Проблема государственных заимствований — одна из острейших проблем в современной российской экономике. Государственные заимствования стали важным источником поступления денежных средств в бюджет России. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния государственного внутреннего долга на финансовую систему, денежное обращение и на экономику страны в целом.
Государственный внутренний долг в научной литературе рассматривают в двух аспектах: как экономическую и как финансово-правовую категории. Как экономическая категория государственный внутренний долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены к определенному сроку [1, с. 110]. Как финансово-правовая категория он является совокупностью финансовых обязательств государства, возникающих в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств физических и юридических лиц [2, с. 21].
В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ государственный внутренний долг определяется как долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации (статья 6 БК РФ). До изменений в бюджетное законодательство этот термин был раскрыт более содержательно.
Анализируя положения статей 98 и 99 Бюджетного кодекса РФ, можно выделить основные элементы в структуре государственного внутреннего долга России:
– обязательства по кредитам, привлеченным Российской Федерацией и имеющим выражение в валюте Российской Федерации;
– обязательства по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации и имеющим выражение в валюте Российской Федерации;
– обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;
– обязательства по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
– иные долговые обязательства, оплата которых предусмотрена в валюте Российской Федерации.
В связи с тем, что у физических и юридических лиц в экономическом обороте имеются свободные денежные средства, государство решило прибегнуть к такому финансовому методу погашения дефицита федерального бюджета, как внутренние займы. Заимствования денежных средств стали одним из способов покрытия постоянно растущих государственных расходов, помимо налоговых отчислений. Государство не использует метод денежной эмиссии для стабилизации бюджета, поскольку это ведет к инфляции, также правительство отказалось от использования в этих целях кредитов Центрального Банка [3, с. 180].
В современной практике единственной используемой формой государственных внутренних заимствований являются ценные бумаги, поскольку только ценные бумаги за последние годы закрепляются в федеральных законах о бюджете в рамках программы государственных внутренних заимствований [4, с. 49–50]. Так, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» объем государственных ценных бумаг в 2019 году составляет 1 566 618 725,8 тысяч рублей, что составляет 100 % от объема государственных внутренних заимствований [5]. Помимо того, статьей 103 БК РФ предусмотрена еще одна форма — кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ, которая в настоящее время не используется.
Вопросы государственного займа регулируются не только бюджетным законодательством, но нормами конституционного и гражданского права [6, с. 115]. В части 4 статьи 75 Конституции РФ закрепляется добровольный характер государственных займов, выпускаемых в установленном федеральным законодательством порядке. В соответствии со статьей 817 ГК РФ, государственный заем оформляется в виде договора, по которому займодавец (гражданин или юридическое лицо) вправе получать от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства с учетом установленного процента и в оговоренные договором сроки.
Тот факт, что отношения по государственному займу регулируются, как финансовым, так и гражданским правом, порождает проблему их квалификации. В связи с этим в научной литературе провел разграничение. Финансово правовыми отношениями будут являться отношения, связанные с эмиссией ценных бумаг. Они будут регулироваться БК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг». Гражданско-правовыми правоотношениями, регулируемыми ГК РФ, будут отношения между займодавцем и заемщиком, где органы государственной власти выступают на равных с другими участниками правоотношений [7, с. 131–132].
Рассмотрим динамику объема государственного внутреннего долга РФ на основании данных, представленных Министерством Финансов РФ [8].
Таблица 1
Динамика объема государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Государственный внутренний долг всего |
7160,04 |
7602,35 |
9137,26 |
9137,51 |
Государственные ценные бумаги |
5475,71 |
5573,09 |
6100,34 |
7247,12 |
Государственные гарантии |
1638,9 |
1608 |
1833,71 |
1433,25 |
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в период с 2015 по 2018 год государственный внутренний долг увеличивался. Особенно сильный рост произошел в 2017 году. В 2018 году, по сравнению с 2017 годом, государственный внутренний долг увеличился на 250 млн. руб., что составило 0,0027 %. Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 1146,78 млрд. руб. — на 18 %. Уменьшились государственные гарантии на 400,46 млрд. руб. — на 225 %.
Бюджетным законодательством устанавливается, что ежегодно в проекте федерального бюджета на очередной год определяется верхний предел государственного внутреннего долга. Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2020 года составляет 11329,48 млрд руб., в соответствии с Федеральным законом о «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Установление предельного размера означает, насколько государство способно его обслуживать и погашать.
Особое внимание необходимо уделить вопросу управления государственным внутренним долгом. Под управлением государственным внутренним долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на обеспечение потребностей Российской Федерации в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных внутренних долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение (статья 101 БК РФ). Управление государственным внутренним долгом относится к компетенции Правительства РФ, но также может осуществляться уполномоченным им Министерством Финансов РФ.
На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы. Государственный внутренний долг — это долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации. В качестве основных причин образования государственного внутреннего долга выделяют: во-первых, дефицит бюджета, во-вторых, наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Анализируя приведенные статистические данные, можно сказать, что в Российской Федерации самую большую долю задолженности занимает государственные ценные бумаги, то есть Правительство погашает долги за счет выпуска всевозможных долговых ценных бумаг.
Литература:
- Ягупова Е.А, Арифова Э. А. Государственный долг как экономическая категория // Сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». 2015. С. 110–113.
- Комков И. В., Трубицына Т. И. Текущее состояние внутреннего государственного долга России // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. 2018. С. 20–25.
- Фурсова С. Д., Разыграева М. Г., Тамразян Д. А. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика // Транспортное дело России. № 6. 2013. С. 180–183.
- Цареградская Ю. К. Особенности правового регулирования государственного внутреннего долга Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. № 1 (52). 2016. С. 47–53.
- Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.11.2018.
- Чернов Г. Ю., Шидловский В. А. Понятие и особенности правового регулирования государственного внутреннего долга Российской Федерации // Полиматис. № 9. 2018. С. 112–117.
- Комков И. В. Особенности правового регулирования государственного внутреннего долга Российской Федерации // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России. Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей: сборник научных статей. 2018. С. 131–133.
- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации URL: www.minfin.ru (дата обращения: 23.10.2019)