Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Он начинает учиться с самого рождения. Но с окончанием университета получение новых знаний не должно останавливаться. Умение постоянно получать новые знания высоко ценятся работодателями. К тому же, обучение в течение всей жизни замедляет развитие различных болезней головного мозга в старости. Для удовлетворения желания получить новые знания человек может пользоваться различными ресурсами: книгами, аудио- и видеоматериалами, ходить на различные занятия, использовать обучающие интернет-сайты и т. п.
Ключевые слова: образование, самообразование, интернет-сайт, методики, автоматизированный электронный образовательный сервис.
Образование — это ключ к успеху каждого человека, формирующего сердце любого общества. Люди, у которых есть качественное образование, в состоянии улучшить общество, делая реформы, которые вызовут экономический, социальный и политический рост и развитие общества.
Образованные люди в состоянии запланировать свою жизнь эффективно, поскольку имеющиеся знания помогают анализировать проблемы и находить выход из них, приобретая при этом новые навыки и умения.
Важность образования очевидна в развитых странах, поскольку оно играет главную роль в личном и социальном развитии. Малообразованность граждан — одна из главных проблем современного общества [1].
По словам экспертов, среди людей, получивших хорошее образование в юности, намного реже встречаются страдающие умственной отсталостью, психическими расстройствами и болезнью Альцгеймера в старости [1].
Аттестат и диплом, без которых не обойтись, — слабые аргументы в пользу образованности человека.
Каждый человек начинает учиться с самого рождения — познает окружающий мир, учится в школе, ВУЗе, получают опыт на практике. Но главным всегда было получение самообразования, расширяя тем самым спектр своих знаний и умений.
Чем старше человек становится, тем больше он рассматривается как человек, самостоятельно изучающий какой-либо материал, требуемый для решения поставленной задачи.
Далеко не все люди испытывают потребность в самообучении и заставляют себя им заниматься, несмотря на всю его полезность. Между тем, как было сказано ранее, самообразование увеличивает багаж знаний и тем самым выделяет человека среди тех, кто не занимается самообразованием. Люди, которые способны к самообразованию, ценятся намного выше людей, не способных на это [2].
Начать самообразование можно и нужно с дошкольного возраста: именно в это время ребенок усваивает новые знания с большой скоростью. В таком возрасте заставить ребенка учится невозможно, поэтому их самообразование должно проходить в виде игры.
Если ребенку нравится сидеть за компьютером, то не обязательно это означает, что он не хочет учиться. Может, ему не нравится читать книги. В таком случае можно воспользоваться помощью электронных пособий и всевозможных презентаций.
Проявление интереса к работе самого компьютера и компьютерных программ может также говорить о творческом потенциале. Если ребенок проявляет желание понять принцип работы, а тем более если у него это получается, то не стоит ограничивать его.
Самообразование способствует развитию свободной личности. Домашнее обучение позволяет самостоятельно построить комфортный график своего обучения. Конечно, это под силу только людям, которые точно знают, чего хотят и что для них важно. К такому способу обучения, к примеру, обращаются профессиональные спортсмены или другие творческие личности, образ жизни которых не позволяет им посещать учебные заведения.
Люди с ограниченными физическими возможностями также могут получить образование экстерном.
Особое внимание следует уделить режиму ребенка на домашнем обучении. Он должен быть подобран с учетом его интересов и включать в себя обязательные предметы школьной программы в нужном количестве [3].
Ученые Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) выяснили, что непрерывное образование в России востребовано значительно меньше, чем в большинстве европейских стран. Например, самообразованием занимается 20 % россиян в возрасте от 25 до 64 лет. А доля таких людей в Германии, Франции и Швеции составляет от 52 до 84 %. Эксперты объясняют ситуацию особенностями российского рынка труда и отечественной системы образования.
На рис. 1 представлена сказанная выше информация по данным газеты «Известия» на 30.05.2017.
Непрерывное образование включает формальное (обучение в вузе или техникуме), дополнительное (курсы повышения квалификации и семинары) и самообразование (неформальное индивидуальное обучение). По данным ВШЭ, во всех европейских странах наиболее распространено самообразование. Россия здесь занимает предпоследнее место (20 %), последнее — у Румынии (18 %). Больше всех самообразованием занимаются словаки (84 %), шведы и австрийцы (76 %).
В любом образовательном учреждении преподаватели используют различные технологии, позволяющие ученикам легче усваивать материал. К таком технологиям относят:
– интерактивное обучение;
– проектное обучение;
– компьютерные технологии.
Формирование основы подготовки школьников к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности — главная цель проектной технологии, где наиболее существенным в обучении детей является их стремление находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученное навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих, а также развитие самостоятельности в процессе обучения.
Для более полного понимания сущности технологии проектного обучения, определим терминов, а именно: технология, технология проектного обучения, метод проектов.
Технология (от греч. — искусство, а также др.-греч. — методика, способ производства) — комплекс организационных приемов и операций, которые направлены на изготовление, эксплуатацию изделия с оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития техники, науки и общества в целом.
Проектное обучение — это особая организация учебного процесса, направленная на решение учениками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обосновании поэтапной, успешной, учебной деятельности, представление результата.
Метод проектов — это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.
