Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Адзиев, Р. С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика / Р. С. Адзиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63425/ (дата обращения: 23.04.2024).



В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требованиями к образованию и квалификации. Для полноценной подготовки к профессии медицинский специалист, наряду с необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, должен иметь уже выработанные личностные характеристики, которые формируются у будущего медика в определенном возрастном периоде и базируются на волевом аспекте и мотивационной составляющей. Компетентностный подход позволяет оценить готовность выпускников медицинских образовательных организаций к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: медицинское образование, профессионально-значимые качества, компетенция

На сегодняшний день в российском медицинском образовании происходят значимые изменения. Внедрение системы непрерывного медицинского образования, компетентностного подхода к оценке знаний и умений выпускников учебных заведений, введение процедуры аккредитации специалистов здравоохранения и развитие симуляционных технологий диктуют необходимость реформирования образовательного процесса в сфере медицины. При этом следует отметить, что методологические изменения касаются не только непосредственно образовательного процесса, но и профессионального воспитания обучающихся, формирования у них профессионально пригодного психологического статуса, который требует постоянной профессиональной корректировки.

По современным представлениям, профессиональное воспитание будущего медицинского специалиста — это длительный и трудоемкий процесс, который подразумевает своевременное формирование его профессионально-важных качеств. Этот процесс должен быть управляемым и измеряемым, как любые психологические характеристики. Соответствие формирования качеств возрастным периодам личности обеспечивает максимальную эффективность процессу профессионального воспитания. Несвоевременное и неполное формирование и развитие таких качеств, как уровень интеллекта и способность к обучению, в дальнейшем не создает необходимых компетенций, этико-деонтологических основ и, таким образом, делает невозможным становление профессионала в целом [1,с.203]. С позиций педагогики профессиональное воспитание представляет собой методически организованный, контролируемый педагогический процесс введения обучающегося в профессиональную сферу деятельности [2, с.422].

Современный компетентностный подход в медицинском образовании формирует у обучающихся профессиональные компетенции не в полной мере, и не обеспечивает в будущем возможность выполнения своих трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами. На сегодняшний день при компетентностном подходе в образовательном процессе используются разнообразные активные и интерактивные методы обучения [1, с.204; 3, с.262]. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. Необходимо внедрение новых механизмов развития личности будущего медика, способных привести к формированию высокоорганизованной профессионально целостной личности, достигающей квалификационного уровня мастерства в медицинской отрасли.

Конечно, личностные качества медика являются основными и играют ведущую роль в лечебном процессе, наряду с достаточной теоретической подготовкой и владением необходимыми практическими навыками в профессиональной деятельности. Если личность не соответствует требованиям медицинской специальности, то, несомненно, лечебный процесс становится опасным. В этой связи компетентностный подход в медицинском образовании требует дополнений и новшеств.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» выпускники медицинских учебных заведений должны быть готовы выполнять медицинскую, организационно-управленческую и научно-исследовательскую профессиональную деятельность [4,с.4]. Выполнение данных видов деятельности требует от будущего медицинского специалиста определенных волевых, интеллектуальных и эмоционально-нравственных личностных качеств. Центральное место в группе личностных характеристик занимает волевой компонент, который определяет возможность достигать целей, осуществлять планы и в целом добиваться успеха в профессиональной деятельности [5, с.6–7].

Не вызывает сомнений, что выполнение медицинской деятельности невозможно без сформировавшегося у специалиста клинического мышления. По современным представлениям, клиническое мышление является видом специфической умственной деятельности врача и позволяет полноценно объединять теоретические знания и практический опыт специалиста для решения лечебно-диагностических задач и эффективной реабилитации пациентов [6, с.317].

Одним из важнейших профессионально-значимых качеств медицинского специалиста является его коммуникативная компетентность. Современная модель взаимоотношений между врачом и пациентом предполагает активное участие пациента и членов его семьи в принятии всех решений в отношении своего здоровья, что осуществляется посредством ведения диалога с врачом [7,с.97]. Однако на сегодняшний день в реальной клинической практике недостаточно внимания уделяется общению с пациентом и сохраняется представление о нем как пассивном исполнителе распоряжений врача. В литературе имеются данные, что многие конфликты и споры в медицине возникают из-за неумения или нежелания врача разговаривать с пациентом и предоставлять ему или его родственникам интересующую информацию [8, с.74; 9, с.33]. Вместе с тем, результатом положительного коммуникативного сотрудничества между врачом и пациентом становится высокий уровень комплаенса, что является необходимым условием успешного лечения заболеваний [7,с.95].

Эффективная реализация профилактического направления работы медицинского специалиста невозможна без организационно-управленческих навыков, определенных педагогических умений и лидерских качеств.Вто же время, для выполнения научно-исследовательской профессиональной деятельности ключевыми являются аналитические умения.

К профессионально значимым психофизиологическим свойствам личности врача также следует отнести эмоциональную устойчивость, которая позволяет правильно реагировать на стрессовые ситуации в учебе и профессиональной деятельности, и, таким образом, предотвратить формирование профессиональных деструкций и развитие синдрома профессионального выгорания в будущем [10,с.91].

В процессе успешного обучения и реализации себя в профессиональном плане ключевую роль играет мотивация специалиста. Установлено, что мотивированная трудовая деятельность коррелирует с большей удовлетворенностью от выполнения работы, высоким уровнем благосостояния, убеждением в своей профессиональной пригодности, более высокими притязаниями и осознанием необходимости непрерывного обучения в рамках профессиональных требований [11,с.172].

