Защита персональных данных: обзор судебной практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.11.2019

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Касаткин, А. А. Защита персональных данных: обзор судебной практики / А. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63963/ (дата обращения: 13.08.2020).



Статья рассматривает три случая судебной практики в контексте ФЗ № 152 «О персональных данных».

Ключевые слова: персональные данные, оператор, защита персональных данных, право на информацию, конфиденциальность данных, Закон и СМИ, обработка персональных данных, Указания о ведении кассовых операций.

В большом постоянно меняющемся мире, где главным товаром уже давно не является сырьевой продукт, а информация, следует уделить особое внимание тому, что даётся нам по праву рождения, т. е. личные неимущественные права, а именно персональные данные. Как следствие, защита персональных данных в РФ стремительно развивается. СМИ и интернет-операторы вынуждены доказывать в судах, что выкладываемая ими информация является достоверной и не нарушает прав граждан или организаций.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон «О персональных данных», которым регулируются отношения в области сбора, изменения и передачи сведений федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, а также юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Цель этого закона — защита прав и свобод человека при обработке его персональных данных, в том числе прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Согласно статье 3 Федерального закона № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных» персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определённому или определяемому физическому лицу.

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое и физическое лицо самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие действия (операции) над ними.

Рассмотрим случаи из судебной практики.

Конституционный суд определением от 26 мая 2016 № 1158-О отказал гражданке N в принятии жалобы к рассмотрению. Она пыталась получить необходимую ей информацию о других людях, бывших коллегах без их согласия. Следует отметить, что, не получив необходимой информации, гражданка подала жалобу на противоречие ст.7 ФЗ № 152 её конституционным правам.

Статья 7. Конфиденциальность данных:

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Она сочла, что это противоречит части 4 статьи 29 Конституции РФ. Т. е. недопустимость получения персональных данных от третьих лиц без согласия самого физического лица, по её мнению, противоречат самим демократическим основам, где «каждый имеет права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч.4 ст.29 К РФ).

Итог: в рассмотрении жалобы было отказано.

Во втором случае было выявлено нарушение и вынесено решение в пользу истцов. Газета «Лабинские вести» опубликовала персональные данные несовершеннолетней гражданки без её согласия и согласия её законного представителя. Опубликовали фамилию, имя, сведения о школе, в которой гражданка обучалась.

За нарушения требования статьи 4 Закона «О средствах массовой информации» N 2124–1, где сказано, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, газета, в лице главного редактора была предупреждена, но продолжала публиковать персональные данные прочих несовершеннолетних граждан без их согласия.

Газету закрыли. Попытка обжаловать решение ничего не дало: в определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N 18-АПГ15–7 судьи не нашли оснований для отмены решения суда первой инстанции. Во-первых, новелла статьи 16 закона «О СМИ» является основанием для закрытия данной газеты.

Статья 16 закона «О СМИ»:

«…Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке административного судопроизводства по иску регистрирующего органа…».

«…Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации. Предупреждение является ненормативным актом регистрирующего органа, издаваемым в целях профилактики нарушений законодательства о средствах массовой информации и указывающим на их недопустимость…»

Во-вторых, статья 3 ФЗ № 152 прямо определяет, что такое персональные данные, и к этим данным, в частности, относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Они могут обрабатываться только с письменного согласия и только в письменной форме субъекта персональных данных и никак иначе.

Судами не было получено объективных доказательств того, что у редакции газеты «Лабинские вести» были исключительные обстоятельства для распространения персональных данных в защиту общественных интересов.

Следующий пример из судебный практики рассказывает о гражданине, который отказывался по просьбе в обязательном порядке заполнить свои паспортные данные.

Гражданин оформлял возврат денежных средств в магазине «Покупочка» и ему было предложено заполнить заявление, где субъект должен внести свои паспортные данные и предъявить чек, тогда он сможет вернуть свои деньги. Но гражданин отказался и обратился в суд с жалобой. На основе этой жалобы была проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение за организацией: сбор и обработка персональных данных не подпадают под исключения, прописанные в статье 22 ФЗ № 152 «О персональных данных».

Имеется ввиду часть 2 статьи 22:

Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;

9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 5 ФЗ № 152 первый судья посчитал, что истребование персональных данных является избыточным.

Статья 5 часть 5 ФЗ № 152: Принципы обработки персональных данных

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

На основании этого, организация «Покупочка» была привлечена мировым судьёй к административной ответственности, предусмотренной статьёй 13.11 КоАП РФ в виде предупреждения.

Согласно статье 13.11 часть 6 КоАП РФ:

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

– влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Но организация «Покупочка» с этим не согласилась и обжаловала решение судьи в вышестоящих инстанциях. Вышестоящие судебные инстанции согласились с выводами мирового судьи, однако уже Верховный Суд РФ постановлением от 15 июня 2016 г. N 25-АД15–3 признал организацию невиновной и отменил все принятые судебные акты в отношении неё.

