Менеджмент в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 декабря, печатный экземпляр отправим 9 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 2591 раз

Библиографическое описание:

Мкртчян, С. Г. Менеджмент в образовании / С. Г. Мкртчян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63691/ (дата обращения: 25.11.2020).



Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Ключевые слова: менеджмент, образование, знания, управление, личность развитие, процесс, эффективность, совокупность, комплекс, образовательные учреждения.

Менеджмент в современном мире занимает одну из ведущих ролей, позволяющих мобилизовать ресурсы, в число которых входят финансовые, материальные, а также интеллектуальные ресурсы. Рассматривая менеджмент в образовании, необходимо отметить широкое использование его в странах Западной Европы, где важным элементом данной системы выступает каждый из педагогов [2, с.241].

Образование следует рассматривать как процесс, основной целью которого является воспитание и обучение личностей, с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. Современный мир требует от образовательной деятельности не только передачу, распространение и усвоение уже имеющихся знаний, но также и включение новых знаний, умений и навыков. Так как знания — это основной ресурс современного общества, который в совокупности с другими ценностями формируют отдельную личность, необходимо управлять образовательным процессом.

Менеджментом в образовании принято считать совокупность различных методов и принципов, которые способствуют эффективности образовательного процесса. Необходимо выделить основные особенности менеджмента в образовании [1, с. 115]:

– вероятность перехода к построению отношений к стилю, учитывающему индивидуальные особенности работников и более полный аспект к образовательной деятельности, ориентированный на результат максимально успешных итогов;

– обеспечение в коллективе (из числа педагогов и обучающихся) комфортного психолого-преподавательского климата.

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент — это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса [4, с.211]. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ — менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Рассматривая историю развития управления в образовании, основным этапом становления считается конец ХХ столетия, когда были изданы масштабные работы ученых западной Европы, включающих в себя теорию об итоговом анализе годовой деятельности любого образовательного учреждения [5,с 362]. Согласно изданным трудам в такой отчет должен быть включено:

  1. Выполнение школой различных директивных нормативных документов Министерства образования.
  2. Эффективность годового управленческого цикла.
  3. Анализ результативности проводимой методической работы.
  4. Оценку общего качества образования и преподавания ключевых предметов.
  5. Анализ взаимодействия школы с родителями учащихся;
  6. Эффективность работы учебного заведения с различными общественными организациями.
  7. Оценку уровня воспитанности учащихся.
  8. Анализ соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  9. Итоги реализации образовательной программы.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, орудием труда — язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента — учащихся.

Как и любая система менеджмента, менеджмент в образовании имеет следующие виды функций: планирование, организация, мотивация и контроль. Кроме этого, менеджмент в образовании имеют особенную специфику, на фоне который выделяют следующие подфункции [3, с. 28]:

– Информационно-аналитическую;

– Мотивационно-целевую;

– Планово-прогностическую;

– Организационно-исполнительскую;

– Контрольно-диагностическую;

– Регулятивно-коррекционную функции.

Совокупность всех функций и подфункций составляет последовательны, и на каждом определенном этапе сменяют друг друга, при этом образуется определенный цикл системы, способствующий эффективной системы управления персоналом.

Управление в образовании сводится в первую очередь к обеспечению абсолютно всех субъектов информацией о деятельности системы. В базе этой информации исполняется утверждение заключений, а кроме того, составление плана дальнейшей работы. Управление в образовании обладает собственной целью отбор наилучших решений, а кроме того, исследование проекта формирования разных учебных учреждений.

Рассматривая основные этапы управления необходимо выделить [1, с.136]:

  1. Диагностирование и предположительная оценка,
  2. Сбор данных с помощью различных социологических методов,
  3. Окончательные выводы о положении дел, а также способах улучшения ситуации.

Данный этап применим ко всем сферам управления в образовании, а также способствует повышению эффективности и улучшению результатов работы.

Каждое государство имеет специфику управления образовательной организацией в том числе и в России. В связи с тем что российское образование считается массовым и в первую очередь направлена на получение знаний, способных обеспечить простую трудовую деятельность, оно не способно побудить ребенка к обучению, а также развить в нем интерес получать новые знания.

