Речевое развитие младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.11.2019

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Фролова, О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64093/ (дата обращения: 28.01.2022).



Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

Ключевые слова: развитие речи, текст, изложение, сочинение, смысловое восприятие текстов.

Уже в раннем дошкольном возрасте дети отвечают на вопросы по содержанию доступных их пониманию сказок, рассказов, басен, могут определить о чём или о ком говорится в прочитанном произведении, прекрасно воспринимают то настроение, которым проникнуты стихотворения, сказки, рассказы, сочувствуют обиженным, грустят или смеются. Дети умеют отличить сказку от рассказа, стихотворение от прозы.

К этому возрасту дети обладают высоким уровнем речевой деятельности, которая связана со смысловым восприятием речи и вполне способны создать повествование, а также элементарные описания и рассуждения.

На момент поступления в школу к 7 годам многое из того, что требует создание текста, дети усвоили на интуитивном уровне путём подражания.

Речь детей этого возраста во многом ситуативна, носит сбивчивый характер изложения, а для, более развернутых по объему, описаний и рассуждений необходимо поставить дополнительные вопросы — стимулы.

Возраст первоклассника 6–7 лет приходится на период интенсивного развития связной речи и с первых дней обучения детей в школе необходимо воспользоваться природной способностью детей.

В методики развития речи младших школьников неизменно входят занятия по развитию речи, обучению грамоте, грамматике, правописанию и чтению. Неотъемлемой частью занятий является работа над словом (словарная работа), словосочетанием, предложением, связной речью. Для предупреждения речевых ошибок, а также для обогащения речи учащихся проводятся разнообразные упражнения с использованием наглядности, карточек, слайдов и презентаций.

Задачам развития связной речи служат такие виды работ, как изложения (пересказы) и сочинения различных видов. Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально — речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

На уроках чтения, когда ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении, оценивают поступки героев, они пользуются разговорной речью, включая в свои высказывания образно-выразительные средства, заимствованные из художественных произведений или созданные по их типу (соавторские слова). В разговорном стиле, когда школьники устно рассказывают или пишут о себе, о том, что они пережили летом, видели на прогулке и т. д., они создают монологические высказывания. Этим же стилем речи они пользуются, когда пересказывают содержание текстов разговорного стиля. Нередко стиль исходного текста, т. е. текста, который предлагается для изложения, в результате его адаптации теряет свои стилевые черты. Изложения и сочинения некоторых школьников представляют собой речевые произведения неопределенного стиля, так как дети подражают стилю текстов, написанных в учебнике русского языка, беря их за образец.

В своих изложениях и сочинениях ученики не всегда уместно используют образно–выразительные средства художественной речи наряду с языковыми средствами разговорной и деловой речи. Отсутствие специальной системы работы по развитию того непринуждённого устного монолога разговорно-обиходного стиля, которым дети овладевают до школы, приводит к тому, что к окончанию начальной школы некоторые из детей утрачивают способность достаточно живо, свободно, раскованно рассказать о том, что с ними произошло, что они увидели. Немалую роль в этом играет привычка детей пользоваться в устных высказываниях предложениями сходных с теми, которые они составляют на уроке русского языка. У многих детей ослабевает желание выступить перед классом с устным рассказом.

На уроках развития речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники, усваивая элементарные понятия и представления, а также знания о способах деятельности, овладевают учебно-научной разновидностью книжного типа речи. Так, на уроках русского языка в 1 классе в связи с повторением звуков и букв ученики, отвечая на вопросы или объясняя выполненное задание, должны пользоваться такими наименованиями терминологического характера, как: «разные звуки», «разные буквы», «гласные буквы», «согласные буквы», «гласные в первом слоги», «гласные в словах первого предложения», «слоги с буквами я, ю, е, ё», «согласная перед буквами е, ё». При этом, отвечая на вопросы в заданиях, в упражнениях, ученики конструируют предложения книжного стиля, пользуясь введенными терминологическими наименованиями.

Если учесть большой объем специальной лексики, которую дети усваивают на уроках математики (не менее 40 слов терминологического характера), станет очевидным, что, усваивая язык того или иного учебного предмета, дети усваивают не только нормы и особенности употребления специальных слов, но и учебно-научную разновидность книжного стиля речи в целом.

