Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.11.2019

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Саетгареева, Ш. Л. Совершенствование управления сферой здравоохранения региона (на примере Республики Башкортостан) / Ш. Л. Саетгареева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63552/ (дата обращения: 23.04.2024).



Формирование государственной политики охраны и укрепления здоровья населения является сегодня одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Башкортостан.

В Башкортостане здоровье человека рассматривается как составляющая часть человеческого капитала, социально-экономический ресурс и является одним из условий динамичного развития региона. Социально-экономические и политические преобразования должны быть направлены на создание условий для полноценной, здоровой и долголетней жизни населения.

Рассмотрим далее ряд ключевых направлений совершенствования управления системой здравоохранения в Республике Башкортостан.

Для решения вопросов, связанных с совершенствованием нормативно-правового регулирования необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.

В настоящее время день действующие подзаконные нормативно-правовые акты нуждаются в коренном реформировании в соответствии с новыми законами.

В частности, необходимо более детально регламентировать:

− вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;

− разработку административных регламентов, определяющих порядок поэтапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, а также стоимости оказанных услуг;

− разработку и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу;

− разработку механизма реализации правоотношений по предоставлению пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимых данных и сроки их предоставления;

− внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг пациентам, включая алгоритм реализации права пациента на выбор врача в условиях многопрофильных стационаров, с учетом норм административного и трудового права;

− разработку порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций;

− закрепление в локальных правовых актах норм оптимизации административно-правового механизма ресурсного обеспечения многопрофильных лечебных учреждений;

− оформление информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи и отказа от медицинской помощи.

Формирование механизмов реализации отдельных норм посредством внедрения административных регламентов и локальных правовых актов позволит повысить как качество и эффективность медицинской услуги, так и реализацию действующих федеральных законов.

Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОСМ). В настоящее время миссия ФОМСов четко не определена. Фонды осуществляют одновременно и административные, и контрольные функции. При этом в системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС — территориальные фонды», что приводит к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.

Кроме того, внутри самой системы обязательного медицинского страхования есть ряд нерешенных проблем:

− отсутствие четкого механизма принятия управленческих решений;

− сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;

− отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

− отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;

− несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.

Для решения названных проблем необходимо формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией и включает в себя:

− передачу части полномочий федерального центра регионам, при этом за федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;

− появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;

− возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.

Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, минимизировать или устранить дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.

Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, например, системы ценообразования.

Недостаточно эффективное действие государственной программы «Земский доктор» выражается в уменьшении количества медицинских работников, особенно на селе.

Что на практике, в первую очередь, привлекает внимание молодых медицинских работников — это предложение по выплате 1 млн. руб. каждому, кто подпишет контракт как минимум на пятилетнюю работу в сельской местности.

Программу «Земский доктор», ориентированную на привлечение врачей в сельскую местность, предложили продлить. Однако правительство не поддержало данный законопроект, объясняя это тем, что программу «Земский доктор» в целом нельзя назвать успешной. В полной мере переселение врачей в сельскую местность не удалось. В абсолютном большинстве случаев врачи возвращаются в города, отработав срок контракта. Нередко контракты расторгаются досрочно с возвращением «неотработанной» части полученной компенсации, в ряде случаев добровольно, а иногда и через суд. Не урегулирован также вопрос с уходом в декрет. Подписав контракт и родив ребенка, женщина-врач может с легкостью избежать выполнения условий контракта.

Среди недостатков программы отмечается низкий уровень зарплат и отсутствие служебного жилья (хотя в некоторых районах этот вопрос все же решается). Изначально предполагалось, что миллион пойдет как раз на покупку жилья — но, как отмечалось выше, мало кто из участников программы готов воспринимать переезд как окончательный, а не как вахтовый. В итоге миллион рублей быстро и неэффективно тратится на аренду и иные неотложные нужды. Участник программы чувствует себя ущемленным по сравнению, например, с бывшим однокурсником, который остался работать в городской клинике.

Нарекания врачей вызывает и общее состояние сельских больниц. Для пациентов сложно ездить на необходимые обследования в райцентры за десятки километров. Да и выписывать лекарства приходится с оглядкой — сможет ли пациент доехать до аптеки, хватит ли ему денег на покупку назначенного препарата? Конечно, ни о каком ценном опыте и повышении квалификации в такой ситуации говорить не приходится. Хорошо, если удается хотя бы не забыть то, чему учили в вузе.

Остается констатировать, что идея изолированной поддержки сельской медицины оказалась неэффективной в отрыве от комплексной поддержки села. Чтобы врачи (а также учителя и другие необходимые специалисты) работали на селе — необходим сколько-нибудь достойный уровень жизни. А для этого нужны не только больницы, обеспеченные всем необходимым, но и доступные магазины, хорошая инфраструктура и т. д.

