Цель данной статьи является всестороннее исследование сетевых компаний, т. к. это мобильная горизонтальная структура управления, которая действует путем организации общей базы ресурсов, приоритет в такой системе отдан информационным ресурсам, а также здесь отмечается рациональная организация формальных и неформальных процессов, направленных на координацию работы предприятий — членов сетевого объединения.
Ключевые слова: сетевая компания, горизонтальная система управления, временные структуры управления, стратегические задачи, системы коммуникаций.
Сетевые предприятия характеризуются тем, что в них не создается специальный управляющий орган, который единолично управляет всеми подразделениями, в таких организациях присутствует множество управляющих центров. Иногда на базе такого рода организаций создаются консультационные советы глав подразделений, либо координационные центры, временного характера. Чаще всего, в сетевых компаниях формируются временные структуры, организация которых направлена на решение какой-либо определенной стратегической задачи, после достижения необходимого результата структура устраняется.
По этой причине в рассматриваемых организациях присутствует огромное количество корреляционных взаимосвязей. Каждый член такого предприятия в одном случае может выступать в роли руководителя, стоящего во главе своего руководства, при решении другой задачи иметь с руководством равные права. Малые структурные подразделения, как правило, создаются для решения какой-либо конкретной узкой задачи. В частности, формирование информационной базы, организация системы безопасности, налаживание системы коммуникаций и связи и пр.
Обобщенно сетевая структура это мобильный альянс, процесс управления которым организован из центра, реализующего приоритетный функционал, в частности, формирование коалиций, управление финансовой системой, и технологическими процессами, делегирование сфер влияния, другие управленческие вопросы, налаживание работы с потребителями, управление информационной системой, охватывающей своим влиянием все структурные единицы.
Расширено, сетевая компания, осуществляющая работу с конечными потребителями, демонстрирует следующие черты: подобный альянс, коррелирующих друг с другом экономических ячеек, реализующих свои цели, действует вне системы иерархического управления, каждая ячейка действует в рамках объединения, преследующего «достижение общих целей, путем организации системы горизонтальных взаимосвязей».
Отсюда можно заключить, сетевая компания — это мобильная горизонтальная структура управления, которая действует путем организации общей базы ресурсов, приоритет в такой системе отдан информационным ресурсам, а также здесь отмечается рациональная организация формальных и неформальных процессов, направленных на координацию работы предприятий–членов сетевого объединения.
Характерная черта сети — направленность на эксплуатацию активов других ячеек в вопросах формирования потребительской ценности, исключая аккумуляцию требующихся активов в рамках одного предприятия. Процессы партнерского взаимодействия здесь основаны на применении рыночных инструментов, а не на привлечении административных методик.
Р.Майлз и Ч.Сноу одни из первых смогли привести четкую формулировку сетевого объединения в рамках организации масштабного предпринимательства. Учеными также была приведена исчерпывающая классификация сетевой компании, они определили, что существует три главные формы ее организации, внутренняя, стабильная и динамическая.
По Майлзу и Сноу существуют следующие области использования сети:
– внутренняя и стабильная сетевая организация эффективна в зрелых секторах экономики, функционирование которых требует высоких инвестиций;
– динамическая сеть эффективна в секторах, с низкотехнологической направленностью, где цикл разработки продукта не продолжителен, а также в развивающихся секторах высоких технологий.
В рамках внутренней сети компания не меняет своих размеров, не изменяет количества своих структурных ячеек, но при этом активно внедряет рыночные механизмы. Все ячейки компании функционируют на основе рыночных цен, а не трансферта, и вправе реализовать свои продукты путем продажи сторонним компаниям, а не членам объединения.
Таким образом, происходит повышение результативности работы, в силу организации самостоятельной деятельности, а не на ожидание крупного стабильного заказа от главного предприятия, сравнивающего стоимость продукта, установленную внутренними подразделениями и стоимость, установленную внешними поставщиками.
