Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Клейменова, С. А. Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста / С. А. Клейменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63926/ (дата обращения: 26.02.2021).



В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольники, образование.

The article analyzes the features of multicultural upbringing of preschoolers. It is focused on the conditions and specificity of this phenomenon as a significant quality of the emerging personality.

Key words: multicultural education, preschoolers, education.

Становление страны как демократического государства, усиление ее взаимодействия со странами Европы на всех уровнях, интеграция Украины в Европейское образовательное пространство позволила дополнить и усовершенствовать систему национального образования РФ.

С развитием общества происходит закономерное изменение политических, экономических, поликультурных потребностей общества и, как следствие, возникает актуальность внедрения инновационных технологий в систему непрерывного образования, начиная с начального звена — дошкольного образования.

Постепенно отходя от советского образца воспитания, которому было присуще скептическое отношение к индивидуальности и стремление к самореализации воспитанника, на первый план выходит гуманизация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, применение инновационных технологий обучения и воспитания с целью развития креативной, творчески мыслящей личности, умеет находить решение в нестандартных ситуациях.

Осуществление образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования включает в себя [1]:

– личностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка;

– демократизацию и гуманизацию педагогического процесса;

– соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраст;

Приоритетными инновационными технологиями в изменении дидактических и воспитательных задач образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования стали достижения отечественных и зарубежных педагогов. Стоит отметить, что инновационная деятельность в учреждениях дошкольного образования является постоянным явлением, поэтому целесообразно выделить условное разграничение инновационных технологий на группы [2, С. 18]:

  1. Системные инновационные педагогические технологии:

– гуманно-личностная педагогика Василия Сухомлинского, раскрывает понятие ребенкоцентризма и подчеркивает целесообразность воспитания и обучения в условиях приближенных к естественным возможностям ребенка;

– «национальный детский сад» Софии Руссовой имеет целью сочетание развития ребенка с его врожденными задатками и возможностями, уделяя значительное внимание воспитанию национального самосознания и общечеловеческой морали;

– технология саморазвития Марии Монтессори является одной из наиболее апробированных, применимых и осмысленных педагогами современности. Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить любой авторитарный давление на человека, который формируется, в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности;

– технология свободного развития (педагогика Р. Штайнера «Вальдорфский детский сад») предлагает постепенное овладение знаниями в гармонии с телесно-душевным развитием ребенка будет лучший результат.

  1. Модульные и локальные инновационные педагогические технологии:

– технологии раннего обучения (Программа М. Зайцева, Г. Домана, В. Лищука, Б. Никитина),

– технология развития творческой личности Г. Альтшуллера («ТРИЗ»);

– личностно ориентированное образование «Шаг за шагом» и др.

  1. Здоровьесберегающие, оздоровительные и здоровьеформирующие технологии:

– система естественного оздоровления Порфирия Иванова «Детка»;

– театр физического воспитания и оздоровления детей Николая Ефименко;

– образовательно-оздоровительные программы по валеологии;

– психогимнастика;

– оздоровительные системы народов.

  1. Авторские альтернативные педагогические технологии:

– Методика использования схем-моделей в лексически — грамматической работе Екатерины Крутой;

– Технология речевого и творческого развития Н. Гавриш;

– Методика развития речевой компетентности дошкольников А. Богуш;

– интегрированная личностно ориентированная технология Светланы Якименко;

– технология психолого-педагогического проектирования (программа «Радость развития») Тамары Пироженко;

– естественное воспитание Лилии Блудов;

– школа игрового мастерства Николая Шутя.

Современные потребности общества, кроме целостной системы универсальных, жизненно знаний и практических умений, требуют от дошкольников опыта и самостоятельной деятельности.

Социальный запрос на самостоятельную, творческую, здоровую, любопытную личность выступает основополагающим ориентиром в структурировании и содержательном наполнении современного дошкольного образования. И только умелое использование и применение на практике инновационных технологий в учреждениях дошкольного образования будет неоспоримый результат — сложившуюся социально зрелую, трудолюбивую, творческую личность, способную к сознательному общественному выбору и обогащение интеллектуального, духовного, экономического, социально-политического и культурного потенциала своего народа.

Одной из стержневых проблем образования выступает формирование полилингвальной и поликультурной личности с соответствующим уровнем развития коммуникативной компетенции. Научить будущих специалистов общаться на иностранном языке для удовлетворения своих профессиональных потребностей, реализации личных планов, дальнейшего самосовершенствования — одни из главных задач языкового образования. Базовой составляющей языковой компетенции выступает лексическая, поскольку именно она составляет основу для осуществления эффективной коммуникации, обусловливая автоматизм отбора и использования лексической единицы.

Формирование толерантности, по мнению Л.Майковской, направленная на гуманизацию общественных отношений, которая должна направляться, прежде всего, на толерантную позицию преподавателя, формирует эмоционально-эмпатийную сферу личности в атмосфере сотрудничества и партнерства.

Разделяя взгляды Л. Майковской, Е.Койкова обосновала понимание толерантности как одного из главных принципов поликультурного образовательного пространства и определила педагогические условия, критерии и уровни сформированности воспитания толерантности у детей в условиях поликультурного пространства. Е. Койкова считает, что «музыкальное искусство является ведущим средством воспитания толерантности, которое способно через рефлексию влиять на личностное отношение друг к другу» [2 с. 39].

Таким образом, процесс формирования толерантности рассматривается в контексте поликультурного образовательного пространства с опорой на лучший опыт воспитания и культуры межнационального общения.

Литература:

  1. Духовный потенциал человека: монография / В. Савчин. — Второе изд., переработанное и доп. — М., 2010. — 508 с.
  2. Койкова Е. И. Воспитание толерантности в условиях поликультурного пространства: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Койкова Эльзара Имдатовна. — Луганск. — 2008. — 242 с.
  3. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л. С. Майковская. — Москва, 2009. — 48 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательный процесс, поликультурное образовательное пространство, творческая личность, учреждение.


Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная

Общение участников образовательного процесса в поликультурном социуме требует регулирования, как со стороны родителей, так и...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской...

образовательный процесс, поликультурное образование...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство

Образовательный процесс в поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить...

образовательный процесс, поликультурное образование...

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение , так как именно здесь общей основой

Поликультурное образование : диалог культур и билингвальное обучение. Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Современный образовательный континуум как поликультурное...

«Поликультурное пространство образовательного учреждения рассматривается как объективно существующая система межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию...

Проектирование развития открытого образовательного...

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

образовательный процесс, поликультурное образование...

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество, родитель. Поликультурная среда вуза как условие...

образовательный процесс, поликультурное образование...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда...

Похожие статьи

Поликультурное пространство как основа построения...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная

Общение участников образовательного процесса в поликультурном социуме требует регулирования, как со стороны родителей, так и...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской...

образовательный процесс, поликультурное образование...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство

Образовательный процесс в поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить...

образовательный процесс, поликультурное образование...

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение , так как именно здесь общей основой

Поликультурное образование : диалог культур и билингвальное обучение. Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

Современный образовательный континуум как поликультурное...

«Поликультурное пространство образовательного учреждения рассматривается как объективно существующая система межкультурных, социальных и образовательных взаимоотношений, способствующая интериоризации национальной культуры, формированию...

Проектирование развития открытого образовательного...

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

образовательный процесс, поликультурное образование...

образовательный процесс, поликультурное образование, поликультурная среда, культура, взаимодействие культур, поликультурное общество, педагог, парадигма образования, многонациональное общество, родитель. Поликультурная среда вуза как условие...

образовательный процесс, поликультурное образование...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда...

Задать вопрос