Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.11.2019

Статья просмотрена: 1390 раз

Библиографическое описание:

Федина, Е. И. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала / Е. И. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63611/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье представлен опыт работы МБДОУ «Детский сад № 36» г. Арзамаса по организации конструирования из природного и бросового материала в условиях детского сада, его влиянии на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Большая роль в этом процессе принадлежит конструированию из природного и бросового материала.

Отечественные психологи и педагоги — Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Все эти вопросы можно решить в ходе такого вида деятельности, как конструирование из природного и бросового материала.

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.

Во время прогулок с детьми, проходя мимо дуба, остановитесь, не спешите. Земля возле дуба усыпана желудями. Ведь это не желуди! Ведь если приделать ножки и разукрасить лицо — нам улыбнётся гномик!

А вот — красавица ель, а вот сосна. А что под елкой? Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой,— видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой — узнаете? Да это же ежик!

Задача воспитателя — воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

Благодаря конструированию из природного и бросового материала дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.

Развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному — при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.

Работа по конструированию с природным и бросовым материалом начинается со второй младшей группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы.

Во второй младшей группе воспитатель создает условия для знакомства детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с бумагой, тканью во всём их разнообразии и природным материалом.

В среднем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В этом возрасте воспитатель ставит перед детьми следующие задачи: видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, творчески дополнять изображение деталями.

Значительно больше возможностей для творчества и конструирования из природного материала, возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Детям предоставляем возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов. Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции.

Для успешного осуществления данного вида детской деятельности важно создать необходимые условия.

Первое условие — это “Уголок удивительных вещей”, в котором хранятся разнообразный природный и бросовый материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.

Второе условие — это организация образовательного процесса:

− совместная образовательная деятельность детей и воспитателя;

− самостоятельная деятельность детей;

− различные формы взаимодействия с родителями.

Третье условие — выбор содержания работы:

− Изготовление поделок из бросового материала

− Изготовление поделок из природного материала

− «Есть идея!» (изготовление поделок из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги).

Интерес к конструированию из природного материала мы поддерживаем не только грамотным проведением образовательной деятельности и индивидуальной работой с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью консультируем родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказываем о значении ручного труда в развитии личности ребенка, делимся опытом своей работы, проводим выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественно — творческой деятельности детей.

Поделки, созданные своими руками дошкольники используют в режиссёрских играх “Путешествие с Лесовичком”, “Приключения домовёнка Кузи”, “Удивительные Смешарики”.

Результатом совместной работы по конструированию поделок из природного и бросового материала являются тематические творческие выставки и конкурсы.

Таким образом, конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

Литература:

  1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018
  2. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Издательство: ИД Цветной мир, 2015 г.
  3. Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с.
  4. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. — М.: Просвещение, 1991.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/02/22/khudozhestvennoe-konstruirovanie-iz-prirodnogo
Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, природный материал, ребенок, изготовление поделок, детский сад, конструирование, дошкольный возраст, материал, младшая группа, окружающий мир.


Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного

Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет

вырос познавательный интерес у детей к конструированию как виду деятельности...

Формирование творческих способностей в конструировании...

Так, например, у детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием по замыслу обязательны.

Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. /

старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.Следует отметить, что данный вид творческой деятельности способствует развитию пространственной...

Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике...

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона

3. направление – работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои...»

Основные термины (генерируются автоматически) : ребенок, игра, изготовление игр, бросовый материал, домашнее задание, группа

Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы. После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет...

Конструирование из бумаги | Статья в сборнике международной...

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления...

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Мы целенаправленно знакомим детей с различной трудовой деятельностью: самообслуживание, труд в природе...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала

Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач

Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

- бросовый материал. - образцы глины и песка.

Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению...

Похожие статьи

Конструирование как способ формирования познавательного...

Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного

Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет

вырос познавательный интерес у детей к конструированию как виду деятельности...

Формирование творческих способностей в конструировании...

Так, например, у детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием по замыслу обязательны.

Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. /

старший дошкольный возраст, ребенок, детское конструирование, задача.

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.Следует отметить, что данный вид творческой деятельности способствует развитию пространственной...

Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике...

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани

В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона

3. направление – работа с разным бросовым материалом: вата, песок, опилки, стружка...

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои...»

Основные термины (генерируются автоматически) : ребенок, игра, изготовление игр, бросовый материал, домашнее задание, группа

Бросовый материал — это ненужные использованные вещи и предметы. После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет...

Конструирование из бумаги | Статья в сборнике международной...

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления...

Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. Мы целенаправленно знакомим детей с различной трудовой деятельностью: самообслуживание, труд в природе...

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала

Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач

Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

- бросовый материал. - образцы глины и песка.

Опытно-экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению...

Задать вопрос