Судья отметили, что обработка персональных данных выполняется с согласия субъекта. Однако, по нормам покупатель в праве отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат потраченной суммы денег за товар. При этом продавец обязан соблюдать Указания о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России от 12 октября 2011 г. N 373-П (утратило силу с 1 июня 2014 года в связи с изданием Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У)

В пункте 6.1 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У есть такая формулировка: «Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее — документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости или в доверенности».

Исходя из этих норм, возврат денег покупателю из кассы организации на основании его письменного заявления с указанием его фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям законодательства. Организация «Покупочка» выиграла судебное разбирательство, т. к. отсутствуют основания для привлечения её к административной ответственности.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 23.07.2013).
  3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
  5. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404)
  6. Дидух Ю. «Судебная практика по спорам о защите персональных данных» [электронный ресурс] Режим доступа https://ppt.ru/news/138028 (Дата обращения 22.10.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): данные, Российская Федерация, массовая информация, РФ, лицо, обработка, регистрирующий орган, согласие субъекта, административная ответственность, главный редактор.


Ключевые слова

оператор, конфиденциальность данных, персональные данные, защита персональных данных, право на информацию, Закон и СМИ, обработка персональных данных, Указания о ведения кассовых операций

Похожие статьи

Административная ответственность в законодательстве...

Как опубликовать статью. Полезная информация.

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс

КоАП РФ предусмотрена разновидность административной ответственности субъектов предпринимательства за...

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №

юридическое лицо , административная ответственность , РФ , лицо , административное

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

О персональных данных | Статья в журнале «Молодой ученый»

информация о классном чине государственной гражданской службы Российской Федерации (в том числе дипломатическом ранге, воинском или специальном звании, классном чине правоохранительной службы, классном чине гражданской службы субъекта Российской...

К вопросу о предметах ведения субъектов Российской...

Так, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях были

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования административной ответственности предусмотрены...

Административная ответственность за нарушение...

Главу 7 Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации», условно можно разделить на три

Свобода массовой информации защищается законом. Следовательно, ущемление этой свободы является нарушением закона.

Правовые основы государственной регистрации индивидуального...

Субъекты Российской Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной

В то же время данные положения следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом...

прокурорский надзор , Российская Федерация , орган...

Из смысла ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что

В этой связи, в разглашении информации о совершенном коррупционном правонарушении, придании этому публичности субъекты...

Юридическое лицо как субъект преступления: перспективы...

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации нет определения специального субъекта преступления , однако уголовное законодательство нередко предусматривает ответственность со специальным субъектом ...

Реализация права на доступ к информации с учетом...

государственная тайна, Российская Федерация, государственная власть, должностное лицо, составляющая, трудовой договор, использование

В современных условиях в государстве возрастает значение информации, которая связанна с ее созданием, обработкой и передачей...

Похожие статьи

Административная ответственность в законодательстве...

Как опубликовать статью. Полезная информация.

Российская Федерация, административная ответственность, правонарушение, РФ, Кодекс

КоАП РФ предусмотрена разновидность административной ответственности субъектов предпринимательства за...

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №

юридическое лицо , административная ответственность , РФ , лицо , административное

Административная ответственностьответственность физических и юридических лиц за...

О персональных данных | Статья в журнале «Молодой ученый»

информация о классном чине государственной гражданской службы Российской Федерации (в том числе дипломатическом ранге, воинском или специальном звании, классном чине правоохранительной службы, классном чине гражданской службы субъекта Российской...

К вопросу о предметах ведения субъектов Российской...

Так, к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях были

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования административной ответственности предусмотрены...

Административная ответственность за нарушение...

Главу 7 Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации», условно можно разделить на три

Свобода массовой информации защищается законом. Следовательно, ущемление этой свободы является нарушением закона.

Правовые основы государственной регистрации индивидуального...

Субъекты Российской Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной

В то же время данные положения следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом...

прокурорский надзор , Российская Федерация , орган...

Из смысла ст. 129 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что

В этой связи, в разглашении информации о совершенном коррупционном правонарушении, придании этому публичности субъекты...

Юридическое лицо как субъект преступления: перспективы...

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации нет определения специального субъекта преступления , однако уголовное законодательство нередко предусматривает ответственность со специальным субъектом ...

Реализация права на доступ к информации с учетом...

государственная тайна, Российская Федерация, государственная власть, должностное лицо, составляющая, трудовой договор, использование

В современных условиях в государстве возрастает значение информации, которая связанна с ее созданием, обработкой и передачей...

Задать вопрос