Проблемы правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.11.2019

Статья просмотрена: 599 раз

Библиографическое описание:

Чистякова, К. В. Проблемы правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях / К. В. Чистякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63722/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения коммерческого интереса, а также выполнения социальных задач государства.

Ключевые слова: корпоративные отношения, участие государства в корпорации, государственное участие, публично-правовые образования, государственные корпорации.

In the article presents an analysis of the problems of legal regulation of the participation of the Russian Federation, and also analyzes theoretical positions, therefore.

Keywords: corporate relations, state participation in corporations, state participation, public law entities, state corporations.

Участие Российской Федерации в корпоративных правоотношениях обусловлено объективными факторами. Государство через подобное участие осуществляет свои специализированные конституционные задачи, а также выполняет функции обеспечения устойчивости и конкурентоспособности различных экономических отраслей.

Государственное участие может осуществляться прямым образом, то есть через государственные органы или опосредовано — через специально создаваемые юридические лица. Однако подобное участие государства в корпоративных правоотношениях подвергается критике в российской цивилистике, как справедливо отметил О. В. Гутников [1].

Так, если подойти к подобному анализу с позиции права собственности, можно обнаружить, что имущество, закрепленное за публичным образованием посредством государственного юридического лица лишено вещно-правового содержания. Вместе с тем, полагаем, что данное суждение наоборот, свидетельствует о корпоративной природе отношений, в которых Российская Федерация выступает особым субъектом, а не об искусственном их отнесении к вещно-правовым элементам.

Например, если рассмотреть содержание прав хозяйственного ведения или оперативного управления, можно резюмировать, что ограничения, налагаемые на данные виды прав в отношении собственника имущества, юридического лица включаются в и отражают природу корпоративных отношений по управлению юридическим лицом между собственником юридического лица и самим юридическим лицом. Подобное участие государства прослеживается в основном в корпорациях, которые осуществляют общественно важные и полезные задачи. Примерами таких корпораций служат ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «Сбербанк», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» и другие.

Российская Федерация как особый субъект корпоративных правоотношений проявляется через множество публичных участников, которыми выступают Россия в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, имеющие корпоративные права и выполняющие обязанности через соответствующие органы власти и организации на основании положений ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]. Одним из таких органов является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данный орган власти наделен обширными полномочиями в рамках управления корпоративным имуществом.

Несмотря на то, что в настоящее время разработан достаточно большой объем нормативно-правовой базы, регламентирующей особенности участия государства в корпоративных правоотношениях, на практике возникают сложности из-за отсутствия кодифицированного законодательного акта, который детально регулирует эти вопросы. К сожалению, основу регулирования данных правоотношений составляют противоречащие друг другу подзаконные акты федеральных органов и субъектов РФ.

При непосредственном участии в корпоративных правоотношениях государство приобретает право собственности на акции, посредством приватизации, наследования выморочного имущества или предоставления бюджетных инвестиций. В юридической литературе ведутся оживленные дискуссии по вопросу возможности и невозможности свободного учреждения корпораций публично-правовыми образованиями. Так, часть авторов склоняется к мнению, что подобный запрет относится только к учреждению хозяйственных обществ органами государственной власти и местного самоуправления от своего имени [3]. Полагаем, что данная позиция имеет право на существование, поскольку в ст.125 Гражданский кодекс РФ на представительское участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском обороте.

Иные авторы придерживаются позиции, что участие в организациях, созданных с целью получения прибыли публично-правовых образований, возможно только в отдельных и в определенных законом случаях [4]. Например, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере помимо обычных субъектов гражданского оборота, могут выступать публично-правовые образования. Однако в Законе об Акционерных обществах содержится запрет на такую форму участия государства в этих организациях, как их учреждение, кроме случаев, установленных федеральным законом [5]. Более того, среди таких случаев можно назвать положения ст.80 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие что при получении бюджетных инвестиционных средств организациям соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления приобретают право на тождественную часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц, которое оформляется в уставных капиталах в соответствии с гражданским законодательством [6].

Подобные ограничения корпоративных прав публичных образований содержатся в ст.25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно данной норме государственным и муниципальным органам предоставляется право вносить имущество и исключительные права в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ только, если они приобрели 25 % плюс одну акцию [7].

Из анализа вышеназванных положений нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что гражданское законодательство предусматривает ограничения на реализацию права участия Российской Федерации в полных товариществах, одновременно предоставляя возможность участия в хозяйственных обществах и товариществах на вере. При этом Закон об Акционерных обществах содержит запрет на учреждение этой организационно-правовой формы юридического лица только органами государственной власти и местного самоуправления, а не муниципальным образованием. Положения Бюджетного кодекса и специализированный закон, регулирующий вопросы приватизации указывает на отдельные основания возникновения права на участие в корпорациях для государства.