Механизм управления образовательными системами представляет собой совокупность познанных закономерностей и принципов, а также применяемых на их основе форм и методов взаимодействия объекта и субъекта управления в конкретных условиях. Закономерности выражают существенные связи и отношения между субъектом и объектом управления, принципы из этих отношений устанавливают основные правила взаимодействия субъекта и объекта, а методы и формы управления выступают как конкретные средства организации взаимного воздействия субъекта и объекта в процессе управленческой деятельности. Исследователи проблем управления образовательными системами к закономерностям относят:

– зависимость эффективности функционирования системы управления от уровня функциональной и организационной структур;

– связь между содержанием и методами управления учебно-воспитательной работой и содержанием и методами организации педагогического процесса в школе;

– компетентность и готовность руководителей к управленческой деятельности; оперативность, непрерывность и ритмичность деятельности;

– гуманистическую и демократическую направленность управления.

Таким образом, менеджмент в образовании играет важную роль в развитии существующей системы, получении новых способов и методов работы, а также в эффективном применении и повышении результатов работы. Совокупность и использование принципов и методов менеджмента со спецификой образовательной системы позволяет более эффективно выполнять основные задачи образовательного процесса, что в свою очередь благотворно влияет на уровень развития каждой личности и современного общества в целом.

Литература:

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. — 320 c.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.
  3. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 c.
  4. Челнокова Е. А., Коровина Е. А., Агаев Н. Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2015.
  5. Шипилина Л. А. Качество управления образовательным учреждением и необходимость профессионализации менеджмента в образовании. // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 10. — С. 360–372.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образование, менеджмент, западная Европа, образовательная деятельность, повышение эффективности, современное общество, современный мир, управленческая деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Образовательный менеджмент в современный период представляет собой

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический

Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности, научность...

Управление качеством образования в образовательном...

Образование — целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение

Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров

На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность и общие принципы...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Цель: обеспечение образовательных учреждений современными управленческими кадрами

Эффективность данного проекта является обоснование, выбор и реализация мер

Менеджмент — это управление, предполагающее создание условий для сотрудничества...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Инновационные процессы в области современного образования, связанные с информатизацией, потребовали изменений в управлении образованием, привели к возникновению инноваций в самом управлении школой и образовательным процессом.

качество образования, образовательный процесс, управление...

«Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно- эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности»...

Условия повышения эффективности управления...

Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго.

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Портрет современного управленца в образовании

Поэтому современное общество ориентировано на предоставление более качественного уровня образовательных услуг. В связи с этим меняется и портрет современного управленца в образовании. Главной задачей современного управленца в образовании...

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

4. Резкое повышение эффективности, производительности образовательной системы. Становится более значительной роль обучаемого в организации его образования, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс...

Создание модели управления инновационными процессами...

Педагогическая: повышение эффективности жизнедеятельности образовательной организации через обеспечение доступности качества образования всем участникам учебно-воспитательного процесса в соответствии с их образовательными потребностями.

Похожие статьи

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Образовательный менеджмент в современный период представляет собой

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический

Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности, научность...

Управление качеством образования в образовательном...

Образование — целенаправленная социализация личности, обеспечивающая освоение

Улучшение качества — процесс и результат приближения имеющихся параметров

На современном этапе развития образования сохраняют свою актуальность и общие принципы...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Цель: обеспечение образовательных учреждений современными управленческими кадрами

Эффективность данного проекта является обоснование, выбор и реализация мер

Менеджмент — это управление, предполагающее создание условий для сотрудничества...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Инновационные процессы в области современного образования, связанные с информатизацией, потребовали изменений в управлении образованием, привели к возникновению инноваций в самом управлении школой и образовательным процессом.

качество образования, образовательный процесс, управление...

«Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно- эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности»...

Условия повышения эффективности управления...

Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго.

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации...

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС, актуализирует значимость осмысления целостного педагогического процесса с позиций научного управления.

Портрет современного управленца в образовании

Поэтому современное общество ориентировано на предоставление более качественного уровня образовательных услуг. В связи с этим меняется и портрет современного управленца в образовании. Главной задачей современного управленца в образовании...

Качество образования и его обеспечение в педагогических...

4. Резкое повышение эффективности, производительности образовательной системы. Становится более значительной роль обучаемого в организации его образования, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс...

Создание модели управления инновационными процессами...

Педагогическая: повышение эффективности жизнедеятельности образовательной организации через обеспечение доступности качества образования всем участникам учебно-воспитательного процесса в соответствии с их образовательными потребностями.

Задать вопрос