Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 марта, печатный экземпляр отправим 18 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Проскурякова Л. А., Полилов С. В. Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов // Молодой ученый. — 2019. — №44. — С. 300-302. — URL https://moluch.ru/archive/282/63630/ (дата обращения: 29.02.2020).



На данном этапе развития психологической науки наблюдается рост интереса к понятию гендера и связующих с ним индивидуально-психологических особенностей. В современных реалиях отмечается отказ от дихотомического понимания пола и гендера как мужского и женского в пользу вариативности (появление андрогинности). Понимая гендер как социальный конструкт, надстраиваемый над биологическим полом, его связь с такой индивидуально-психологической особенностью, как акцентуация характера, до сих пор четко не установлена. В данной статье рассмотрены гендерная идентичность, акцентуации характера, сделана попытка установить различия в проявлении акцентуаций характера среди студентов НФИ КемГУ различной гендерной идентичности.

Ключевые слова: акцентуации характера, гендерная идентичность, гендер, индивидуально-психологические особенности

Современный мир предполагает огромное разнообразие детерминантов, отличающих людей друг от друга: физиологические, демографические, социальные и т. п. В эту структуру также входят индивидуально-психологические особенности личности, под которыми Г. Ю. Авдиенко понимает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществление различных видов деятельности [1].

К подобным проявлениям человеческого поведения относятся акцентуации характера. По мнению К. Леонгарда, разработавшим концепцию «акцентуаций личности», — это заостренная её черта, которая проявляется в определенных обстоятельствах и является крайней границей психической нормы. Сами акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми [3]. К. Леонгард выделил следующие типы акцентуации: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный [6].

В дальнейшем, А. Е. Личко изменил подход к акцентуациям. По его мнению, следует говорить именно об акцентуации характера, — чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и молодежном возрасте [7]. А. Е. Личко выделил такие акцентуации, как: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный, несутойчивый [6].

Другой индивидуально-психологической характеристикой можно считать гендер и гендерную идентичность личности. Несмотря на наличие понятия пола, понимаемой именно как биологической категории, данное явление не отвечает запросам современной молодёжи.

Поскольку в поведении человека биологические и социальные характеристики тесно переплетены, мы никогда не можем полностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. По словам А. Н. Елизарова, для прояснения биологических и социально-психологических аспектов мужского и женского поведения в конце 1960 г. американский психолог Р. Столлер предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым был закреплен термин «пол», и социальному, за которым закрепился термин «гендер» [4]. Гендер определяет женщин и мужчин на основе их социальной роли, выстраивая определенный социальный конструкт пола, который надстраивается над физиологической реальностью с самых ранних лет под влиянием окружения подрастающей личности [5]. По Л. Б. Шнейдеру гендерная идентичность обозначает чувство принадлежности к тому или иному гендеру, а также проявление себя согласно своей идентичности, которая не всегда бывает осознанной [8]. Таким образом, гендер относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т. е. к тому, как общество «выстраивает» эти отношения взаимодействия полов в социуме [2].

В связи с тем, что гендер формируется после рождения под влиянием социальных представлений о мужском и женском началах, а также исходя из индивидуального сознания человека, на этой основе отмечается вероятность формирования характера и его крайних проявлений — акцентуаций личности.

На основе изучения научной литературы, с целью проведения сравнительного анализа акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов, нами были выбраны следующие методики:Тест«Маскулинность-фемининность» С. Бем — для определения гендерной идентичности и формирования исследуемых групп лиц; Тест «Акцентуации характера» А. Е. Личко и Тест на акцентуации личности по К. Леонгарду — для выявления акцентуаций характера с последующим сравнительным анализом при помощи t-критерия Стьюдента в программе SPSS Statistics.

Выборка исследования состояла из 45 человек, формировалась в два этапа. На первом этапе были подсчитаны количество испытуемых по половым признакам (51 % парней и 49 % девушек) и возрастным характеристикам. Средний возраст выборки составил 23 года.

