Анализ фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций в Иркутской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Костовская, Н. И. Анализ фандрайзинговой деятельности некоммерческих организаций в Иркутской области / Н. И. Костовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 227-230. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64079/ (дата обращения: 17.11.2024).



Смысл общественной некоммерческой организации состоит в том, чтобы помогать различным категориям граждан и их объединениям, не извлекая при этом никакой прибыли. Неспроста в перечне определений сути общественных организаций есть термин, показывающий экономический аспект — «некоммерческая» (НКО), в английском языке — «nonprofit», т. е. «бесприбыльная» [3, с. 12].

Однако, некоммерческая суть вовсе не делает свободной организацию от потребности нести определенные затраты при реализации своих проектов и программ, оплачивать административные расходы, работу специалистов и т. д. А это значит, у организации все равно должны быть средства на своем счете. Если это не клуб по интересам, удовлетворяющий потребности исключительно членов клуба, а действительно организация, решающая социальные проблемы, ей необходимо уметь объединять/привлекать общественные ресурсы для удовлетворения общественных нужд.

Так формируется потребность общественных организаций в умении привлекать ресурсы, в освоении технологий привлечения средств и организации процесса их привлечения. Вот тут мы и обращаемся к понятию фандрайзинга.

Несмотря на наличие многообразия определений данного термина, мы будем опираться на следующее: фандрайзинг, иногда фандрейзинг (от англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или деятельности в целом [1].

Состояние благотворительности в Иркутской области так же, как и в России в целом, — неоднозначно. С одной стороны, благотворительность (в том числе фандрайзинг) в Иркутске известна и широко применяется еще со времен ссылок декабристов в Иркутск. Но с другой, в регионе благотворительностью занимаются только 36,6 % некоммерческих организаций, более всего заняты ею волонтеры — 42,4 % [2]. Бизнес и отдельные обеспеченные люди — 17,5 % и 13,7 % соответственно — значительно реже упоминаются как благотворители. В главных аутсайдерах — малый бизнес — 4,2 %, возможно, по объективным причинам находящийся в самых сложных условиях деятельности и не имеющий ресурсов для благотворительных отчислений.

В городе Иркутске насчитывается множество НКО, которые работают в самых разных направлениях и, соответственно, активно занимаются фандрайзингом. При этом опытных фандрайзеров сегодня в Иркутске еще немного, а когда запускался проект «Ярмарка общественных инициатив» в 2012 году, НКО занимались привлечением средств от бизнеса по принципу «кто как умеет и может».

В этой ситуации благотворительный фонд «Наследие иркутских меценатов ставил перед собой задачу создать в городе площадку для комфортного и, главное, результативного общения между бизнесом и некоммерческим сектором, в ходе которого НКО могли бы иметь возможность получить реальную поддержку от бизнеса. Опыт иркутян мог быть задействован в любом городе, в котором НКО находятся в аналогичной ситуации.

Фонд «Наследие иркутских меценатов» стал идеологом и главным организатором площадки-ярмарки для встречи бизнеса и благотворительности [4]. В проекте «Ярмарка общественных инициатив» фонд выступает гарантом. Бизнесу организаторы гарантируют, что проекты, которые выходят на ярмарку, являются проработанными, четкими, понятными и будут выполнены. А для НКО фонд выступает проводником в бизнес-сообщество.

Проекты представляются на стендах, их авторы отвечают на вопросы заинтересовавшихся бизнесменов. В случае, если бизнесмен решает поддержать НКО, тут же подписывается соглашение о намерении. В дальнейшем подписывается договор пожертвования. Проект, кстати, могут поддержать и сразу несколько бизнесменов. Это особенно распространено при работе над дорогостоящими инициативами.

Часто бывает, что проекты, не получившие поддержку в день ярмарки, находят своих благотворителей через некоторое время. Дело в том, что фонд организует широкую рассылку информационных буклетов. Если некоторые бизнесмены по каким-то причинам не смогли попасть на ярмарку, то буклет с описанием проектов все равно остается у них на руках, его можно детально изучить, позвонить автору проекта и задать ему вопросы.

Ярмарки обычно проводятся в знаковых для города местах. Так, в 2016 году мероприятие прошло в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева. До этого место для проведения ярмарки предоставляла в своем здании и администрация города Иркутска.

К участию в качестве гостей привлекаются представители регионального правительства и законодательного собрания области.

Для местных властей польза от проведения таких мероприятий состоит в том, что фактически с них снимается часть социальной нагрузки, которую берут на себя благотворители в лице частного бизнеса, осуществление же таких проектов помогает улучшить социальную обстановку и среду проживания в городах и регионах.

Всего с 2010 по 2016 гг. в рамках ярмарки в Иркутске и области было поддержано более 60 проектов на сумму более 13 млн рублей. Ежегодно на ярмарке можно увидеть до 30 некоммерческих организаций [4]. В среднем, около 40 благотворителей поддерживают те или иные проекты, что составляет примерно 50 % от общего числа гостей, посетивших событие. Также стоит отметить, что почти половина благотворителей — это частные состоятельные жертвователи.

Фонд «Наследие иркутских меценатов» проводит серьезную предварительную работу с предпринимателями, чтобы они не только принимали участие в тех или иных мероприятиях, но и поддержали тот или иной проект.

Фонд является сторонником индивидуального общения с представителями бизнеса. В ходе личных встреч сотрудники фонда подробно рассказывают о «Ярмарке общественных инициатив» и приглашают их принять участие в мероприятии. Также фонд устраивает информационную рассылку бизнес-партнерам. Предприниматели получают приглашение на предпрезентацию, в ходе которой потенциальные благотворители могут увидеть подробные презентации проектов, которые выходят на ярмарку.

