Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности

Научный руководитель
Психология
18.11.2019
1031
Поделиться
Библиографическое описание
Мурзакова, С. Г. Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности / С. Г. Мурзакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63923/.


В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания как мотивационного фактора смены профессиональной деятельности. Приведены результаты экспериментального психологического исследования и их интерпретация. Выборку составили работающие студенты заочного отделения Самарского государственного социально-педагогического университета, относящиеся к возрастному периоду «зрелость».

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс, истощение, деперсонализация, резистенция, напряжение, мотивация, смена профессиональной деятельности, студенты.

По данным Федеральной службы государственной статистики почти 60 % граждан России работают не по специальности [4], и не исключено, что многие из них сменили профессиональную деятельность. В числе ряда мотивационных факторов данного процесса психологи отмечают «эмоциональное выгорание».

Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального и умственного истощения, физического утомления, возникающее в следствие хронического стресса на работе. [3]

Психологи отмечают, что наибольшая связь профессиональной мотивации и «выгорания» была установлена с факторами эмоционального истощения и деперсонализации. [2, c.41]

Кроме того, наблюдается связь содержательных аспектов ценностно-мотивационной сферы личности и «выгорания», обусловливающим фактором которого является рассогласованность внутри аксиологической сферы личности и подавленность ее реализации. [1, c.14]

В целях выявления особенностей эмоционального выгорания при смене профессиональной деятельности проведено инструментальное исследование с использованием методик «Тест на эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, тест «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова и «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климовой.

Выборку исследования составили 52 работающих студента заочного отделения магистратуры и бакалавриата старших курсов Самарского государственного социально-педагогического университета в возрасте 25–38 лет, занятых в сфере: торговли, образования, юриспруденции, медицины, логистики, фармацевтики.

В процессе предварительной беседы с обучающимися в качестве респондентов были отобраны те из них, которые планируют сменить профессиональную деятельность или всерьез задумываются об этом.

Тест В. В. Бойко позволил выявить три фазы эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\3FA450E2.tmp

Рис. 1. Сформированность фазы «Напряжение».

Фаза «Напряжение». Сформированная фаза была отмечена у 22 % (или 11 человек) исследуемых из которых у большинства (43 % или 5 человек) наблюдается синдром переживания психотравмирующих обстоятельств.

В стадии формирования фазы находятся 46 % респондентов (24 человека). У большинства исследуемых (71 % или 17 человек) также отмечено формирование синдрома переживания психотравмирующих обстоятельств и «загнанности в клетку».

В стадии не сформированной фазы находятся 32 % исследуемых (17 человек).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\10140340.tmp

Рис. 2. Сформированность фазы «Резистенция»

Фаза «Резистенция». Показатели форсированности данной фазы близки к результатам фазы «Напряжения». Можно выделить, что у респондентов в 26 % (14 человек) случаев наблюдается сформированный синдром неадекватного избирательного эмоционального реагирования, в 13 % — эмоционально-нравственная дезориентация, в 6 % расширение сферы экономии эмоций.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\447A8B4E.tmp

Рис. 3. Сформированность фазы «Истощение»

Фаза «Истощение». Из трех фаз эмоционального выгорания «Истощение» является наиболее сформированной у тестируемых (39 % или 20 человек). У более, чем половины респондентов, которым присуща данная фаза, отмечены психосоматические нарушения (60 % или 12 человек).

В процессе обсуждения общих результатов данной методики респонденты отмечали: нестабильную ситуацию на рынке труда, в частности риски сокращения должности; несоответствие условий труда, как нормам здравоохранения, так и заработной плате; психотравмирующую и эмоционально нестабильную обстановку в трудовом коллективе; ощущают тревогу и склонны к депрессивным настроениям.

Так же в ходе беседы респондентам задавались вопросы: «Как вы себя чувствуете во время работы?», «Как вы относитесь к своей работе?», «Что Вас больше всего не устраивает в вашей работе?». Исследуемые отмечали неутолимое чувство усталости, ощущение «придавленности», груза в области шеи и плеч; говорили, что считают дни до отпуска, находят свою работу монотонной и даже бессмысленной и т. д.

В дальнейшем для определения эмоционального выгорания использовался тест А. А. Рукавишникова, который позволяет анализировать результаты по четырем шкалам: психоэмоциональное истощение; личностное отдаление; профессиональная мотивация; психическое выгорание.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\BA1F648C.tmp

Рис. 4. Результаты теста А. А. Рукавишникова

Отметим, что наиболее низкие показатели по всем шкалам сосредоточены в полюсных категориях. Процент попавших в «крайние точки» измерений мал.

Высокие показатели были сосредоточены в шкалах «Профессиональная мотивация» и «Психическое выгорание» у 41 и 53 % опрошенных, соответственно. Так, мотивация к профессиональной деятельности у таких работников очень невелика, сопровождается отсутствием энтузиазма и заинтересованности в работе, успешности в работе с людьми и т. д.

Шкала психического выгорания близка результатам методики М. М. Бойко и имеет сходную интерпретацию.

Личностное отдаление и психоэмоциональное истощение свойственно 36 и 38 % соответственно, сопровождается стремлением отгородить себя от окружающих, не вступать в контакт без особой необходимости, акцентуацией и риском замыкания в самом себе.

Результаты этих двух обследований подтверждают факт эмоционального выгорания у подавляющего большинства респондентов, которые готовы сменить род деятельности (58 % или 30 человек, в среднем, по двум методикам).

Однако в поисках детерминант эмоционального выгорания, дополнительно был проведен профориентационный тест, результаты которого свидетельствуют о факте несоответствия взглядов, убеждений, желаний и т. п. испытуемых занимаемой ими должности, что зарегистрировано в 61 % случаев. Таким образом, не исключено, что факт данного несоответствия может спровоцировать эмоциональное выгорание респондентов, которое, в свою очередь, может быть основанием для смены профессиональной деятельности.

Полученные данные позволяют говорить о влиянии выгорания на профессиональную мотивацию и мотивацию смены профессионально деятельности.

Литература:

  1. Орёл В. Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности. / Вестник ТГПУ. — № 1 (45). — С. 62.
  2. Орел В. Е. Взаимосвязь психического выгорания и ценностно-ориентационной сферы личности / Ярославл. Психологический вестник. — 2004. — № 13. — С. 24–31.
  3. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
  4. Федеральная служба государственной статистики. — Электронный ресурс. — URL: http://www.gks.ru.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
эмоциональное выгорание
стресс
истощение
деперсонализация
резистенция
напряжение
мотивация
смена профессиональной деятельности
студенты
Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 391-393):
Часть 5 (стр. 329-413)
Расположение в файле:
стр. 329стр. 391-393стр. 413

Молодой учёный