Основы обучения передвижению на лыжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 888 раз

Библиографическое описание:

Астахов, Н. Э. Основы обучения передвижению на лыжах / Н. Э. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63652/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье показаны основные техники и приемы, методы, принципы, этапы и особенности обучения передвижения на лыжах.

Ключевые слова: лыжи, способ передвижения, двигательный навык, процесс обучения, физическое воспитание.

Россия — страна, где большую часть времени занимает продолжительная и снежная зима. Занятия лыжными видами спорта — одни из самых доступных и массовых видов физической культуры в нашей стране. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков задействует большие группы мышц, совершенствует ряд жизненно важных физических волевых навыков: выносливости, силы, быстроты, ловкости, решительности, настойчивости, выдержки, оказывает большую воспитательную направленность.

В нашей стране сложились две основные формы работы с лыжами — лыжная подготовка (обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию) и лыжный спорт. [1, 4]

И любители, и спортсмены обязательно изучают различные техники передвижения на лыжах, формируют и закрепляют полученные навыки.

Все способы передвижения на лыжах состоят из отдельных элементов. К ним относятся: отталкивание лыжами, скольжение, перекат, подседание, отталкивание палками, маховые движения при выносе ноги с лыжей или руки с палкой.

Передвижение на лыжах по пересеченной местности требует от лыжника умения спускаться со склонов разной угловой наклонности, преодолевать неровности, осуществлять торможения и повороты в движении. Такие навыки очень важны как спортсмену, так и туристу-любителю. [1, 40]

На начальной стадии обучения лыжным техникам основой является возникновение и закрепление системы сложных условных рефлексов при формировании двигательных навыков. Обучение любому способу передвижения на лыжах происходит по определенной схеме. Сначала обучаемому рассказывается, показывается и объясняется способ передвижения, затем обучающийся пытается выполнить предложенную технику передвижения. Путем многократных повторений достигается автоматизм движений. С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом хода и здесь уже формируется скорость передвижения, преодоление препятствий, корректировка техники передвижения в меняющихся условиях (склоны, подъемы, усиление ветра и т. д.). [1, 50]

Прочность двигательного навыка — значимая черта, характеризующая спортивное мастерство лыжника и позволяющая показывать стабильную технику. Следующими важными показателями являются устойчивость двигательного навыка и их вариативность. Эти показатели дают возможность приспосабливать технику к меняющимся условиям лыжных передвижений, сокращать или увеличивать длину шага, замедлять или ускорять маховые движения и т. д. В целом вариативность техники — это индивидуальное приспособление каждого способа передвижения к меняющимся внешним условиям. [1, 40]

В процессе формирования двигательных навыков происходит взаимодействие имеющихся навыков с новыми. При этом влияние старых навыков может как помогать закреплению новых (положительный перенос навыков), так и препятствовать (отрицательный перенос навыков) им. Важным так же является постепенность и последовательность изучения способов передвижения на лыжах. [3, 27]

Поэтому при учете всех факторов, влияющих на эффективность обучения техникам передвижения на лыжах выработан следующий порядок обучения: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, пепеременный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Далее идут спуски (спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специальные стойки), подъемы (подъем ступающий, скользящий шаг, подъем беговым шагом, подъем прямо по склону с продвижением вперед и назад, подъем по склону наискось и прямо), торможения (упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками) и повороты в движениях (переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах). [1, 40]

Любое обучение техникам лыжного передвижения включает в себя дидактические принципы педагогики, которые отражают специфику физического воспитания в целом, имеют свое особое содержание, средства и методы.

Основными принципами способов передвижения на лыжах являются:

а) Сознательность и активность — направленность на достижение поставленной цели, активная работа по реализации технических приемов, анализ ошибок и их устранение.

б) Систематичность и последовательность –этот принцип базируется на взаимосвязи отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков от простого к сложному, от неизвестного к известному.

в) Наглядность — этот постоянная демонстрация техник передвижения на лыжах, что особенно важно на начальном этапе обучения

г) Доступность и индивидуализация — это учет анатомо-физиологических и психических особенностей человека при обучении техник передвижения на лыжах. Этот принцип очень взаимосвязан с принципом систематичности и последовательности.

д) Прочность — этот принцип достигается путем многократного повторения и усвоения теоретических знаний и практических умений при изучении техник передвижении я на лыжах.

Все принципы в процессе обучения взаимосвязаны, что позволяет эффективно использовать их в практической деятельности. [2, 9]

Принципы тесно связаны с их практических осуществлением. Здесь важную роль играют средства и методы достижения целей и задач при обучении передвижения на лыжах. На практике применяются следующие методы: словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, подсчет и др.), наглядного воздействия (демонстрация рисунков техник, образцовый показ способа передвижения, средства звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации), практические (игровые и соревновательные методы, метод целостного разучивания упражнений, метод расчленения цикла).

В учебной работе все методы применяются в сочетании. Объяснение создает общее впечатление, образцовый показ дополняет и уточняет его, с помощью практического метода формируется двигательный навык. [2, 10]

В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах выделяются три относительно завершенных этапа. Данные этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательных навыков и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Это начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование. [1, 83]

Немаловажным фактором при обучении передвижению на лыжах является подготовка мест занятий и организация обучений. Данные места имеют свои специфические установленные требования. Поэтому предусматриваются учебные площадки, учебные лыжни и для совершенствования навыков создаются тренировочные лыжни. [1, 89]

Учет всех факторов обучения лыжным техникам позволяет эффективно реализовывать поставленные цели и задачи, делать данный вид спорта доступным и популярным среди разных социальных групп, привлекать молодых людей к активному и здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Бутин И. М. Лыжный спорт. Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
  2. Каклимов А. Ф., Бомин В. А., Шохирев В. В. Методика обучения способам передвижения на лыжах: Учебно-методическое пособие. — Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. -157 с
  3. Манжосов В. Н., Акентьев А. В. и др. Лыжный спорт: Сб.статей. Вып.2-й.-М.: Физкультура и спорт, 1985.- 64с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): лыжа, способ передвижения, двигательный навык, навык, процесс обучения, физическое воспитание, передвижение, пересеченная местность, положительный перенос навыков, принцип.


Ключевые слова

физическое воспитание, процесс обучения, двигательный навык, лыжи, способ передвижения

Похожие статьи

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.

Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.

Особенности совершенствования двигательных умений...

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного...

Теоретические и практические аспекты обучения коньковым...

Анализ техники передвижения на лыжах свидетельствует о наличии существенных различий

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после

Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их...

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Забота о формировании двигательных навыков ребенка является ответственной задачей

– освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых

Физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и...

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты

Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной...

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Для организации двигательного режима детей, обеспечения гармоничного, согласованного развития всех двигательных качеств школьников, необходимо создать единую и целенаправленную систему физической подготовки. Даже в старшем школьном возрасте...

Похожие статьи

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.

Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.

Особенности совершенствования двигательных умений...

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного...

Теоретические и практические аспекты обучения коньковым...

Анализ техники передвижения на лыжах свидетельствует о наличии существенных различий

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после

Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их...

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Забота о формировании двигательных навыков ребенка является ответственной задачей

– освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых

Физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и...

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты

Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной...

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Для организации двигательного режима детей, обеспечения гармоничного, согласованного развития всех двигательных качеств школьников, необходимо создать единую и целенаправленную систему физической подготовки. Даже в старшем школьном возрасте...

Задать вопрос