Таким образом, действующее законодательство посредством определения различных запретов устанавливает ограничения на участие Российской Федерации в некоторых организационно-правовых формах корпораций. Однако на такое действие, как учреждение прямой запрет не прописан. Вместе с тем, существование такого ограничения вытекает из толкования общих положений Гражданского кодекса, в том числе ст.125, поскольку органы власти имеют право выступать от лица соответствующего действующего публично-правового образования. Конфликт интересов участия России в корпоративных правоотношениях может проявиться в виду дуалистической природы государства, при которой с одной стороны, преследуется имущественный, коммерческий интерес, а с другой — социальный, выражающий волю граждан, проживающих на территории страны.

Литература:

  1. Гутников О. В. Государственные организации как субъекты корпоративных отношений: о допустимости участия в корпоративных отношениях унитарных юридических лиц. // Журнал российского права, № 7. 2016. –С.44–53.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // Российская газета, № 238–239. 08.12.1994.
  3. Шиткина И. С. Корпоративное право: Учебник //-М.: КНОРУС. — 2015. — С. 361.
  4. Высотина В. И. Государство как участник корпоративных правоотношений. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 3–2. С. 45–47.
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах» // Российская газета, № 248. 29.12.1995.
  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Российская газета, № 153–154. 12.08.1998.
  7. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета, № 16. 26.01.2002.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, местное самоуправление, юридическое лицо, государственная власть, орган, государственное участие, Гражданский кодекс, гражданский оборот, гражданское законодательство, коммерческий интерес.


Похожие статьи

Роль органов государственной власти и местного...

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня , граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

Гражданско-правовая ответственность публично-правовых...

местное самоуправление, ГК РФ, государственная власть, лицо, должностное лицо, причинение вреда, публичная власть, бездействие

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) подробно дает толкование касательно того, что следует...

Концепция гражданско-правовой ответственности...

Российская Федерация , ГК РФ , публичная власть , гражданско-правовая ответственность, субъект, орган , образование, местное

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной...

юридическое лицо, лицо, ГК РСФСР, гражданский оборот...

Гражданский кодекс РФ не считает государство и других лиц, входящих в эту группу

Гражданско-правовой правосубъектностью должны обладать лишь три категории субъектов

юридическое лицо, орган, ГК РФ, самое юридическое лицо, лицо, гражданский оборот...

Российская Федерация как частноправовой субъект...

Дискуссия касательно участия государства в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами таких отношений ведется долгие годы. Очевидно, что государство является субъектом гражданских правоотношений, но многие вопросы остаются спорными.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты...

существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Гражданский кодекс Российской Федерации , часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( ГК РФ

юридическое лицо , Российская Федерация , недействующее юридическое лицо , единый...

Об основаниях применения правил ГК РФ о компенсации ущерба...

Развитие институтов гражданского общества и правового государства имеет множество

На этапе современного развития гражданского законодательства РФ отсутствует однозначный

муниципальная собственность, Российская Федерация , местное самоуправление , ГК РФ...

Передача полномочий органов публичной власти частным...

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо, Гражданский Кодекс РФ

Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в...

Сущность государства в статусе органов государственной власти

Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в

А также, необходимо предусмотреть случаи участия органа государственной власти в

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

Похожие статьи

Роль органов государственной власти и местного...

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня , граждане или организации имеют право возбуждать гражданские дела лишь в случаях, которые предусмотрены законом.

Гражданско-правовая ответственность публично-правовых...

местное самоуправление, ГК РФ, государственная власть, лицо, должностное лицо, причинение вреда, публичная власть, бездействие

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) подробно дает толкование касательно того, что следует...

Концепция гражданско-правовой ответственности...

Российская Федерация , ГК РФ , публичная власть , гражданско-правовая ответственность, субъект, орган , образование, местное

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной...

юридическое лицо, лицо, ГК РСФСР, гражданский оборот...

Гражданский кодекс РФ не считает государство и других лиц, входящих в эту группу

Гражданско-правовой правосубъектностью должны обладать лишь три категории субъектов

юридическое лицо, орган, ГК РФ, самое юридическое лицо, лицо, гражданский оборот...

Российская Федерация как частноправовой субъект...

Дискуссия касательно участия государства в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами таких отношений ведется долгие годы. Очевидно, что государство является субъектом гражданских правоотношений, но многие вопросы остаются спорными.

Классификация и виды юридических лиц: современные аспекты...

существуют государственные и негосударственные типы юридических лиц

Гражданский кодекс Российской Федерации , часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ ( ГК РФ

юридическое лицо , Российская Федерация , недействующее юридическое лицо , единый...

Об основаниях применения правил ГК РФ о компенсации ущерба...

Развитие институтов гражданского общества и правового государства имеет множество

На этапе современного развития гражданского законодательства РФ отсутствует однозначный

муниципальная собственность, Российская Федерация , местное самоуправление , ГК РФ...

Передача полномочий органов публичной власти частным...

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо, Гражданский Кодекс РФ

Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления в...

Сущность государства в статусе органов государственной власти

Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в

А также, необходимо предусмотреть случаи участия органа государственной власти в

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

Задать вопрос