И хотя в начальных классах чаще используется беседа, всё же в это время закладываются основы устной учебно-научной монологической речи. Следовательно, обучение детей в начальных классах поднимает их на новую ступень — на ступень овладения книжной речью. Для более успешного развития речи необходима четкая, целенаправленная, согласованная во всех её звеньях работа на межпредметном уровне по обучению детей смысловому восприятию текстов учебно-научного стиля и по созданию высказываний.

Литература:

  1. Донская, Т. К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку / Т. К. Донская // Совершенствование работы по развитию речи школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: СПбГПИ имени А. И. Герцена, 2007. — 146–150 с.
  2. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, русский язык, ребенок, дальнейшее развитие, обучение детей, разговорный стиль, смысловое восприятие текстов, социально-активная личность, терминологический характер, учебно-научная разновидность.


Ключевые слова

текст, развитие речи, изложение, сочинение, смысловое восприятие текстов

Похожие статьи

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

Дети младшего школьного возраста обладают яркими индивидуальными особенностями восприятия

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического

Рассмотрим смысловое восприятие с позиций психологии речи и языка.

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Уровень развития связной повествовательной речи детей данной категории крайне низкий.

Связная речь носит ситуативный характер, что проявляется в большом количестве личных и

От того как сформирована связная речь у детей зависит их успешное обучение в школе.

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Библиографическое описание: Комардина Е. Б. Обучение детей развитию речи и умению общаться в

У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью.

Разговорная речь — средство общения, но и не только. Это и средство мышления...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Следует отметить также и отличия восприятия письменной речи от устной.

Большое значение для формирования речи детей младших классов имеет обучение по школьной

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей...

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и

г) Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно

Никитина, Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 классов. /

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи...

Детская речь, а особенно ее развитие всегда очень активно исследовалась множеством

Кроме того, всегда акцентировалось внимание на процессах освоения языка, которые имеют

Поскольку социальный аспект перевода детской речи на сегодняшний день до конца не изучен.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в первую

Дальнейшее успешное обучение в школе напрямую зависит от речевого развития ребенка.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов

Под развитием речи подразумевается: обогащение словарного запаса, развитие связной речи

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Обучение диалогической речи в контексте...

Спонтанный характер диалогической речи обусловливает использование разного рода клише и

Под структурой диалога понимают тесную логико-смысловую зависимость нескольких

С точки зрения целей обучения диалогической речи выделяют учебный и естественный диалоги.

Похожие статьи

Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы

Дети младшего школьного возраста обладают яркими индивидуальными особенностями восприятия

Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического

Рассмотрим смысловое восприятие с позиций психологии речи и языка.

Развитие связной повествовательной речи у детей с системным...

Уровень развития связной повествовательной речи детей данной категории крайне низкий.

Связная речь носит ситуативный характер, что проявляется в большом количестве личных и

От того как сформирована связная речь у детей зависит их успешное обучение в школе.

Обучение детей развитию речи и умению общаться...

Библиографическое описание: Комардина Е. Б. Обучение детей развитию речи и умению общаться в

У ребенка появляется самосознание, малыш становится личностью.

Разговорная речь — средство общения, но и не только. Это и средство мышления...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Следует отметить также и отличия восприятия письменной речи от устной.

Большое значение для формирования речи детей младших классов имеет обучение по школьной

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей...

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и

г) Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно

Никитина, Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 классов. /

Лингвокогнитивное моделирование и перевод детской речи...

Детская речь, а особенно ее развитие всегда очень активно исследовалась множеством

Кроме того, всегда акцентировалось внимание на процессах освоения языка, которые имеют

Поскольку социальный аспект перевода детской речи на сегодняшний день до конца не изучен.

К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников

Речь — это главный инструмент общения. Дальнейшая жизнь ребенка зависит, в первую

Дальнейшее успешное обучение в школе напрямую зависит от речевого развития ребенка.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в...

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов

Под развитием речи подразумевается: обогащение словарного запаса, развитие связной речи

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык. сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Обучение диалогической речи в контексте...

Спонтанный характер диалогической речи обусловливает использование разного рода клише и

Под структурой диалога понимают тесную логико-смысловую зависимость нескольких

С точки зрения целей обучения диалогической речи выделяют учебный и естественный диалоги.

Задать вопрос