Концепция сетевой формы организации бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Тлисов, О. В. Концепция сетевой формы организации бизнеса / О. В. Тлисов, С. А. Воробьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63940/ (дата обращения: 17.12.2024).



Цель данной статьи является всестороннее исследование сетевых компаний, т. к. это мобильная горизонтальная структура управления, которая действует путем организации общей базы ресурсов, приоритет в такой системе отдан информационным ресурсам, а также здесь отмечается рациональная организация формальных и неформальных процессов, направленных на координацию работы предприятий — членов сетевого объединения.

Ключевые слова: сетевая компания, горизонтальная система управления, временные структуры управления, стратегические задачи, системы коммуникаций.

Сетевые предприятия характеризуются тем, что в них не создается специальный управляющий орган, который единолично управляет всеми подразделениями, в таких организациях присутствует множество управляющих центров. Иногда на базе такого рода организаций создаются консультационные советы глав подразделений, либо координационные центры, временного характера. Чаще всего, в сетевых компаниях формируются временные структуры, организация которых направлена на решение какой-либо определенной стратегической задачи, после достижения необходимого результата структура устраняется.

По этой причине в рассматриваемых организациях присутствует огромное количество корреляционных взаимосвязей. Каждый член такого предприятия в одном случае может выступать в роли руководителя, стоящего во главе своего руководства, при решении другой задачи иметь с руководством равные права. Малые структурные подразделения, как правило, создаются для решения какой-либо конкретной узкой задачи. В частности, формирование информационной базы, организация системы безопасности, налаживание системы коммуникаций и связи и пр.

Обобщенно сетевая структура это мобильный альянс, процесс управления которым организован из центра, реализующего приоритетный функционал, в частности, формирование коалиций, управление финансовой системой, и технологическими процессами, делегирование сфер влияния, другие управленческие вопросы, налаживание работы с потребителями, управление информационной системой, охватывающей своим влиянием все структурные единицы.

Расширено, сетевая компания, осуществляющая работу с конечными потребителями, демонстрирует следующие черты: подобный альянс, коррелирующих друг с другом экономических ячеек, реализующих свои цели, действует вне системы иерархического управления, каждая ячейка действует в рамках объединения, преследующего «достижение общих целей, путем организации системы горизонтальных взаимосвязей».

Отсюда можно заключить, сетевая компания — это мобильная горизонтальная структура управления, которая действует путем организации общей базы ресурсов, приоритет в такой системе отдан информационным ресурсам, а также здесь отмечается рациональная организация формальных и неформальных процессов, направленных на координацию работы предприятий–членов сетевого объединения.

Характерная черта сети — направленность на эксплуатацию активов других ячеек в вопросах формирования потребительской ценности, исключая аккумуляцию требующихся активов в рамках одного предприятия. Процессы партнерского взаимодействия здесь основаны на применении рыночных инструментов, а не на привлечении административных методик.

Р.Майлз и Ч.Сноу одни из первых смогли привести четкую формулировку сетевого объединения в рамках организации масштабного предпринимательства. Учеными также была приведена исчерпывающая классификация сетевой компании, они определили, что существует три главные формы ее организации, внутренняя, стабильная и динамическая.

По Майлзу и Сноу существуют следующие области использования сети:

– внутренняя и стабильная сетевая организация эффективна в зрелых секторах экономики, функционирование которых требует высоких инвестиций;

– динамическая сеть эффективна в секторах, с низкотехнологической направленностью, где цикл разработки продукта не продолжителен, а также в развивающихся секторах высоких технологий.

В рамках внутренней сети компания не меняет своих размеров, не изменяет количества своих структурных ячеек, но при этом активно внедряет рыночные механизмы. Все ячейки компании функционируют на основе рыночных цен, а не трансферта, и вправе реализовать свои продукты путем продажи сторонним компаниям, а не членам объединения.

Таким образом, происходит повышение результативности работы, в силу организации самостоятельной деятельности, а не на ожидание крупного стабильного заказа от главного предприятия, сравнивающего стоимость продукта, установленную внутренними подразделениями и стоимость, установленную внешними поставщиками.

Отличие стабильного сетевого объединения в том, что центральный аппарат осуществляет контроль над комплексом приоритетных активов, от которых зависят конкурентные преимущества фирмы в каком-либо определенном секторе предпринимательства.

Другие активы центральный аппарат получает от совместной деятельности со своими постоянными дистрибьюторами и поставщиками. Так, компания BMW рассматривает каждый вид внутреннего функционирования как вариант замены на сторонний заказ, в ведении центрального предприятия здесь стоит контроль над процессами разработки новых технологий и фундаментальных научных открытий в смежных секторах.

Положительный аспект такого рода объединений заключается в их стабильной и согласованной работе, для достижения основной стратегической цели в силу высокого уровня зависимости каждого партнера от другого. В результате проведенного сравнительного анализа было выявлено, что концепция стратегического планирования и концепция формирования стратегии организации являются взаимодополняющими и позволяющими более четко сформулировать критерии успеха деятельности фирмы на выбранных целевых рынках с выделенным целевым клиентом [1, с. 340]. Минус здесь заключается в отсутствии мобильности, отсутствии возможности быстро менять партнера или переориентировать производственный процесс на выпуск нового изделия.

Характерная черта динамической сети — максимальный вывод активов за рамки материнского предприятия, в ведении которого находится только контроль над основными активами, а в некоторых случаях только управление информационной и финансовой системой.