В этом плане многое зависит от местной власти — то есть от того самого «земства», благодаря которому и появились когда-то земские врачи. Миллион рублей, предлагаемый бюджетом, — неплохое подспорье для мотивации врачей на переезд. Но о том, как удержать врачей, должны думать уже местные чиновники. И этот вопрос не может решаться отдельно от других проблем, стоящих перед сельскими властями. Стоит позаботиться о том, чтобы врач получил служебное жилье (или хотя бы максимально дешевую аренду). Нужно решить вопрос с транспортом и связью, чтобы врачи не чувствовали себя изолированными. Наконец, необходимо думать и о том, чтобы супруг или супруга врача смогли найти работу, а дети не испытывали сложностей с обучением в школе. Для многих населенных пунктов это утопия, но в некоторых всё же имеются некие перспективы, которые могут быть реализованы при грамотном управлении.

Литература:

1. Доктор станет ближе // Российская газета — Неделя № 197(7955).

2. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения // Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 102–104. — URL https://moluch.ru/archive/32/3659/ (дата обращения: 27.10.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, Башкортостан, сельская местность, врач, отсутствие, служебное жилье, федеральный центр.


Похожие статьи

Основные направления деятельности заместителя главного врача...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения. медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, одноканальное финансирование, Российская Федерация, учреждение, пенсионный фонд, первичное звено, полный тариф, базовый тариф...

Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование. Услуги по программе обязательного медицинского страхования предоставляются на основе полиса.

Характеристика частоты, структуры обращений и жалоб...

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан (ТФОМС РБ) регулярно проводятся проверки условий и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий Республики...

обязательное медицинское страхование, Российская...

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, одноканальное финансирование, Российская Федерация

Расходы на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС) не могут и не должны выступать...

обязательное медицинское страхование, Российская...

Обязательное медицинское страхование является важным элементом системы социальной защиты населения, которая посредством использования страховых механизмов обеспечивает реализацию права граждан России на бесплатную медицинскую помощь.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению...

Сельское население в Российской Федерации исторически всегда испытывало дефицит медицинской помощи

Затрудняет оказание помощи отсутствие и не всегда исправный, если он имеется транспорт.

Разница в удаленности от центра в данном случае не имеет значения...

Кадровая политика в медицинских учреждениях Российской...

В данной статье будут рассмотрены такие вопросы по участию государственных органов в обеспечении кадрами медицинских учреждений. Анализ и оценка работы органов государственной власти.

Роль Фонда обязательного медицинского страхования...

На основании Федерального закона №122, начиная с 2005 года по 2007 год включительно, Фонд осуществлял финансирование расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной помощи по обеспечению лекарственными средствами на основании...

Структура и причины ненадлежащего оказания хирургической...

медицинская помощь, скорая медицинская помощь, жалоба, Нижегородская область, качество оказания, Российская Федерация, нижний Новгород

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

Похожие статьи

Основные направления деятельности заместителя главного врача...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

Особенности организации медицинской помощи городскому...

Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения. медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, одноканальное финансирование, Российская Федерация, учреждение, пенсионный фонд, первичное звено, полный тариф, базовый тариф...

Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование. Услуги по программе обязательного медицинского страхования предоставляются на основе полиса.

Характеристика частоты, структуры обращений и жалоб...

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан (ТФОМС РБ) регулярно проводятся проверки условий и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий Республики...

обязательное медицинское страхование, Российская...

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, одноканальное финансирование, Российская Федерация

Расходы на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования (ОМС) не могут и не должны выступать...

обязательное медицинское страхование, Российская...

Обязательное медицинское страхование является важным элементом системы социальной защиты населения, которая посредством использования страховых механизмов обеспечивает реализацию права граждан России на бесплатную медицинскую помощь.

Этапность оказания медицинской помощи сельскому населению...

Сельское население в Российской Федерации исторически всегда испытывало дефицит медицинской помощи

Затрудняет оказание помощи отсутствие и не всегда исправный, если он имеется транспорт.

Разница в удаленности от центра в данном случае не имеет значения...

Кадровая политика в медицинских учреждениях Российской...

В данной статье будут рассмотрены такие вопросы по участию государственных органов в обеспечении кадрами медицинских учреждений. Анализ и оценка работы органов государственной власти.

Роль Фонда обязательного медицинского страхования...

На основании Федерального закона №122, начиная с 2005 года по 2007 год включительно, Фонд осуществлял финансирование расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной помощи по обеспечению лекарственными средствами на основании...

Структура и причины ненадлежащего оказания хирургической...

медицинская помощь, скорая медицинская помощь, жалоба, Нижегородская область, качество оказания, Российская Федерация, нижний Новгород

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

Задать вопрос