Отличие стабильного сетевого объединения в том, что центральный аппарат осуществляет контроль над комплексом приоритетных активов, от которых зависят конкурентные преимущества фирмы в каком-либо определенном секторе предпринимательства.
Другие активы центральный аппарат получает от совместной деятельности со своими постоянными дистрибьюторами и поставщиками. Так, компания BMW рассматривает каждый вид внутреннего функционирования как вариант замены на сторонний заказ, в ведении центрального предприятия здесь стоит контроль над процессами разработки новых технологий и фундаментальных научных открытий в смежных секторах.
Положительный аспект такого рода объединений заключается в их стабильной и согласованной работе, для достижения основной стратегической цели в силу высокого уровня зависимости каждого партнера от другого. В результате проведенного сравнительного анализа было выявлено, что концепция стратегического планирования и концепция формирования стратегии организации являются взаимодополняющими и позволяющими более четко сформулировать критерии успеха деятельности фирмы на выбранных целевых рынках с выделенным целевым клиентом [1, с. 340]. Минус здесь заключается в отсутствии мобильности, отсутствии возможности быстро менять партнера или переориентировать производственный процесс на выпуск нового изделия.
Характерная черта динамической сети — максимальный вывод активов за рамки материнского предприятия, в ведении которого находится только контроль над основными активами, а в некоторых случаях только управление информационной и финансовой системой.
Процессы создания продуктов главная брокерская фирма делегирует партнерским организациям, которые вправе работать как в своей рыночной нише, таки в смежных областях. Таким образом, достигается максимальна мобильность и гибкость, сетевики легко переходят в другие сектора рынка, а брокерская фирма может быстро отыскать новых партнеров. Подобная система организации сети, как правило, используется на рынках, которым присуща стремительная кардинальная смена спроса за малый промежуток времени, то есть сектора, в которых приоритетное значение имеет мода.
Ученые, которые занимались анализом процесса распространения сетевых формирований, отмечают наличие ряда весьма значимых преимуществ. В частности, это политика формирования ассортимента в каждом формате сети. Помимо указанных ранее положительных аспектов сетевого варианта организации бизнеса, существуют и другие.
Так, сетевая компания отличается тем, что у нее, как правило, в рамках структуры совокупных расходов, в рамках статьи производственно-реализационных затрат удельный вес условно-постоянных расходов ниже на 5–16 % чем у предприятий несетевого формата. Также, на 3–6 % ниже доля расходов на проведение рекламной кампании в процессе выхода на новые рынки. Более того, совокупный объем дохода сетевого формирования выше на 60 %, а загрузка площади выше на 7–8 %. В большинстве случаев, совокупная стоимость сетевого бизнеса выше на 30 %. Существуют также другие признаки, отличающие сетевое объединение. Компании старого формата, контролируют, как правило, все свои ресурсы, используемые в рамках производства. Сетевики же, активно пользуются общими активами объединения предприятий, которые располагаются в разных участках цепи. Осуществление стратегии управления сетевым бизнесом и инвестиционной привлекательности поможет оценить инвестиционную привлекательность компаний и разработать рекомендации по ее повышению, что в свою очередь, будет способствовать увеличению объема инвестиций не только со стороны внутренних, но и зарубежных инвесторов [2, 137].
Литература:
- Гончарова С. Н., Абазиева К. Г., Яковенко С. В. Бизнес-модели как инструмент реализации стратегии предприятий малого бизнеса // Экономический журнал «Экономика: вчера, сегодня, завтра». Том 9, № 1А, 2019. С. 340–359
- Гончарова С. Н., Гуденица О. В. Инвестиционная привлекательность компании // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы международной научно-практической конференции 28 июня 2018 г. / Под ред. Н. Б. Осипян, М. А. Дмитриевой, М. И. Жбанниковой; филиал ЧОУВО «Московский университет им. С. Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону. — М.: изд-во ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2018. — 4,34 Мб.