Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 989 раз

Библиографическое описание:

Мурзакова, С. Г. Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности / С. Г. Мурзакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63923/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания как мотивационного фактора смены профессиональной деятельности. Приведены результаты экспериментального психологического исследования и их интерпретация. Выборку составили работающие студенты заочного отделения Самарского государственного социально-педагогического университета, относящиеся к возрастному периоду «зрелость».

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, истощение, деперсонализация, резистенция, напряжение, мотивация, смена профессиональной деятельности, студенты.

По данным Федеральной службы государственной статистики почти 60 % граждан России работают не по специальности [4], и не исключено, что многие из них сменили профессиональную деятельность. В числе ряда мотивационных факторов данного процесса психологи отмечают «эмоциональное выгорание».

Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, возникающее в следствие хронического стресса на работе. [3]

Психологи отмечают, что наибольшая связь профессиональной мотивации и «выгорания» была установлена с факторами эмоционального истощения и деперсонализации. [2, c.41]

Кроме того, наблюдается связь содержательных аспектов ценностно-мотивационной сферы личности и «выгорания», обусловливающим фактором которого является рассогласованность внутри аксиологической сферы личности и подавленность ее реализации. [1, c.14]

В целях выявления особенностей эмоционального выгорания при смене профессиональной деятельности проведено инструментальное исследование с использованием методик «Тест на эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, тест «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова и «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климовой.

Выборку исследования составили 52 работающих студента заочного отделения магистратуры и бакалавриата старших курсов Самарского государственного социально-педагогического университета в возрасте 25–38 лет, занятых в сфере: торговли, образования, юриспруденции, медицины, логистики, фармацевтики.

В процессе предварительной беседы с обучающимися в качестве респондентов были отобраны те из них, которые планируют сменить профессиональную деятельность или всерьез задумываются об этом.

Тест В. В. Бойко позволил выявить три фазы эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\3FA450E2.tmp

Рис. 1. Сформированность фазы «Напряжение».

Фаза «Напряжение». Сформированная фаза была отмечена у 22 % (или 11 человек) исследуемых из которых у большинства (43 % или 5 человек) наблюдается синдром переживания психотравмирующих обстоятельств.

В стадии формирования фазы находятся 46 % респондентов (24 человека). У большинства исследуемых (71 % или 17 человек) также отмечено формирование синдрома переживания психотравмирующих обстоятельств и «загнанности в клетку».

В стадии не сформированной фазы находятся 32 % исследуемых (17 человек).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\10140340.tmp

Рис. 2. Сформированность фазы «Резистенция»

Фаза «Резистенция». Показатели форсированности данной фазы близки к результатам фазы «Напряжения». Можно выделить, что у респондентов в 26 % (14 человек) случаев наблюдается сформированный синдром неадекватного избирательного эмоционального реагирования, в 13 % — эмоционально-нравственная дезориентация, в 6 % расширение сферы экономии эмоций.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\447A8B4E.tmp

Рис. 3. Сформированность фазы «Истощение»

Фаза «Истощение». Из трех фаз эмоционального выгорания «Истощение» является наиболее сформированной у тестируемых (39 % или 20 человек). У более, чем половины респондентов, которым присуща данная фаза, отмечены психосоматические нарушения (60 % или 12 человек).

В процессе обсуждения общих результатов данной методики респонденты отмечали: нестабильную ситуацию на рынке труда, в частности риски сокращения должности; несоответствие условий труда, как нормам здравоохранения, так и заработной плате; психотравмирующую и эмоционально нестабильную обстановку в трудовом коллективе; ощущают тревогу и склонны к депрессивным настроениям.

Так же в ходе беседы респондентам задавались вопросы: «Как вы себя чувствуете во время работы?», «Как вы относитесь к своей работе?», «Что Вас больше всего не устраивает в вашей работе?». Исследуемые отмечали неутолимое чувство усталости, ощущение «придавленности», груза в области шеи и плеч; говорили, что считают дни до отпуска, находят свою работу монотонной и даже бессмысленной и т. д.

В дальнейшем для определения эмоционального выгорания использовался тест А. А. Рукавишникова, который позволяет анализировать результаты по четырем шкалам: психоэмоциональное истощение; личностное отдаление; профессиональная мотивация; психическое выгорание.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\BA1F648C.tmp

Рис. 4. Результаты теста А. А. Рукавишникова

Отметим, что наиболее низкие показатели по всем шкалам сосредоточены в полюсных категориях. Процент попавших в «крайние точки» измерений мал.

Высокие показатели были сосредоточены в шкалах «Профессиональная мотивация» и «Психическое выгорание» у 41 и 53 % опрошенных, соответственно. Так, мотивация к профессиональной деятельности у таких работников очень невелика, сопровождается отсутствием энтузиазма и заинтересованности в работе, успешности в работе с людьми и т. д.

Шкала психического выгорания близка результатам методики М. М. Бойко и имеет сходную интерпретацию.

Личностное отдаление и психоэмоциональное истощение свойственно 36 и 38 % соответственно, сопровождается стремлением отгородить себя от окружающих, не вступать в контакт без особой необходимости, акцентуацией и риском замыкания в самом себе.

Результаты этих двух обследований подтверждают факт эмоционального выгорания у подавляющего большинства респондентов, которые готовы сменить род деятельности (58 % или 30 человек, в среднем, по двум методикам).

Однако в поисках детерминант эмоционального выгорания, дополнительно был проведен профориентационный тест, результаты которого свидетельствуют о факте несоответствия взглядов, убеждений, желаний и т. п. испытуемых занимаемой ими должности, что зарегистрировано в 61 % случаев. Таким образом, не исключено, что факт данного несоответствия может спровоцировать эмоциональное выгорание респондентов, которое, в свою очередь, может быть основанием для смены профессиональной деятельности.

Полученные данные позволяют говорить о влиянии выгорания на профессиональную мотивацию и мотивацию смены профессионально деятельности.

Литература:

  1. Орёл В. Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности. / Вестник ТГПУ. — № 1 (45). — С. 62.
  2. Орел В. Е. Взаимосвязь психического выгорания и ценностно-ориентационной сферы личности / Ярославл. Психологический вестник. — 2004. — № 13. — С. 24–31.
  3. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
  4. Федеральная служба государственной статистики. — Электронный ресурс. — URL: http://www.gks.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, профессиональная мотивация, психическое выгорание, фаза, личностное отдаление, психоэмоциональное истощение, работа, Самарский государственный социально-педагогический университет, сформированная фаза.


Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты иссле...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Синдром эмоционального выгорания как пример дезадаптации к организационной культуре

В статье проведен обзор исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания в различных типах организационных культур. Освещаются проблемы эмоционального выгорания с точки зрения дезадаптации сотрудников к организационной культуре. Прослежива...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты иссле...

Эмоциональное выгорание и особенности проявления данного синдрома у супругов

Статья посвящена описанию синдрома эмоционального выгорания и обоснованию необходимости его изучения. Автором предоставлены результаты исследования по теме с опорой на адаптированную методику В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания»....

Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением

В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...

Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна

В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Задать вопрос