На втором этапе при помощи методики С. Бэм было определено количество человек с преобладанием андрогинной идентичности — 33,3 % человек, с преобладанием маскулинной идентичности — 33,3 % человек, с преобладанием фемининной идентичности — 33,3 % человек.

Таблица 1

Сравнительный анализ акцентуаций характера по Леонгарду устудентов разной гендерной идентичности

Акцентуации характера

Гендерная идентичность

Андрогинная имаскулинная

Андрогинная ифемининная

Маскулинная ифемининная

Демонстративность

-0,735

-2,107*

-2,103*

Застревание

1,48

0,462

1,562

Педантичность

1,54

-1,637

1,003

Возбудимость

-2,84

-0,627

2,673*

Гипертимность

0,31

-1,37

1,73

Дистимность

2,72*

2,494*

-0,073

Тревожность

1,734

1,907

-1,36

Экзальтированность

0,986

0,834

-1,619

Эмотивность

-1,82

-2,371*

-2,258*

Циклотимность

-1,472

-0,735

1,984

* Значимые различия на уровне 0,05, при t-крит. = 2,049

Исходя из данных, представленных в таблице 1, мы может констатировать тот факт, что андрогинной личности свойственно проявлять дистимную акцентуацию характера как по отношению к людям с маскулинной идентичностью (t-эмп. = 2,72), так и с фемининными личностями (t-эмп. = 2,494). Людям с маскулинной идентичностью, в отличие от фемининной, характерно проявление возбудимости (2,673). Фемининным личностям присущи такие акцентуации, как демонстративность (2,107) и эмотивность (2,371) в отличие от андрогинной личности, а также проявление демонстративности (2,103) и эмотивности (2,258) в отличие от маскулинной личности.

Таблица 2

Сравнительный анализ акцентуаций характера по Личко устудентов разной гендерной идентичности

Акцентуации характера

Гендерная идентичность

Андрогинная имаскулинная

Андрогинная ифемининная

Маскулинная ифемининная

Гипертимный

-0,533

1,78

2,637*

Циклоидный

-1,719

0,807

2,193*

Лабильный

1,871

1,54

1,02

Астено-невротический

-1,746

-1,426

0,461

Сенситивный

1,31

-2,494*

-2,374*

Тревожно-педантический

2,39*

2,334*

-0,493

Интровертированный

-1,498

-1,423

0,177

Возбудимый

-2,342*

-0,764

1,179

Демонстративный

1,57

-0,483

-1,984

Неустойчивый

0,914

1,784

-0,528

* Значимые различия на уровне 0,05, при t-крит. = 2,049

Согласно данным, приведенных в таблице 2, мы можем отметить, что людям андрогинной идентичности характерны тревожно-педантичный тип акцентуации по сравнению с маскулинной (2,39) и фемининной (2,334) идентичностями. Молодые люди маскулинной идентичности свойственны возбудимый тип акцентуации (2,342), а также гипертимный (2,637) и циклоидный (2,193) типы. Среди фемининных личностей отмечается проявление сенситивной акцентуации в отличие от андрогинной (2,494) и маскулинной (2,374) идентичностей.

Таким образом, сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов показал, что существуют отличия в проявлении тех или иных акцентуаций у студентов разного гендера. Андрогинной личности характеры тревожно-педантичный и дистимный типы акцентуаций. Фемининной личности в большей степени свойственны демонстративный, сенситивный и эмотивный типы. Циклоидный, гипертимный и возбудимый типы акцентуаций чаще встречаются у студентов маскулинной гендерной идентичности. На основе полученных данных возможно более комплексное и тщательное планирование работы с молодыми людьми с учетом их гендерной идентичности.