Процессы создания продуктов главная брокерская фирма делегирует партнерским организациям, которые вправе работать как в своей рыночной нише, таки в смежных областях. Таким образом, достигается максимальна мобильность и гибкость, сетевики легко переходят в другие сектора рынка, а брокерская фирма может быстро отыскать новых партнеров. Подобная система организации сети, как правило, используется на рынках, которым присуща стремительная кардинальная смена спроса за малый промежуток времени, то есть сектора, в которых приоритетное значение имеет мода.

Ученые, которые занимались анализом процесса распространения сетевых формирований, отмечают наличие ряда весьма значимых преимуществ. В частности, это политика формирования ассортимента в каждом формате сети. Помимо указанных ранее положительных аспектов сетевого варианта организации бизнеса, существуют и другие.

Так, сетевая компания отличается тем, что у нее, как правило, в рамках структуры совокупных расходов, в рамках статьи производственно-реализационных затрат удельный вес условно-постоянных расходов ниже на 5–16 % чем у предприятий несетевого формата. Также, на 3–6 % ниже доля расходов на проведение рекламной кампании в процессе выхода на новые рынки. Более того, совокупный объем дохода сетевого формирования выше на 60 %, а загрузка площади выше на 7–8 %. В большинстве случаев, совокупная стоимость сетевого бизнеса выше на 30 %. Существуют также другие признаки, отличающие сетевое объединение. Компании старого формата, контролируют, как правило, все свои ресурсы, используемые в рамках производства. Сетевики же, активно пользуются общими активами объединения предприятий, которые располагаются в разных участках цепи. Осуществление стратегии управления сетевым бизнесом и инвестиционной привлекательности поможет оценить инвестиционную привлекательность компаний и разработать рекомендации по ее повышению, что в свою очередь, будет способствовать увеличению объема инвестиций не только со стороны внутренних, но и зарубежных инвесторов [2, 137].

Литература:

  1. Гончарова С. Н., Абазиева К. Г., Яковенко С. В. Бизнес-модели как инструмент реализации стратегии предприятий малого бизнеса // Экономический журнал «Экономика: вчера, сегодня, завтра». Том 9, № 1А, 2019. С. 340–359
  2. Гончарова С. Н., Гуденица О. В. Инвестиционная привлекательность компании // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы международной научно-практической конференции 28 июня 2018 г. / Под ред. Н. Б. Осипян, М. А. Дмитриевой, М. И. Жбанниковой; филиал ЧОУВО «Московский университет им. С. Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону. — М.: изд-во ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2018. — 4,34 Мб.
Основные термины (генерируются автоматически): сетевая компания, сетевое объединение, BMW, динамическая сеть, мобильная горизонтальная структура, общая база ресурсов, рациональная организация, сетевой бизнес, финансовая система, центральный аппарат.


Ключевые слова

сетевая компания, горизонтальная система управления, временные структуры управления, стратегические задачи, системы коммуникаций

Похожие статьи

Система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования в средней школе

В данной статье проведен анализ педагогического мониторинга, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и воспитания по уровням образования. Указаны цели и функции, достоинства и недостатки мониторинга. База дл...

Совершенствование организационной культуры в медицинских учреждениях

Специалисты в области менеджмента организации считают, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Процесс формирования организационной культуры интересен для организации, в первую очередь, возможностью регулирования поведенческих установок пе...

Применение KPI в построении системы мотивации

В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Элементы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности региона

В статье представлены основные подходы к определению элементов инфра-структурного обеспечения предпринимательской деятельности на региональном уровне – вертикальный и горизонтальный, произведено их сопоставление. Автором сделан вывод о том, что инфра...

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов. Новейшие системы формируют предоставляемые данные в удобную форму, чтобы менеджеры...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Похожие статьи

Система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования в средней школе

В данной статье проведен анализ педагогического мониторинга, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и воспитания по уровням образования. Указаны цели и функции, достоинства и недостатки мониторинга. База дл...

Совершенствование организационной культуры в медицинских учреждениях

Специалисты в области менеджмента организации считают, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Процесс формирования организационной культуры интересен для организации, в первую очередь, возможностью регулирования поведенческих установок пе...

Применение KPI в построении системы мотивации

В статье рассматривается практическая целесообразность применения системы KPI в организациях, стремящихся организовать свой менеджмент наиболее рациональным способом, ее влияние на достижение целей и задач компании, мотивацию персонала, а также разбо...

Специфика мотивации в современных условиях

В статье рассматривается формирование мотивации в современных условиях. Ни один компонент из системы управления не будет работать максимально эффективно, насколько это возможно, если она не будет включать в себя текущую систему мотивации. Мотивирован...

Управление конкуренцией специализированных предприятий в сфере защиты информации

В настоящее время современное общество развивается в формате «информационного», что подтверждается существующими концепциями его развития. Информация — главный ресурс инфраструктуры такого общества, а ее защита — приоритетная задача, осуществлением к...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Элементы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности региона

В статье представлены основные подходы к определению элементов инфра-структурного обеспечения предпринимательской деятельности на региональном уровне – вертикальный и горизонтальный, произведено их сопоставление. Автором сделан вывод о том, что инфра...

Значение информационных систем управления для улучшения планирования на предприятии

Информационные системы управления (MIS) являются ключевым фактором для эффективного принятия решений на предприятии, включающие весь набор бизнес-процессов и ресурсов. Новейшие системы формируют предоставляемые данные в удобную форму, чтобы менеджеры...

Основные принципы и логика анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций

Важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в ее управлении, в укреплении ее финансового состояния играет анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это экономическая наука, изучающая экономику организаций, их деят...

Задать вопрос