Таким образом, на сегодняшний день очевидна потребность в специалисте медицинского профиля нового формата, который обладает набором профессионально-значимых качеств, соответствующих современным требованиям образовательных и профессиональных стандартов и позволяющих не приспосабливаться к динамически меняющимся условиям медицинской деятельности, а развиваться еще и личностно, не только профессионально.

Управляемое профессиональное воспитание будущего медицинского работника необходимо и должно быть основано на акме-компетентностном подходе, который в совокупности с волевыми характеристиками обучающегося и его мотивационной составляющей способствует своевременному и всестороннему профессиональному становлению и полноценной реализации своих возможностей в выбранной сфере деятельности.

Литература:

  1. Крылова М. А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов ВУЗа // Вестник ТвГУ. − 2015. − № 4. − С.202–213.
  2. Белов В. И. Профессиональное воспитание как условие самоопределения личности // В сб. статей юбилейной ⅩⅩ Международной научно-практической конференции. Посвящается 85-летию ЛОИРО, 2017. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования». С.419–424.
  3. Шашмурина В. Р., Мишутина О. Л., Волченкова Г. В. Компетентностный подход в формировании клинического мышления врача − интерна стоматолога общей практики // Смоленский медицинский альманах. — 2015. − № 2. − С.262–265.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 от 9 февраля 2016 г.)
  5. Левина В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. — Ижевск, 2016. — 60 с.
  6. Рождественская Т. А., Дейкало Н. С., Кожар Е. Д. Роль клинического мышления в системе подготовки врача // В сб.: Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации. Материалы 71-ой научной сессии сотрудников университета. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2016. С.316–317.
  7. Асриян О. Б. Комплаенс как результат коммуникативной компетентности врача // Тихоокеанский медицинский журнал.− 2016. − № 4. — С.93–97.
  8. Krot K., Sousa J. P. Factors impacting on patient compliance with medical advice: empirical study // Engineering Management in Production and Services. − 2017. –Vol. 9, Issue 2. − P.73–81.
  9. Балкизов З. З., Семенова Т. В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2016. − № 3 (25). − С.27–63.
  10. Лымаренко В. М., Леонтьев О. В. Исследование и оценка синдрома профессионального выгорания у участковых врачей поликлиник Санкт-Петербурга // Вестник психотерапии. − 2019. − № 69 (74). − С. 79–96.
  11. Van der Burgt S., Kusurkar R. A., Wilschut J. et al. Motivational profiles and motivation for lifelong learning of medical specialists // J. Cont. Educ. Health. Prof. − 2018. − Vol.38, № 3. — P. 171–178.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, медицинский специалист, медицинское образование, образовательный процесс, профессиональное воспитание, будущий медик, будущий медицинский специалист, клиническое мышление, лечебный процесс, медицинская деятельность.


Ключевые слова

компетенция, медицинское образование, профессионально-значимые качества

Похожие статьи

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации.

Специфика профессиональных личностных особенностей...

медицинский работник, медицинский колледж, личностная особенность студентов, больной, будущая профессиональная деятельность, медицинский профиль, качество, работник, студент, возрастной период.

образовательный процесс, профессиональное образование...

Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования обеспечивает качество профессионального медицинского образования на современном этапе. Внедрение новых технологий в учебный процесс, совершенствование методов обучения...

Формирование профессиональной компетентности у студентов...

Будущий специалист должен уметь не только применять систему знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. Достижение профессиональной компетентности нашего выпускника предполагает...

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент...

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение... Рогозов Леонид Иванович — врач, сам себе удаливший аппендикс.

Формирование клинического мышления у студентов...

Прогресс современной медицины предъявляет серьезные требования к качеству подготовки массажистов. Важным практическим навыком, определяющим профессионализм и квалификацию будущего специалиста - инвалида по зрению...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза.

Профессиональная адаптация — важнейший компонент системы профессиональной ориентации, как процесс приспособления студента к особенностям лечебного учреждения и к своей будущей специальности, условиям работы, новому социальному окружению.

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Мотивация профессиональной деятельности медицинского... медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение. Применение стимулирующих форм оплаты труда в...

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Похожие статьи

Роль учебной и производственной практики на базе медицинских...

Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации.

Специфика профессиональных личностных особенностей...

медицинский работник, медицинский колледж, личностная особенность студентов, больной, будущая профессиональная деятельность, медицинский профиль, качество, работник, студент, возрастной период.

образовательный процесс, профессиональное образование...

Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования обеспечивает качество профессионального медицинского образования на современном этапе. Внедрение новых технологий в учебный процесс, совершенствование методов обучения...

Формирование профессиональной компетентности у студентов...

Будущий специалист должен уметь не только применять систему знаний, умений и навыков в практической деятельности, но и самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. Достижение профессиональной компетентности нашего выпускника предполагает...

Деонтологическое воспитание как важнейший компонент...

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение... Рогозов Леонид Иванович — врач, сам себе удаливший аппендикс.

Формирование клинического мышления у студентов...

Прогресс современной медицины предъявляет серьезные требования к качеству подготовки массажистов. Важным практическим навыком, определяющим профессионализм и квалификацию будущего специалиста - инвалида по зрению...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза.

Профессиональная адаптация — важнейший компонент системы профессиональной ориентации, как процесс приспособления студента к особенностям лечебного учреждения и к своей будущей специальности, условиям работы, новому социальному окружению.

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Мотивация профессиональной деятельности медицинского... медицинская профессия, медицинская помощь, младший сестринский персонал, профессиональная деятельность, трудовая мотивация, трудовое поведение. Применение стимулирующих форм оплаты труда в...

Модель практико-ориентированного обучения в системе...

Современное образование строится на основе практико-ориентированного подхода. Структура и содержание подготовки медицинских кадров являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов...

Задать вопрос