Литература:

  1. Авдиенко, Г. Ю. Дифференциальная психология [Текст]: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Ю. Авдиенко. — Москва: Юрайт, 2019. — 178 с.
  2. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. — Санкт-Петербург: Питер, 2018. — 431 с.
  3. Виндекер, О. С. Дифференциальная психология. Прикладные аспекты [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. С. Виндекер. — Москва: Юрайт, 2019. — 75 с.
  4. Елизаров, А. Н. Введение в психологическое консультирование [Текст] / А. Н. Елизаров. — Москва: МГОПУ, 2002. — 72 с.
  5. Ключко, О. И. Гендерная психология и педагогика [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2019. — 404 с.
  6. Кондрашихина, О. А. Дифференциальная психология [Текст] / О. А. Кондрашихина. — Киев: Центр учебной литературы, 2009. — 232 с.
  7. Марютина, Т. М. Дифференциальная психология [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. М. Марютина. — Москва: Юрайт, 2019. — 248 с.
  8. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер. — Москва: Юрайт, 2019. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерная идентичность, акцентуация характера, сравнительный анализ акцентуаций характера, гендер, личность, идентичность, поведение человека, женское поведение, акцентуация личности, SPSS.


Похожие статьи

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Гендер — это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика...

Акцентуированные черты характера | Статья в журнале...

Ключевые слова: акцентуация, черты характера, студенты. Характер — это те черты человека, которые могут быть ярко выраженными и переходить в крайний вариант нормы и быть уязвимыми к психогенным воздействиям. Результатом этого становится дисгармония личности.

акцентуация характера , отклоняющееся поведение , подросток...

Распределение акцентуаций характера среди испытуемых.

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с...

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера

Акцентуации характера не всегда заметны окружающим, встречаются до 50–80

Анализ данных, полученных в ходе исследования, дает основания слать выводы о том, что...

Индивидуально-типологические особенности личности, как...

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы

В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором

В то же время излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Так как акцентуации характера граничат с соответствующими им видами психопатических расстройств личности, их типология базируется на предложенной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически нормального индивида.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет. В исследовании приняли участие 68...

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря.

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

Акцентуация – пограничная форма между нормой и патологией.

Демонстративный тип акцентуаций распространен среди студентов психологов.

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей

акцентуация характера, отклоняющееся поведение, подросток, наименьшее сопротивление, Тип акцентуаций характера, тип...

Похожие статьи

Понятие гендерной идентичности как психологического феномена

Рассмотрены понятия «идентичность», «гендер» и «гендерная идентичность», структурные составляющие гендерной идентичности.

Гендер — это одновременно и продукт (сформированное гендерное самосознание конкретной личности), и процесс (практика...

Акцентуированные черты характера | Статья в журнале...

Ключевые слова: акцентуация, черты характера, студенты. Характер — это те черты человека, которые могут быть ярко выраженными и переходить в крайний вариант нормы и быть уязвимыми к психогенным воздействиям. Результатом этого становится дисгармония личности.

акцентуация характера , отклоняющееся поведение , подросток...

Распределение акцентуаций характера среди испытуемых.

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с...

Алекситимия у подростков с разным типом акцентуации характера

Проведено психологическое исследование подростков с разным типом акцентуации характера

Акцентуации характера не всегда заметны окружающим, встречаются до 50–80

Анализ данных, полученных в ходе исследования, дает основания слать выводы о том, что...

Индивидуально-типологические особенности личности, как...

Акцентуации характера — это крайние варианты нормы

В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором

В то же время излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в...

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Так как акцентуации характера граничат с соответствующими им видами психопатических расстройств личности, их типология базируется на предложенной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически нормального индивида.

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет. В исследовании приняли участие 68...

Конституциональные и психофизиологические предпосылки...

Гендерная идентичность – частный случай личностной самоидентичности, благодаря.

Набор гендерных характеристик личности представляет собой многофункциональный организм

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, маскулинность, фемининность...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов...

Акцентуация – пограничная форма между нормой и патологией.

Демонстративный тип акцентуаций распространен среди студентов психологов.

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов.

Влияние стилей детско-родительских отношений на акцентуации...

Обоснована концепция взаимосвязи типа акцентуации характера и типа детско-родительских отношений, формируемых на основе стилей

акцентуация характера, отклоняющееся поведение, подросток, наименьшее сопротивление, Тип акцентуаций характера, тип...

Задать вопрос