Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста

Педагогика
13.11.2019
152
Поделиться
Библиографическое описание
Клейменова, С. А. Поликультурный принцип как средство формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста / С. А. Клейменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63926/.


В статье проанализированы особенности поликультурного воспитания дошкольников. Сосредоточено внимание на условиях и специфике данного феномена как значимого качества формирующейся личности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, дошкольники, образование.

The article analyzes the features of multicultural upbringing of preschoolers. It is focused on the conditions and specificity of this phenomenon as a significant quality of the emerging personality.

Key words: multicultural education, preschoolers, education.

Становление страны как демократического государства, усиление ее взаимодействия со странами Европы на всех уровнях, интеграция Украины в Европейское образовательное пространство позволила дополнить и усовершенствовать систему национального образования РФ.

С развитием общества происходит закономерное изменение политических, экономических, поликультурных потребностей общества и, как следствие, возникает актуальность внедрения инновационных технологий в систему непрерывного образования, начиная с начального звена — дошкольного образования.

Постепенно отходя от советского образца воспитания, которому было присуще скептическое отношение к индивидуальности и стремление к самореализации воспитанника, на первый план выходит гуманизация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, применение инновационных технологий обучения и воспитания с целью развития креативной, творчески мыслящей личности, умеет находить решение в нестандартных ситуациях.

Осуществление образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования включает в себя [1]:

– личностно-ориентированный подход к развитию личности ребенка;

– демократизацию и гуманизацию педагогического процесса;

– соответствие содержания, уровня и объема дошкольного образования особенностям развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраст;

Приоритетными инновационными технологиями в изменении дидактических и воспитательных задач образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования стали достижения отечественных и зарубежных педагогов. Стоит отметить, что инновационная деятельность в учреждениях дошкольного образования является постоянным явлением, поэтому целесообразно выделить условное разграничение инновационных технологий на группы [2, С. 18]:

  1. Системные инновационные педагогические технологии:

– гуманно-личностная педагогика Василия Сухомлинского, раскрывает понятие ребенкоцентризма и подчеркивает целесообразность воспитания и обучения в условиях приближенных к естественным возможностям ребенка;

– «национальный детский сад» Софии Руссовой имеет целью сочетание развития ребенка с его врожденными задатками и возможностями, уделяя значительное внимание воспитанию национального самосознания и общечеловеческой морали;

– технология саморазвития Марии Монтессори является одной из наиболее апробированных, применимых и осмысленных педагогами современности. Феномен педагогики М. Монтессори заключается в ее вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить любой авторитарный давление на человека, который формируется, в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности;

– технология свободного развития (педагогика Р. Штайнера «Вальдорфский детский сад») предлагает постепенное овладение знаниями в гармонии с телесно-душевным развитием ребенка будет лучший результат.

  1. Модульные и локальные инновационные педагогические технологии:

– технологии раннего обучения (Программа М. Зайцева, Г. Домана, В. Лищука, Б. Никитина),

– технология развития творческой личности Г. Альтшуллера («ТРИЗ»);

– личностно ориентированное образование «Шаг за шагом» и др.

  1. Здоровьесберегающие, оздоровительные и здоровьеформирующие технологии:

– система естественного оздоровления Порфирия Иванова «Детка»;

– театр физического воспитания и оздоровления детей Николая Ефименко;

– образовательно-оздоровительные программы по валеологии;

– психогимнастика;

– оздоровительные системы народов.

  1. Авторские альтернативные педагогические технологии:

– Методика использования схем-моделей в лексически — грамматической работе Екатерины Крутой;

– Технология речевого и творческого развития Н. Гавриш;

– Методика развития речевой компетентности дошкольников А. Богуш;

– интегрированная личностно ориентированная технология Светланы Якименко;

– технология психолого-педагогического проектирования (программа «Радость развития») Тамары Пироженко;

– естественное воспитание Лилии Блудов;

– школа игрового мастерства Николая Шутя.

Современные потребности общества, кроме целостной системы универсальных, жизненно знаний и практических умений, требуют от дошкольников опыта и самостоятельной деятельности.

Социальный запрос на самостоятельную, творческую, здоровую, любопытную личность выступает основополагающим ориентиром в структурировании и содержательном наполнении современного дошкольного образования. И только умелое использование и применение на практике инновационных технологий в учреждениях дошкольного образования будет неоспоримый результат — сложившуюся социально зрелую, трудолюбивую, творческую личность, способную к сознательному общественному выбору и обогащение интеллектуального, духовного, экономического, социально-политического и культурного потенциала своего народа.

Одной из стержневых проблем образования выступает формирование полилингвальной и поликультурной личности с соответствующим уровнем развития коммуникативной компетенции. Научить будущих специалистов общаться на иностранном языке для удовлетворения своих профессиональных потребностей, реализации личных планов, дальнейшего самосовершенствования — одни из главных задач языкового образования. Базовой составляющей языковой компетенции выступает лексическая, поскольку именно она составляет основу для осуществления эффективной коммуникации, обусловливая автоматизм отбора и использования лексической единицы.

Формирование толерантности, по мнению Л.Майковской, направленная на гуманизацию общественных отношений, которая должна направляться, прежде всего, на толерантную позицию преподавателя, формирует эмоционально-эмпатийную сферу личности в атмосфере сотрудничества и партнерства.

Разделяя взгляды Л. Майковской, Е.Койкова обосновала понимание толерантности как одного из главных принципов поликультурного образовательного пространства и определила педагогические условия, критерии и уровни сформированности воспитания толерантности у детей в условиях поликультурного пространства. Е. Койкова считает, что «музыкальное искусство является ведущим средством воспитания толерантности, которое способно через рефлексию влиять на личностное отношение друг к другу» [2 с. 39].

Таким образом, процесс формирования толерантности рассматривается в контексте поликультурного образовательного пространства с опорой на лучший опыт воспитания и культуры межнационального общения.

Литература:

  1. Духовный потенциал человека: монография / В. Савчин. — Второе изд., переработанное и доп. — М., 2010. — 508 с.
  2. Койкова Е. И. Воспитание толерантности в условиях поликультурного пространства: Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13. 00. 07 / Койкова Эльзара Имдатовна. — Луганск. — 2008. — 242 с.
  3. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л. С. Майковская. — Москва, 2009. — 48 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
поликультурное воспитание
дошкольники
образование
Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 284-286):
Часть 4 (стр. 241-327)
Расположение в файле:
стр. 241стр. 284-286стр. 327

Молодой учёный