Потребность в таком проекте до сих пор очень высока в первую очередь потому, что «Ярмарка общественных инициатив» остается практически одной из немногих публичной площадкой для встреч бизнеса и НКО в г. Иркутске.

Риски у проведения такого события, несомненно, присутствуют. Во-первых, не всем проекты могут поддержать материально. Кроме того, несмотря на серьезную предварительную работу, бывают случаи, когда, несмотря на финансовую поддержку, авторы проекта не справляются с поставленными задачами. Тогда фонд берет шефство над проектом и оказывает организационную помощь авторам для того, чтобы проект все-таки состоялся.

Еще один риск заключается в том, что организация, оказавшаяся на ярмарке, может быть недостаточно подготовленной. Проект должен брать не эмоциональностью, а качеством, рациональностью именно поэтому фонд проводит предпрезентации и отбирает только те проекты, которые отвечают всем требованиям организаторов.

Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» активно занимается экологическими проблемами Иркутской области. К примеру, фонд проводит ежегодную городскую посадку деревьев «Посади дерево — подари планете жизнь». Партнерами выступают сеть супермаркетов «Слата» (предоставление пакетов для транспортировки саженцев, оплата продуктов питания для добровольцев, выкопавших и подготовивших саженцы, а также запись информационного аудиоролика о посадке и транслирование его во всех супермаркетах «Слата»), ООО «РТ-НЭО Иркутск» (предоставление грузовика для транспортировки саженцев), телеканал «ТНТ-Иркутск» (предоставление специального приза для победителей в семейном конкурсе, автобуса для добровольцев, выкопавших и подготовивших саженцы, а также информационная поддержка), иркутский офис компании ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (приобретение лопат и ведер) и другие.

Серию благотворительных мероприятий, направленных на поддержку сферы культуры Жигаловского района, реализует ООО «Газпром добыча Иркутск».

Так, на средства ООО «Газпром добыча Иркутск» продолжено оснащение Культурно-информационного центра «Вдохновение» Тутурского поселения Жигаловского района. Для учреждения культуры были приобретены баян, световой эффект, а также оборудование для переплета и ламинирования бумажных документов. В предыдущие годы «Вдохновение» было оснащено мебелью и спортивным инвентарем [44].

В марте 2018 года в поселке Жигалово при финансовой поддержке ООО «Газпром добыча Иркутск» состоялся XV Межрайонный фестиваль-конкурс детского искусства «Первоцвет». В юбилейном фестивале приняли участие 135 творческих детей в возрасте от семи до 17 лет из Жигаловского, Казачинско-Ленского и Качугского районов Иркутской области.По итогам фестиваля всем участникам вручены дипломы и памятные магниты, а победителям и призерам — ценные подарки, приобретенные на средства ООО «Газпром добыча Иркутск» [5].

Из года в год ИНК финансово поддерживает значимые культурные и общественные события региона: международный фестиваль поэзии на Байкале, международный фестиваль театра и кино «В кругу семьи», эстафету «Чистые воды — общественное водоохранное движение», областной фестиваль «Байкальская пресса», международный музыкальный фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале» и другие мероприятия.

Неотъемлемой частью благотворительной деятельности является поддержка организаций, занимающихся восстановлением духовной культуры в Иркутской области. С помощью группы компаний ИНК были построены православные храмы в городе Усть-Кут, селе Анга Качугского района и в вахтовом поселке Ярактинского месторождения. При финансовой поддержке ИНК строится храм-часовня в поселке Верхнемарково. Среди религиозных организаций, которым ИНК оказывала помощь, в разные годы были буддийская община «Манла» и Еврейская община Иркутской области.

Мы можем сделать вывод, что большинство НКО из районов не участвуют ни в областных, ни в президентских конкурсах, хорошо в этом направлении работает только Иркутск, который выигрывает 60–70 % всех заявок от региона. А значит в муниципалитетах актуально проводить более активную работу, разъяснять НКО, чтобы они участвовали в областных и федеральных грантовых конкурсах, организовывать обучающие семинары на разных территориях области.

Итак, обобщив все вышесказанное, мы делаем вывод, что фандрайзинговая деятельность в Иркутской области, опираясь на опыт НКО в этой области, имеет все перспективы для дальнейшего развития и увеличения популярности такой профессии как фандрайзер. Для этого необходимо обучение от профессионалов в этой сфере деятельности, например, с помощью проведения различных мастер-классов, семинаров, тренингов и т. д.

Литература:

1. Барежев В. А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность: Монография / В. А. Барежев. — Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2005. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.toulchinsky.narod.ru /stati /003/003.htm (дата обращения: 14.10.2019).

2. Информация о состоянии, проблемах и перспективах социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в Иркутской области за 2013 год // Управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/ngo/ (дата обращения: 04.06.2019)

3. Лейкинда О. Л. Деятельность некоммерческих организаций культуры по установлению партнерских отношений с бизнесом // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб: Лики России, 2003.

4. Сайт благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nasledie.irk.ru/ (дата обращения: 05.05.2019)

5. Сайт ООО «Газпром добыча Иркутск» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://irkutsk-dobycha.gazprom.ru/ (дата обращения: 05.06.2019)

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутск, Иркутская область, проект, ярмарка, НКО, фонд, благотворительный фонд, Жигаловский район, Качугский район, серьезная предварительная работа.


Задать вопрос