Научная статья посвящена исследованию института бесспорного взыскания денежных средств на основании исполнительной надписи нотариуса. Автором разработаны теоретически обоснованные и практически значимые предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в сфере взыскания денежных средств субъектами хозяйствования в бесспорном порядке посредством обращения в органы нотариата.
Ключевые слова: бесспорное взыскание, исполнительная надпись, хозяйственный процесс, экономический суд.
Эффективность защиты нарушенных прав и интересов во многом зависит от степени разработанности, эффективности и соответствия современным реалиям общественной жизни законодательства Республики Беларусь, регулирующего механизмы бесспорного взыскания.
Учитывая тот факт, что Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. № 195 (далее — Указ № 195), которым были внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 366 (далее — Указ № 366), существенно расширил перечень обязательств, по которым можно взыскать задолженность посредством совершения нотариусом исполнительной надписи, на практике и на сегодняшний день возникает ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться кредиторам (взыскателям): закрытый перечень договоров, по которым производится взыскание задолженности; необходимость предоставления оригиналов документов; отсутствие единообразной практики оценки документов и оценки признания долга; необходимость указания конкретного расчетного счета должника; отсутствие возможности замены должника; невозможность совершения исполнительной надписи по требованиям о взыскании процентов; невозможность возложения на должника расходов на юридическую помощь.
Так, установленный Указом № 366 закрытый перечень договоров, по которым может быть совершена исполнительная надпись, вызывает у взыскателя ряд затруднений, поскольку он не может быть истолкован расширительно. Именно поэтому, на наш взгляд, наиболее простым и не требующим дополнительной проработки является предложение о расширении сферы применения исполнительной надписи нотариуса в сторону «гражданско-правовых договоров».
Кроме того, не совсем верной видится позиция законодателя, не допускающая возложения на должника расходов на юридическую помощь. С целью приведения законодательства, регулирующего вопросы бесспорного взыскания, к единообразию представляется рациональным закрепление возможности возложения на должника данных расходов в рамках совершения исполнительной надписи нотариуса аналогично приказному производству.
Для соблюдения баланса интересов контрагентов обязательства, и в частности, недопущения злоупотреблений со стороны кредиторов, предлагается дополнить п. 1 Указа № 366 следующими положениями:
«До момента обращения к нотариусу с заявлением о совершении исполнительной надписи, но не позднее чем за 5 рабочих дней, взыскатель обязан направить должнику письменное предупреждение о необходимости уплаты денежных средств и намерении обратиться за совершением исполнительной надписи.
В письменном предупреждении взыскатель обязан указать орган нотариата, конкретного нотариуса и его почтовые реквизиты. В случае направления должником возражений по существу требований, исполнительная надпись нотариусом не совершается.
В случае совершения исполнительной надписи на основании документов, не соответствующих действительности или при предоставлении взыскателем недостоверных сведений, по требованию должника со взыскателя помимо возмещаемых убытков может быть взыскана неустойка в размере 15 процентов от неправомерно взысканной суммы на основании исполнительной надписи нотариуса».
Предлагается скорректировать положение о форме подачи заявления о совершении исполнительной надписи, дополнив п. 4 ст. 105 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» положением о возможности подачи заявления не только в традиционной письменной, но и в электронной форме — с приложением всех документов в виде электронного документа. Более того, рациональным в данной ситуации видится совершение исполнительной надписи аналогичным образом, то есть с использованием электронной цифровой подписи.
Предлагается внедрить положение, предусматривающее, что для совершения исполнительной надписи как нотариального действия с электронными документами, передачи или истребования в электронном виде сведений и документов, нотариус будет правомочен использовать электронную цифровую подпись, выработанную с использованием личного ключа. В связи с этим необходимо п. 4 ст. 105 изложить в следующей редакции:
«Исполнительная надпись совершается по заявлению взыскателя о её совершении, поданному в письменной или электронной форме, которое должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, а также иные сведения, предусмотренные законодательством».
В качестве проблемы также хотелось бы отметить факты двойного взыскания задолженности по одним и тем же основаниям и одному и тому же предмету иска, как в порядке приказного производства, так и посредством совершения исполнительной надписи. В связи с этим считаем целесообразным создание в рамках единой электронной системы базы данных с общим доступом как для нотариусов, так и для судей экономических судов, содержащей сведения о совершенных исполнительных надписях на территории Республики Беларусь и сведения о вынесенных определениях о судебном приказе экономическими судами Республики Беларусь с обязательным указанием реквизитов взыскателя и должника, предмета и основания заявленных требований, суммы взысканных денежных средств.
Литература:
- О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 7 мая 2015 г., № 195 // ЭТАЛОН — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- О некоторых вопросах нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 366: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 27.04.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- О нотариате и нотариальной деятельности [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2004 г. № 305-З: принят Палатой представителей 22 июня 2004 г., одобр. Советом Республики 30 июня 2004 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.