В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания как мотивационного фактора смены профессиональной деятельности. Приведены результаты экспериментального психологического исследования и их интерпретация. Выборку составили работающие студенты заочного отделения Самарского государственного социально-педагогического университета, относящиеся к возрастному периоду «зрелость».
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, истощение, деперсонализация, резистенция, напряжение, мотивация, смена профессиональной деятельности, студенты.
По данным Федеральной службы государственной статистики почти 60 % граждан России работают не по специальности [4], и не исключено, что многие из них сменили профессиональную деятельность. В числе ряда мотивационных факторов данного процесса психологи отмечают «эмоциональное выгорание».
Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, возникающее в следствие хронического стресса на работе. [3]
Психологи отмечают, что наибольшая связь профессиональной мотивации и «выгорания» была установлена с факторами эмоционального истощения и деперсонализации. [2, c.41]
Кроме того, наблюдается связь содержательных аспектов ценностно-мотивационной сферы личности и «выгорания», обусловливающим фактором которого является рассогласованность внутри аксиологической сферы личности и подавленность ее реализации. [1, c.14]
В целях выявления особенностей эмоционального выгорания при смене профессиональной деятельности проведено инструментальное исследование с использованием методик «Тест на эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, тест «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова и «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климовой.
Выборку исследования составили 52 работающих студента заочного отделения магистратуры и бакалавриата старших курсов Самарского государственного социально-педагогического университета в возрасте 25–38 лет, занятых в сфере: торговли, образования, юриспруденции, медицины, логистики, фармацевтики.
В процессе предварительной беседы с обучающимися в качестве респондентов были отобраны те из них, которые планируют сменить профессиональную деятельность или всерьез задумываются об этом.
Тест В. В. Бойко позволил выявить три фазы эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса.
Рис. 1. Сформированность фазы «Напряжение».
Фаза «Напряжение». Сформированная фаза была отмечена у 22 % (или 11 человек) исследуемых из которых у большинства (43 % или 5 человек) наблюдается синдром переживания психотравмирующих обстоятельств.
В стадии формирования фазы находятся 46 % респондентов (24 человека). У большинства исследуемых (71 % или 17 человек) также отмечено формирование синдрома переживания психотравмирующих обстоятельств и «загнанности в клетку».
В стадии не сформированной фазы находятся 32 % исследуемых (17 человек).
Рис. 2. Сформированность фазы «Резистенция»
Фаза «Резистенция». Показатели форсированности данной фазы близки к результатам фазы «Напряжения». Можно выделить, что у респондентов в 26 % (14 человек) случаев наблюдается сформированный синдром неадекватного избирательного эмоционального реагирования, в 13 % — эмоционально-нравственная дезориентация, в 6 % расширение сферы экономии эмоций.
Рис. 3. Сформированность фазы «Истощение»
Фаза «Истощение». Из трех фаз эмоционального выгорания «Истощение» является наиболее сформированной у тестируемых (39 % или 20 человек). У более, чем половины респондентов, которым присуща данная фаза, отмечены психосоматические нарушения (60 % или 12 человек).
В процессе обсуждения общих результатов данной методики респонденты отмечали: нестабильную ситуацию на рынке труда, в частности риски сокращения должности; несоответствие условий труда, как нормам здравоохранения, так и заработной плате; психотравмирующую и эмоционально нестабильную обстановку в трудовом коллективе; ощущают тревогу и склонны к депрессивным настроениям.
Так же в ходе беседы респондентам задавались вопросы: «Как вы себя чувствуете во время работы?», «Как вы относитесь к своей работе?», «Что Вас больше всего не устраивает в вашей работе?». Исследуемые отмечали неутолимое чувство усталости, ощущение «придавленности», груза в области шеи и плеч; говорили, что считают дни до отпуска, находят свою работу монотонной и даже бессмысленной и т. д.
В дальнейшем для определения эмоционального выгорания использовался тест А. А. Рукавишникова, который позволяет анализировать результаты по четырем шкалам: психоэмоциональное истощение; личностное отдаление; профессиональная мотивация; психическое выгорание.
Рис. 4. Результаты теста А. А. Рукавишникова
Отметим, что наиболее низкие показатели по всем шкалам сосредоточены в полюсных категориях. Процент попавших в «крайние точки» измерений мал.
Высокие показатели были сосредоточены в шкалах «Профессиональная мотивация» и «Психическое выгорание» у 41 и 53 % опрошенных, соответственно. Так, мотивация к профессиональной деятельности у таких работников очень невелика, сопровождается отсутствием энтузиазма и заинтересованности в работе, успешности в работе с людьми и т. д.
Шкала психического выгорания близка результатам методики М. М. Бойко и имеет сходную интерпретацию.
Личностное отдаление и психоэмоциональное истощение свойственно 36 и 38 % соответственно, сопровождается стремлением отгородить себя от окружающих, не вступать в контакт без особой необходимости, акцентуацией и риском замыкания в самом себе.
Результаты этих двух обследований подтверждают факт эмоционального выгорания у подавляющего большинства респондентов, которые готовы сменить род деятельности (58 % или 30 человек, в среднем, по двум методикам).
Однако в поисках детерминант эмоционального выгорания, дополнительно был проведен профориентационный тест, результаты которого свидетельствуют о факте несоответствия взглядов, убеждений, желаний и т. п. испытуемых занимаемой ими должности, что зарегистрировано в 61 % случаев. Таким образом, не исключено, что факт данного несоответствия может спровоцировать эмоциональное выгорание респондентов, которое, в свою очередь, может быть основанием для смены профессиональной деятельности.
Полученные данные позволяют говорить о влиянии выгорания на профессиональную мотивацию и мотивацию смены профессионально деятельности.
Литература:
- Орёл В. Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности. / Вестник ТГПУ. — № 1 (45). — С. 62.
- Орел В. Е. Взаимосвязь психического выгорания и ценностно-ориентационной сферы личности / Ярославл. Психологический вестник. — 2004. — № 13. — С. 24–31.
- Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- Федеральная служба государственной статистики. — Электронный ресурс. — URL: http://www.gks.ru.