Соответствие содержания тренинга вашим ожиданиям

3. Четкость формулирования целей и задач

4. Новизна полученной информации

5. Полнота изложенного материала

6. Понятность изложенного материала

7. Интересная форма обсуждения информации. Назовите их.

8. Насколько обучение способствовало развитию практических навыков? Назовите их.

9. Насколько обучение способствовало совершенствованию профессиональных качеств. Каких именно?

10. Удовлетворенность полученными результатами тренинга

Общее количество баллов

Результативность обучения (%) = общее кол-во баллов/100*100 %

2. Дайте характеристику программе тренинга

Часть тренинга, которая оказалась …

Описание части тренинга

для вас наиболее интересной

для вас наименее интересной

наиболее полезной для вашей практической деятельности

наименее полезной для вашей практической деятельности

3. Оцените вашу готовность применить на практике полученные знания и умения (по 10- балльной школе: 1 — низший балл, 10 — высший балл).

До тренинга:

После тренинга

Желание, намерение (я хочу)

Понимание (я знаю как)

Способность, умение (я могу)

4. Ваши пожелания по совершенствованию обучения _______________

Дата ___________ подпись _____________

Таким образом, организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала активизирует и мотивирует работников переносить полученные знания и умения в профессиональную деятельность, тем самым повышая ее эффективность.

Литература:

  1. Гузаирова А. Ф. Разработка программы внутрифирменного обучения работников организации / А. Ф. Гузаирова, И. В. Кравец // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып. 52. — Ч. 3. — С. 16–25.
  2. Зенько, Н. Н. Теория и методика тренинга. Общие основы организации: практическое пособие / Н. Н. Зенько. Гомель: ГГУ имени Ф. Скорины, 2018. — 47 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.gsu.by/
  3. Липаткина Н. В. Проектирование образовательной среды. Учебное пособие / Н. В. Липаткина. Оренбург: Изд-во: Руссервис, 2019. — 98 с.
  4. Словарь по профориентации и психологической поддержке. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://vocabulary.ru/termin/professionalnyi-trening.html
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, профессиональный тренинг, внутрифирменное обучение персонала, форма обучения, тренинг, профессиональная деятельность, высший балл, балльная школа, ваша практическая деятельность, программа тренинга.


Похожие статьи

Коучинг и тренинг в системе обучения и развития персонала

На сегодняшний день понятие «коучинг» оказывается одним из востребованных в менеджменте и консалтинге. Консалтинг — это консультирование людей, занимающих управленческие должности в вопросах деятельности компании.

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного...

Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени, способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли...

Новые формы и методы обучения персонала как необходимое...

В современных условиях руководство компаний и организаций вынуждено совершенствовать методы своей работы, а также стремиться качественно поднять на новый уровень деятельность организации.

Внутрифирменное обучение: теоретический аспект

В настоящее время при высочайшей конкуренции во всех отраслях, за исключением монополизма, и высокого технического процесса, в результате которого происходит быстрая потеря профессиональных навыков...

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Обучение в условиях социально- психологического тренинга рассматривается как саморазвитие, самосовершенствование

2. Шамонин А,В. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в процессе социально-психологического тренинга: Социально...

Корпоративное обучение как метод повышения лояльности...

Обучение персонала, как правило, включает в себя: − Во первых, обучение перед началом работы.

Основной задачей тренинга является проведение анализа поведения сотрудников в

Специальная компания разрабатывает план обучения персонала, исходя из имеющегося...

Формирование психологической готовности участников...

Интерактивные технологии обучения; индивидуальная и коллективная проектная деятельность, построение индивидуальных образовательных траекторий; формирование лидерских качеств, стремления к успешности, профессионального стратоплана, стрессоустойчивости.

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

тренинг — формат обучения, направленный на освоение работниками моделей эффективного поведения в различных ситуациях (предполагает знакомство с теоретической информацией и отработку конкретных практических навыков); − семинар — формат обучения, направленный...

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный...

Игровые формы обучения персонала организации

Из перечисленных выше функций игровых форм обучения персонала организации можно сделать вывод, что, такая форма обучения персонала позволяет сотрудникам организации: - саморазвиваться, получая удовольствие от самого процесса происходящего

Похожие статьи

Коучинг и тренинг в системе обучения и развития персонала

На сегодняшний день понятие «коучинг» оказывается одним из востребованных в менеджменте и консалтинге. Консалтинг — это консультирование людей, занимающих управленческие должности в вопросах деятельности компании.

Социально-психологический тренинг как форма интерактивного...

Тренинг как один из методов интерактивного обучения, в наибольшей степени, способствует развитию и формированию социально-психологических качеств личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и доступной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли...

Новые формы и методы обучения персонала как необходимое...

В современных условиях руководство компаний и организаций вынуждено совершенствовать методы своей работы, а также стремиться качественно поднять на новый уровень деятельность организации.

Внутрифирменное обучение: теоретический аспект

В настоящее время при высочайшей конкуренции во всех отраслях, за исключением монополизма, и высокого технического процесса, в результате которого происходит быстрая потеря профессиональных навыков...

Формирование профессиональных компетенций преподавателя...

Обучение в условиях социально- психологического тренинга рассматривается как саморазвитие, самосовершенствование

2. Шамонин А,В. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в процессе социально-психологического тренинга: Социально...

Корпоративное обучение как метод повышения лояльности...

Обучение персонала, как правило, включает в себя: − Во первых, обучение перед началом работы.

Основной задачей тренинга является проведение анализа поведения сотрудников в

Специальная компания разрабатывает план обучения персонала, исходя из имеющегося...

Формирование психологической готовности участников...

Интерактивные технологии обучения; индивидуальная и коллективная проектная деятельность, построение индивидуальных образовательных траекторий; формирование лидерских качеств, стремления к успешности, профессионального стратоплана, стрессоустойчивости.

Профессиональное обучение и развитие персонала предприятия

тренинг — формат обучения, направленный на освоение работниками моделей эффективного поведения в различных ситуациях (предполагает знакомство с теоретической информацией и отработку конкретных практических навыков); − семинар — формат обучения, направленный...

Тренинг как технология активного обучения | Статья в журнале...

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный...

Игровые формы обучения персонала организации

Из перечисленных выше функций игровых форм обучения персонала организации можно сделать вывод, что, такая форма обучения персонала позволяет сотрудникам организации: - саморазвиваться, получая удовольствие от самого процесса происходящего

Задать вопрос