Судебный и внесудебный порядок обжалования действий (бездействий) и решений следователя на стадии предварительного расследования: за и против | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Попова, А. Ю. Судебный и внесудебный порядок обжалования действий (бездействий) и решений следователя на стадии предварительного расследования: за и против / А. Ю. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63502/ (дата обращения: 19.11.2024).



Достаточно часто в рамках предварительного расследования права участников процесса нарушаются, поэтому особую заботу законодателя должно составлять обеспечение права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу. До недавнего времени обжаловать действия должностных лиц на стадии предварительного расследования было монопольным правом и, разумеется, обязанностью прокуратуры. Суд не мог вмешиваться в ход расследования, пока не получал законченное дело с обвинительным заключением. Сейчас ситуация изменилась. И сфера судебного контроля значительно расширилась. Современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два процессуальных порядка обжалования на досудебном производстве:

− внесудебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы прокурором или руководителем следственного органа;

− судебный порядок, предусматривающий рассмотрение жалобы в суде.

Возникает вполне закономерный вопрос какой из них является более эффективным и как они вообще соотносятся между собой? Каждый из этих порядков имеет свои преимущества и свои недостатки.

Начнем с судебного порядка обжалования.

Во-первых, его преимущество заключается в том, что действия (бездействия) решения следователя проверяется органом, не зависящим от органов следствия и прокурорского надзора. Судья не отвечает за раскрываемость преступлений и качество следствия, он не связан обвинительной установкой и узковедомственными интересами и поэтому способен эффективным образом защитить права граждан.

Во-вторых, необходимо добавить, что только при судебном рассмотрении жалобы принцип состязательности реализовывается в наиболее полном объеме, так как такой порядок предусматривает рассмотрения жалобы в именно судебном заседании с участием заинтересованных лиц.

Но этот порядок обжалования имеет и ряд существенных недостатков. Многие суды малосоставны, и не всегда есть возможность, чтобы после рассмотрения жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ дело по существу рассматривал другой судья. Как быть с той ситуацией, если каждым из судей какого-то конкретного суда уже рассматривали дело в рамках ст. 125 УПК РФ, то кто тогда будет рассматривать дело по существу? Получается в данном случает придется прибегнуть к необходимости направлять дело в вышестоящий суд для разрешения вопроса подсудности дела, что в свою очередь будет затягивать сроки производство по делу. Поэтому мы считаем, чтобы судебный контроль осуществлялся на должном уровне необходимо в Российский уголовный процесс ввести фигуру следственного судьи. Необходимо отметить наличие острых дискуссий как в среде практических работников, так и в кругу ученых по данному вопросу. Идея нахождения предварительного следствия в руках судебной власти многократно высказывалась на протяжении последних двадцати лет в монографических исследованиях и на страницах различных статей [4]. К примеру, Муратова Н. Г., предлагает ввести должность следственного судьи, так как введение этой должности позволит обеспечить действенность и эффективность судебного порядка рассмотрения жалоб на досудебной этапе, а в целом всего судебного контроля. Также и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выступал с предложением о создании в России института следственных судей, задача которых должна состоять в осуществлении активного судебного контроля за расследованием преступлений, однако без принятия на себя функций уголовного преследования.

Данный институт имеет много плюсов.

Во-первых, он позволит судам рассматривать жалобы на действия (бездействия) и решения следователя в сроки определенные законодательством, что также позволит сократить общий срок рассмотрения дела.

Во-вторых, этот институт обеспечит более высокое качество итоговых решений, так как сможет гарантировать полную достоверность судебных доказательств.

В-третьих, введение института следственного судьи станет дополнительной гарантией обеспечения законности в целом, а в частности гарантией соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. Это станет дополнительной процессуальной гарантией равенства сторон в ходе предварительного расследования уголовных дел, так как институт следственных судей сможет обеспечить состязательность досудебного производства,

В-четвертых, введение института следственных судей освободит районные суды от бремени судебного контроля за законностью досудебного производства, снизится процент возвращения уголовных дел судом прокурору, что снизит нагрузку на суды как первой, так и вышестоящих инстанций [5].

Однако, как уже отмечалось, не все согласны с данной позицией и считают, что эти предложения малоубедительными должны быть отвергнуты законодателем [3]. Считают, что тогда следователь окончательно утратит процессуальную самостоятельность и независимость.

К примеру, в своей статье «Нужен ли уголовному судопроизводству России следственный судья?» Быков В. М., Манова Н. С., указывают, что данное предложение оторвано от законодательных реалий и сложившейся следственной и судебной практики. Подобные идеи реформировать предварительное следствие и досудебное производство в целом путем отторжения всего, что было создано и апробировано многолетней практикой — это, по сути, попытки изменить национальную систему предварительного следствия волевым путем, без учета многолетнего опыта и отечественных традиций, что на фоне высокого уровня преступности представляется опасным.

Данный институт имеет и ряд минусов.

Во-первых, требуются серьезные финансовые вложения, а гарантий того, что этот институт будет эффективным нет. Согласимся, что это существенное препятствие.

Во-вторых, потребуется большой штат работников, которые будут заниматься только деятельностью по контролю за органами предварительного расследования, оправдано ли это, соразмерно ли будет распределяться нагрузка между обычными и следственными судьями?

