Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Трошина, Е. А. Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности / Е. А. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64099/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взрослыми, что ограничивает их коммуникативные возможности, приводит к дезадаптации в обществе. Представлены основные направления и содержание коррекционной работы по преодолению нарушений социальных отношений и старших дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: ребенок, психическое развитие, театрализованная деятельность, отношения, коррекционная работа, связная речь, моторика, игра- импровизация, взрослый, задержка психического развития.

Актуальной проблемой развития детей дошкольного возраста является формирование социальных отношений, это обусловлено тем, что от их полноценного овладения зависит развитие налаживания эмоционального контакта ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникации в целом. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, имеющих в структуре дефекта выраженное недоразвитие эмоционально-волевой сферы неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, и замедленное развитие интеллектуальных процессов. Разработка содержания коррекционной работы и научно-методического сопровождения имеет значение и для педагогов школ, и для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Необходимо отметить тот факт, что для успешной социализации человека в жизни необходимо иметь ряд качеств и умений. Многие ученые, исследователи, такие как Л. С. Выготский, Г М Дульнев, В. Г. Петрова, Т. А. Егорова, Е. С. Слепович, У. В. Ульянкова, Е. Е. Дмитриева отмечают, что у детей с задержкой психического развития низкая потребность в общении, наблюдаются дезадаптивные формы взаимодействия такие как отчуждение, избегание и конфликты. Авторы утверждают, что самая трудная педагогическая проблема в работе с такими детьми — их социализация.

По данным Т. А. Егоровой у таких детей отмечается зависимость к животному, растительному и миру. Е. С. Селепович считает, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития редко обращаются за помощью к взрослым воспитателям и другим специалистам, они склонны прекратить деятельности, чем вступить в общение со взрослыми. Дети пассивны в игре со сверстниками. При неудачах дети прекращают деятельность. Дети с задержкой психического развития чувствительны к заботе и ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяет тактильный контакт, улыба, похвала [1, с. 18]. Из-за отсутствия интереса к явлениям физического мира у таких детей однообразные познавательные интересы, бедность контактов со взрослыми.

Таким образом, можно говорить о том, что различные исследования носят разрозненный характер. Вместе с тем концептуальный подход к преодолению проблемы формирования социальных отношений у детей с задержкой психического развития требует дальнейшей научно–методической разработки.

По нашему мнению, для формирования социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития можно использовать театрализованную деятельность. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, ребенок переживает за героев сказки, проживая их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает зажатость, раскрепощает дошкольников. Таким образом, театрализованная деятельность помогает сформировать у детей устойчивую эмоционально-волевую сферу, ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от жизненной ситуации. Существуют основные направления коррекционной работы в театрально- игривой деятельности:

Развитие культуры речи: речевое дыхание, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, плавности и выразительности связной речи, интонации.

Развитие общей и мелкой моторики рук: координации движений, мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимики, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игривых навыков и творческой самостоятельности [4, с. 82].

Помимо социальных отношений во время театрализованной деятельности происходит преодоление речевых нарушений: активизация словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, интонации и выразительности речи, развивается связная речь (дети учатся строить диалогическую речь); развивается внимания, развивается память: (запоминание текста, последовательность действий).

В зависимости от видов драматизации развиваются положительные отношения к себе, к людям (к родителям, сверстникам, воспитателям и. т.д), к окружающему миру (животным, растениям, городу и. т.д).

Например, при играх- имитациях образов животных, людей, литературных персонажей дети сами создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения, развивается воображение, устанавливаются связи, между различными явлениями используя свои знания и жизненный опят, дошкольник учится самостоятельно решать проблемные ситуации, находить эффективные способы решения задач.

При ролевом диалоге на основе текста формируется умение строить последовательно диалог, последовательно вступать в диалог, слушать и слышать сверстников

При инсценировке произведений, спектаклях развивается доброжелательное отношение к взрослым и детям

Игры импровизации являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Они способствуют развитию пластики, чувства ритма и музыкального слуха, раскрепощение движений. Развивает чувство партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия детей. Он помогают преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет проявить активность, раскрыть эмоциональные возможности. Дети становятся, не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания умения и навыки они могут применять в других видах деятельности. Существует классификация игр- импровизаций:

Мимические импровизации позволяют ребенку воспроизводить настроение героев при активной работе лицевых мышц. Это учит детей регулировать и управлять эмоциональными состояниями в различных жизненных ситуациях.

Пластические имитации- развивает выразительность движений тела.

Музыкально- двигательные импровизации- фантазирование на основе выразительных движений под музыку. Развитие пластичности движений.

Интонационно-речевые развивают навыки сопереживания, адекватного реагирования на эмоциональное состояние другого человека и выразительную сторону речи. Они представляют собой передачу голосом эмоционального состояния героя.

Темброво-имитационные игры представляют собой озвучивание стихотворных образов на детских музыкальных инструментах.

В результате игр- импровизаций дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Обогащается эмоциональный опыт. Дети открыто будут проявлять инициативу в импровизации и иной деятельности [5, с. 754].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что успех в формировании социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности будет успешным если учитывать психологические особенности детей, их творческих способностей, заинтересованность.

Литература:

  1. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2. — С. 16- 21.
  2. Данилова Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детсих эиоций» АЙРИС ПРЕСС,- М., 2006
  3. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. [Текст] — Ярославль: Академия развития, 2006. — 144с
  4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 165 с.
  5. Жуйкова Т. П. Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 754–756. — URL https://moluch.ru/archive/62/9418/ (дата обращения 13.10.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, театрализованная деятельность, коррекционная работа, задержка, отношение, связная речь, доброжелательное отношение, игра - импровизаций, мелкая моторика рук.


Похожие статьи

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы

Театрально-игровая деятельность способствует развитию

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, был сделан вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного

Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей

Очень важно заниматься развитием мелкой моторики с детьми, у которых есть различные...

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста.

Задержка или нарушение в ходе речевого развития детей негативно отражается на их жизнедеятельности и

Театрализованная деятельность для таких детей в детском саду является универсальным...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные

– положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой...

Ключевые слова: игра, речь. Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития

В работе учителя — логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с...

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, способствует приобщению его к социуму, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту...

Актуальные вопросы применения театрализованной...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система

Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать их...

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как метод коррекции...

Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы

Театрально-игровая деятельность способствует развитию

Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития...

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, был сделан вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим...

Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного

Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей

Очень важно заниматься развитием мелкой моторики с детьми, у которых есть различные...

Театрализованная деятельность как средство обогащения...

Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста.

Задержка или нарушение в ходе речевого развития детей негативно отражается на их жизнедеятельности и

Театрализованная деятельность для таких детей в детском саду является универсальным...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Определила основные направления развития речи детей, используя театрализованные

– положительное отношение ребенка к усвоению программного материала на занятиях

Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой...

Ключевые слова: игра, речь. Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития

В работе учителя — логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с...

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, способствует приобщению его к социуму, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту...

Актуальные вопросы применения театрализованной...

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным процессом

В основе развития механизма связного устного высказывания находится система

Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, стремится передать их...

Задать вопрос