Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе при исправительном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дуда, В. Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе при исправительном учреждении / В. Н. Дуда, А. Ю. Ляшенко, Е. И. Овсянников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63606/ (дата обращения: 29.03.2024).



Воспитательный процесс — важнейшая составляющая пенитенциарной педагогики. В условиях школы при исправительном учреждении важно воспитывать патриотизм и гражданственность у учащихся. Находясь в местах заключения, осужденные не должны забывать, что они граждане страны и оставаться патриотами своего отечества и также после своего освобождения из мест лишения свободы.

Ключевые слова: пенитенциарная система, патриотизм, гражданственность, отечество, дисциплины, образование, нравственность, воспитание, учащиеся, урок.

Важнейшая миссия школы при исправительном учреждении — это прежде всего создание условий для перевоспитания и самоисправления осужденных, средствами гуманизации и оптимизации образовательного процесса. Граждане, находящиеся в местах лишения свободы, по-прежнему наши соотечественники. В этой связи важно вести воспитательную работу среди учащихся примерами, показывать патриотизм и гражданственность.

Данное воспитание важно в первую очередь тем, что после освобождения учащийся может лучше социализироваться в обществе. Гражданская позиция помогает более лучшему восприятию жизни окружающего мира и общества после отбытия наказания.Гражданско-патриотическое воспитание поможет снизить риск рецидива преступления. Человек должен чувствовать себя частью страны и общества.

Первоочередными способами воспитания в учащихся гражданско-патриотического сознания, путем преподавания истории является планомерные систематические занятия с учениками, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ рассуждений учеников, на разные актуальные вопросы.

Патриотизм лучше всего воспитывать на примерах прошлого из славных страниц истории нашей страны. История — одна из основных школьных дисциплин, благодаря которой возможно воспитать и привить чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую державу. Не зная прошлого трудно понять и настоящее страны в целом. В такой связи гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе школьного обучения, есть очень важная духовная потребность современного общества.

Успешность осуществления решения задач гражданского образования и патриотического воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»... — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [3, с. 117–118].

Педагог В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда» [2].

По мнению Л. С. Выготского патриотизм включает в себя:

− чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

− уважительное отношение к языку своего народа;

− заботу об интересах Родины;

− осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

− проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

− гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

− гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться — есть важнейшее условие успешного развития России [1, с. 56].

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в школе является системным и структурированным. Только систематические внеклассные мероприятия, классные часы и открытые уроки помогают донести позицию учителя к обучающимся. В школе на каждую важнейшую дату из истории России приурочена лекция и демонстрация презентации, документального фильма. Проводится выставка книг с оформлением цитат великих исторических личностей страны. Данная работа выражается в стремлении привлечь обучающихся участвовать в различных международных, всероссийских патриотических акциях, приуроченных ко Дню народного единства 4 ноября, Дню Победы — 9 мая, Первой мировой войне, предметным олимпиадам. Очень важно вести активную просветительскую работу среди осужденных по каждой значимой дате и традициям нашего многонационального народа. Привлечение на мероприятия морально-нравственного и патриотического воспитания ученых и творческих людей так же поднимает интерес к учебе.

Итак, резюмируя всё вышесказанное, важно особо подчеркнуть, что воспитание патриотизма и гражданской позиции в школе достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Учащиеся в ИК должны понимать значение Родины для человека. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности учащегося и характер изучаемого материала. Важно показать учащимся, находящимся в заключении, что они граждане своей страны.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Педагогическая психология. — М., 1991.
  2. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. — М.: Наука, 1980.
  3. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -Т.9.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, гражданская позиция, исправительное учреждение, место лишения свободы, патриотическое воспитание, патриотическое мировоззрение, учащийся, школа.


Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Проблемы формирования гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для личности гражданина-патриота...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...

В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских школьников приобретает более широкий размах при условии взаимодействии школы, семьи и общественности и осуществляется в процессе включения учащихся в активный сознательный...

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения — это, в первую очередь, формирование гражданской сознательности и активности. В силу эмоциональности и стремления детей действовать объединено, их активность в выражении гражданской позиции...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог

На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа» [8]: «Главные задачи современной школы...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках...

В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения следует уделять особое внимание. Это обусловлено многими экономическими, социальными, политическими и культурными изменениями, происходящими в нашей стране...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе. Автор : Александров Иван Николаевич.

Каждый вид работы, организованный ответственным за воспитательное направление в школе и учителем-предметником на своем уроке, нацелен на выявление...

Похожие статьи

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования...

Проблемы формирования гражданской позиции...

Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла.

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Патриотическое воспитание как основа формирования...

Патриотическое воспитание — это и воспитание любви к родным местам, и формирование ощущения своей неразрывной связи с окружающим с детства миром, наряду с желанием сохранять и приумножать культуру и неповторимое богатство своей родной страны.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для личности гражданина-патриота...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся...

Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание сельских школьников...

В настоящее время гражданско-патриотическое и интернациональное воспитание сельских школьников приобретает более широкий размах при условии взаимодействии школы, семьи и общественности и осуществляется в процессе включения учащихся в активный сознательный...

Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения — это, в первую очередь, формирование гражданской сознательности и активности. В силу эмоциональности и стремления детей действовать объединено, их активность в выражении гражданской позиции...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное образование, педагог

На решение этих задач ориентирована Национальная инициатива «Наша новая школа» [8]: «Главные задачи современной школы...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках...

В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения следует уделять особое внимание. Это обусловлено многими экономическими, социальными, политическими и культурными изменениями, происходящими в нашей стране...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе. Автор : Александров Иван Николаевич.

Каждый вид работы, организованный ответственным за воспитательное направление в школе и учителем-предметником на своем уроке, нацелен на выявление...

Задать вопрос