В 20-е и начале 30-х годов XX века в советских школах широко применялся метод проектов для развития учащегося. Тем не менее, этот метод не давал возможности школьникам овладевать необходимым комплексом знаний в области определенной учебной программы, именно поэтому он был отменён в школе.
В наше время идея проектного обучения вновь становится центральной в деятельности учебных заведений. Именно это объясняет интерес преподавателей к технологии проектного обучения.
Цель проектного обучения — создание условий, при которых школьники: приобретают навыки общения, работая в разных группах, развивают свои исследовательские познания (наблюдения, проведение анализа, обобщение, построение гипотез), приобретают системное мышление, могут воспользоваться приобретёнными знаниями, умениями, навыками, которые помогут в решении практических и познавательных задач, самостоятельно и с энтузиазмом развивают дополнительные знания из различных источников [6].
Среди интерактивных подходов сегодня можно выделить следующие:
– творческие задания,
– работа в малых группах,
– обучающие игры (ролевые игры и образовательные),
– экскурсии,
– использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,
– внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, газеты, фильмы, спектакли, выставки и пр.),
– интерактивная лекция «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого» и др.,
– обсуждение сложных проблем («займи позицию», «карусель», «ток-шоу», дебаты, симпозиум и др.) [5].
А в компьютерных технологиях модно выделить:
– демонстрацию,
– тестирования,
– создание печатных материалов,
– программируемые учебные среды.
По вовлеченности в дополнительное образование россияне оказались третьими с конца (12 %), обогнав греков и румын. А первые три места достались жителям Швеции (69 %), Люксембурга (68 %) и Норвегии (57 %).
Рис. 1. Статистика самообразования в странах
А вот в рейтинге по формальному образованию Россия — в пятерке лидеров: 8 % получают дополнительные знания в официальных образовательных учреждениях. Такой же результат — пятое место — показала Норвегия. На первом — Великобритания (15 %), на последнем — Румыния (1 %) [4].
Выделим наиболее распространенные методы самообразования:
– чтение вспомогательной литературы;
– тренинги;
– семинары;
– курсы;
– коучинг.
Каждый человек должен сам подбирать метод самообразования, с помощью которого он может развиваться.
В интернете есть множество ресурсов, позволяющие заниматься саморазвитием. Одним из них являются интернет-сайты, которые включают большинство известных методов и технологий образования. Все они имеют очень близкую структуру. Из таких сайтов я бы выделила HTML Academy и Stepik.
HTML Academy — популярная интернет-площадка, посвященная обучению HTML, CSS и JavaScript. На данном сайте собраны образовательные курсы, которые помогут углубиться в тему верстки веб-сайтов и веб-приложений. Также идет освоение всех актуальных фреймворков и всех необходимых инструментов фронтенд-разработчика.
На сайте представлены две формы обучения: интерактивные курсы и интенсивы. В первом случае идет изучение материала и решение небольших задачек. Причем большинство занятий в курсах представлено в виде мини-игр или головоломок. От простейших задачек идет постепенный переход к сложным испытаниям, которые, в свою очередь, и определят, насколько хорошо был усвоен пройденный материал. В конечном счете предстоит сверстать свой первый тестовый макет.
Если же говорить об интенсивах, то это уже следующий шаг на пути к профессиональному росту. Эти занятия базируются на реальных задачах, с которыми сталкивается в своей работе разработчики. Все интенсивы проводятся совместно с опытным наставником, который ответит на все ваши вопросы по верстке и фронтенду.
Большинство представленных на сайте курсов распространяется по платной подписке.
Stepik — российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.
Сервис позволяет любому зарегистрированному пользователю создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы, используя видео, тексты и разнообразные задачи с автоматической проверкой и моментальной обратной связью. В процессе обучения студенты могут вести обсуждения между собой и задавать вопросы преподавателю на форуме. Основные охватываемые курсами дисциплины — программирование, математика, биоинформатика и биология, экономика; основной язык курсов — русский, есть курсы на английском языке.
Курсы на платформе состоят из уроков, сгруппированных в тематические модули, однако уроки могут существовать отдельно и собираются в библиотеку на платформе. Уроки состоят из шагов, которые могут представлять собой текст, видео-лекцию или практическое задание. На платформе можно использовать 20 типов заданий, включая тесты, числовые задачи, задания с математическими формулами и химическими уравнениями, пазлы, задачи на программирование.
Существуют также годовые онлайн-программы и двухлетняя онлайн-магистратура. В зависимости от договорённости с вузом, слушателям по результатам могут выдаваться дипломы о профессиональной переподготовке.
Но у них есть свои плюсы и минусы. Недостатки у HTML Academy — видеолекции предоставляются в интенсивах, оформляющихся по платной подписке, у Stepik — нет текстовых лекций (только видеолекции и описания модулей, шагов и курсов) и, по большей части, скучные задания.
Плюсами HTML Academy являются наличие тестового материала и интересных заданий в относительно малом количестве, у сайта Stepik — большое количество видеолекций и разнообразные задания.
Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей.
Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.
Литература:
- Образовака [Электронный ресурс] Режим доступа: https://obrazovaka.ru, свободный
- Учеба34.ру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ucheba34.ru, свободный
- FB.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fb.ru, свободный
- Газета Известия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iz.ru, свободный
- Учительский портал [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.uchportal.ru, свободный
- Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс] Режим доступа: https://si-sv.com, свободный