Основы обучения передвижению на лыжах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 1514 раз

Библиографическое описание:

Астахов, Н. Э. Основы обучения передвижению на лыжах / Н. Э. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63652/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье показаны основные техники и приемы, методы, принципы, этапы и особенности обучения передвижения на лыжах.

Ключевые слова: лыжи, способ передвижения, двигательный навык, процесс обучения, физическое воспитание.

Россия — страна, где большую часть времени занимает продолжительная и снежная зима. Занятия лыжными видами спорта — одни из самых доступных и массовых видов физической культуры в нашей стране. Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков задействует большие группы мышц, совершенствует ряд жизненно важных физических волевых навыков: выносливости, силы, быстроты, ловкости, решительности, настойчивости, выдержки, оказывает большую воспитательную направленность.

В нашей стране сложились две основные формы работы с лыжами — лыжная подготовка (обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию) и лыжный спорт. [1, 4]

И любители, и спортсмены обязательно изучают различные техники передвижения на лыжах, формируют и закрепляют полученные навыки.

Все способы передвижения на лыжах состоят из отдельных элементов. К ним относятся: отталкивание лыжами, скольжение, перекат, подседание, отталкивание палками, маховые движения при выносе ноги с лыжей или руки с палкой.

Передвижение на лыжах по пересеченной местности требует от лыжника умения спускаться со склонов разной угловой наклонности, преодолевать неровности, осуществлять торможения и повороты в движении. Такие навыки очень важны как спортсмену, так и туристу-любителю. [1, 40]

На начальной стадии обучения лыжным техникам основой является возникновение и закрепление системы сложных условных рефлексов при формировании двигательных навыков. Обучение любому способу передвижения на лыжах происходит по определенной схеме. Сначала обучаемому рассказывается, показывается и объясняется способ передвижения, затем обучающийся пытается выполнить предложенную технику передвижения. Путем многократных повторений достигается автоматизм движений. С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом хода и здесь уже формируется скорость передвижения, преодоление препятствий, корректировка техники передвижения в меняющихся условиях (склоны, подъемы, усиление ветра и т. д.). [1, 50]

Прочность двигательного навыка — значимая черта, характеризующая спортивное мастерство лыжника и позволяющая показывать стабильную технику. Следующими важными показателями являются устойчивость двигательного навыка и их вариативность. Эти показатели дают возможность приспосабливать технику к меняющимся условиям лыжных передвижений, сокращать или увеличивать длину шага, замедлять или ускорять маховые движения и т. д. В целом вариативность техники — это индивидуальное приспособление каждого способа передвижения к меняющимся внешним условиям. [1, 40]

В процессе формирования двигательных навыков происходит взаимодействие имеющихся навыков с новыми. При этом влияние старых навыков может как помогать закреплению новых (положительный перенос навыков), так и препятствовать (отрицательный перенос навыков) им. Важным так же является постепенность и последовательность изучения способов передвижения на лыжах. [3, 27]

Поэтому при учете всех факторов, влияющих на эффективность обучения техникам передвижения на лыжах выработан следующий порядок обучения: попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный ход, одновременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, пепеременный четырехшажный ход и способы перехода с хода на ход. Далее идут спуски (спуск в основной стойке, в высокой стойке, в низкой стойке, специальные стойки), подъемы (подъем ступающий, скользящий шаг, подъем беговым шагом, подъем прямо по склону с продвижением вперед и назад, подъем по склону наискось и прямо), торможения (упором, «плугом», соскальзыванием, падением, торможение палками) и повороты в движениях (переступанием, упором, «плугом», из упора, «ножницами», на параллельных лыжах). [1, 40]

Любое обучение техникам лыжного передвижения включает в себя дидактические принципы педагогики, которые отражают специфику физического воспитания в целом, имеют свое особое содержание, средства и методы.

Основными принципами способов передвижения на лыжах являются:

а) Сознательность и активность — направленность на достижение поставленной цели, активная работа по реализации технических приемов, анализ ошибок и их устранение.

б) Систематичность и последовательность –этот принцип базируется на взаимосвязи отдельных способов передвижений, на положительном переносе навыков от простого к сложному, от неизвестного к известному.