В-третьих, также нет достаточно четко разработанной модели системы, которая будет действовать взамен старой. Неясно и то, какова будет роль прокурора в досудебном производстве, так как надзор за процессуальной деятельностью органов расследования предполагается возложить на следственного судью. Неясно как следственный судья будет взаимодействовать с прокурором и судом. Считаем, что в данном случае как раз можно будет заимствовать опыт у республики Казахстан, которая в 2015 году ввела такой институт, тем более учитывая, что их законодательство и наше имеет схожие черты. К тому же законопроект о внедрении в российскую судебную систему института следственных судей уже разработан.

Перейдем к рассмотрению внесудебного порядка обжалования действий следователя, который также имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимуществом является то, что прокурор или руководитель следственного органа в этом вопросе будут более компетентны, так как непосредственно связаны расследованием дел, более осведомлены с тем, какие действия решения предпринимались по конкретному уголовному делу, а поэтому они имеют существенные преимущества и больше процессуальных возможностей по сравнению с судом.

Но при этом этот порядок обжалования имеет и свои недостатки.

Рассматривая жалобу, и прокурор, и руководитель следственного органа не всегда способны объективно разрешить спор, так как представляют сторону обвинения и их главной задачей является изобличение лица в совершении преступления, они связаны обвинительной установкой и узковедомственными интересами и поэтому вряд ли способны наилучшим образом защитить права граждан. Во внесудебном порядке жалобы будут рассматриваться обвинительной властью. В этой связи вряд ли можно говорить о том, что такие жалобы будут рассмотрены беспристрастно [2].

Также принцип состязательности в данном случае реализуется не в полном объеме, так как такой порядок не предусматривает в отличие от судебного — рассмотрения жалобы в судебном заседании с участием всех заинтересованных лиц.

Таким образом, рассмотрев два порядка обжалования мы пришли к выводу, что не один из них не является совершенным, каждый имеет как плюсы, так и минусы. Возникает закономерный вопрос: имеет ли смысл делить однородные полномочия между двумя органами, может достаточно оставить только один и усовершенствовать его. Но наш взгляд, необходимо оставить оба порядка обжалования. Во-первых, это в определенной степени решает проблему перегрузки и одного и другого органа, так как позволит между двумя органами распределить в равной степени нагрузку. Во-вторых, предоставит лицам, чьи права нарушены альтернативу. Лицо вправе само решать — кто более компетентен в решении вопроса о проверке деятельности органов предварительного расследования, что станет дополнительной гарантией обеспечения прав. Тем более эти два порядка не просто существуют параллельно друг друга, а даже в определенной степени взаимодействуют между собой, так как согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 “О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”, который говорит, что в случае, если по поступившей в суд жалобе будет установлено, что жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то в связи с отсутствием основания для проверки законности и обоснованности действий (бездействия) или решений должностного лица, осуществляющего предварительное расследование, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, а если указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, то производство по жалобе подлежит прекращению, что избавляет суд от лишней работы.

Но при этом мы считаем, что законодательство всё же требует внесения в него изменений, даже несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. Институт следственных судей в Российский уголовный процесс необходимо ввести,так как это станет дополнительной процессуальной гарантией равенства сторон в ходе предварительного расследования уголовных дел, о чем на данный момент вообще нельзя говорить.

Литература:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174 — ФЗ (в редакции от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — ст. 4921.//СПС «КонсультантПлюс»

  1. Соловьев А. Б., Токарева М. Е., Халиулин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М.: Юр-литинформ, 2000. С. 39.
  2. Быков В. М., Манова Н. С. «Нужен ли уголовному судопроизводству России следственный судья?» //Законность. -2015. — № 6. — С. 44–46
  3. Васильев О. Л. Становление и развитие отечественной концепции предварительного следствия: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  4. Верещагина А. В. Нужна ли реформа предварительного следствия?// Правоведение. 2005. N 1.
Основные термины (генерируются автоматически): следственный судья, досудебное производство, порядок обжалования, рассмотрение жалобы, предварительное расследование, судебный контроль, институт, предварительное следствие, следственный орган, суд.


Похожие статьи

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Процессуальное положение прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции

Особенности судопроизводства по рассмотрению гражданско-правовых споров мировыми судьями (исковое и приказное производство)

Целесообразность и эффективность участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по определенным категориям дел

Понятие и система оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке

Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Порядок исследования доказательств государственным обвинителем и защитником в суде с участием присяжных заседателей

Кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Похожие статьи

Процессуальные особенности рассмотрения дел по обжалованию действий (бездействия) органов публичной власти

Процессуальное положение прокурора при рассмотрении уголовных дел в суде апелляционной инстанции

Особенности судопроизводства по рассмотрению гражданско-правовых споров мировыми судьями (исковое и приказное производство)

Целесообразность и эффективность участия прокурора в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения по определенным категориям дел

Понятие и система оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке

Вопросы разграничения полномочий прокурора и органов процессуального (ведомственного) контроля на досудебных стадиях российского уголовного процесса

Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Порядок исследования доказательств государственным обвинителем и защитником в суде с участием присяжных заседателей

Кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Задать вопрос