в) Наглядность — этот постоянная демонстрация техник передвижения на лыжах, что особенно важно на начальном этапе обучения

г) Доступность и индивидуализация — это учет анатомо-физиологических и психических особенностей человека при обучении техник передвижения на лыжах. Этот принцип очень взаимосвязан с принципом систематичности и последовательности.

д) Прочность — этот принцип достигается путем многократного повторения и усвоения теоретических знаний и практических умений при изучении техник передвижении я на лыжах.

Все принципы в процессе обучения взаимосвязаны, что позволяет эффективно использовать их в практической деятельности. [2, 9]

Принципы тесно связаны с их практических осуществлением. Здесь важную роль играют средства и методы достижения целей и задач при обучении передвижения на лыжах. На практике применяются следующие методы: словесные (рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, подсчет и др.), наглядного воздействия (демонстрация рисунков техник, образцовый показ способа передвижения, средства звуковой и световой сигнализации и строчной зрительной информации), практические (игровые и соревновательные методы, метод целостного разучивания упражнений, метод расчленения цикла).

В учебной работе все методы применяются в сочетании. Объяснение создает общее впечатление, образцовый показ дополняет и уточняет его, с помощью практического метода формируется двигательный навык. [2, 10]

В процессе обучения для каждого отдельного способа передвижения на лыжах выделяются три относительно завершенных этапа. Данные этапы соответствуют определенным стадиям формирования двигательных навыков и различаются по педагогическим задачам и методике обучения. Это начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование. [1, 83]

Немаловажным фактором при обучении передвижению на лыжах является подготовка мест занятий и организация обучений. Данные места имеют свои специфические установленные требования. Поэтому предусматриваются учебные площадки, учебные лыжни и для совершенствования навыков создаются тренировочные лыжни. [1, 89]

Учет всех факторов обучения лыжным техникам позволяет эффективно реализовывать поставленные цели и задачи, делать данный вид спорта доступным и популярным среди разных социальных групп, привлекать молодых людей к активному и здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Бутин И. М. Лыжный спорт. Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368с.
  2. Каклимов А. Ф., Бомин В. А., Шохирев В. В. Методика обучения способам передвижения на лыжах: Учебно-методическое пособие. — Иркутск: Ирк. фил. РГУФКСиТ, 2010. -157 с
  3. Манжосов В. Н., Акентьев А. В. и др. Лыжный спорт: Сб.статей. Вып.2-й.-М.: Физкультура и спорт, 1985.- 64с., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): лыжа, способ передвижения, двигательный навык, навык, процесс обучения, физическое воспитание, передвижение, пересеченная местность, положительный перенос навыков, принцип.


Похожие статьи

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.

Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.

Особенности совершенствования двигательных умений...

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного...

Теоретические и практические аспекты обучения коньковым...

Анализ техники передвижения на лыжах свидетельствует о наличии существенных различий

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после

Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их...

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Забота о формировании двигательных навыков ребенка является ответственной задачей

– освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых

Физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и...

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты

Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной...

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Для организации двигательного режима детей, обеспечения гармоничного, согласованного развития всех двигательных качеств школьников, необходимо создать единую и целенаправленную систему физической подготовки. Даже в старшем школьном возрасте...

Похожие статьи

Формирование прикладных двигательных умений и навыков...

Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.

Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.

Особенности совершенствования двигательных умений...

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного...

Теоретические и практические аспекты обучения коньковым...

Анализ техники передвижения на лыжах свидетельствует о наличии существенных различий

Приступать к изучению коньковых способов передвижения на лыжах следует после

Отсюда и главная задача преподавателя при обучении занимающихся коньковым ходам – научить их...

Развитие двигательных способностей на уроках физической...

Программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных способностей.

Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Формирование первоначальных навыков плавания у детей...

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности.

Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов...

Формирование двигательных навыков ребенка в семье

Забота о формировании двигательных навыков ребенка является ответственной задачей

– освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых

Физкультурные занятия — основная форма обучения и дозированной тренировки систем и...

Игры спортивного характера как основное средство развития...

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты

Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной...

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

Для организации двигательного режима детей, обеспечения гармоничного, согласованного развития всех двигательных качеств школьников, необходимо создать единую и целенаправленную систему физической подготовки. Даже в старшем школьном возрасте...

Задать вопрос