Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 1179 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63409/ (дата обращения: 25.04.2024).



Общее у людей только одно: они все разные.

Роберт Зенд

Конституция РФ предоставляет равное для каждого гражданина нашей страны право на образование и обязательное для всех основное общее. Так оно и было всегда. Но долгие годы образование так или иначе делило детей нашей страны на две группы. Одни дети обучались в обычной школе, другие были приписаны к специализированным школам закрытого типа. Совместное обучение детей с инвалидностью и обычных детей, названное инклюзией, отставало от мировой практики. Такие дети не были включены в разнообразные жизненные ситуации, они не могли приобретать необходимых практических навыков. Социальное развитие ребенка в таких условиях препятствовало подготовке их к независимому, самостоятельному образу жизни.

Положительный мировой опыт инклюзивного образования заставил сдвинуть с мертвой точки российскую модель развития образования в этом вопросе. Энтузиасты совместного обучения детей с ОВЗ и обычных детей победили. Наше законодательство изменилось. Изменилось с 2012 года. Пришло понимание, что все дети должны обучаться вместе, должны общаться друг с другом, что права должны быть у всех равны. Инклюзивное образование законодательно теперь закреплено и становится государственной гарантией на всех ступенях образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предписывает «создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»... [1] Теперь родители и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбирать то образовательное заведение, которое будет наиболее эффективным для них. Они могут выбирать не только школу. Такой опыт был перенесён и на систему профессионального образования. Процесс интегрированного обучения сложен и долог. Каждому ребенку необходимо обеспечить личностное развитие и интеграцию в обществе. Многое уже было сделано в школе. Но системе профессионального образования также необходимо адаптироваться к современным реалиям, включиться в процесс совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, объединить новые информационные и коммуникационные технологии и обеспечить качественную подготовку будущих специалистов в Российской Федерации. Для обеспечения этой задачи, «профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». [1]

Вот уже 3 года, как в нашем колледже появились первые дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В 2017–2018 таких детей было 12. В следующем 2018–2019 учебном году — 17.

В 2019–2020 учебном году в инклюзивных группах колледжа обучаются 23 студента с инвалидностью. Виды нозологий очень разные. С нарушением слуха — 4 человека, с нарушением зрения — 2 человека, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 7 человек, с соматическими заболеваниями — 10 обучающихся. В последней группе есть дети и с врожденным пороком сердца, врожденным иммунодефицитом, целиакией, эпилепсией. Эти дети учатся в разных группах по различным профессиям: художник по костюму, операционная деятельность в логистике, парикмахер, дизайнер. Особых трудностей в адаптации к коллективу обучающихся дети с инвалидностью не испытывают. Да и обычные наши студенты, к счастью, очень толерантно относятся к «необычным детям». Нельзя сказать, что социализация и коррекция развития таких детей проходят гладко и без проблем. Каждый ребёнок индивидуален. Но ни разу за 3 года работы с такими детьми в нашем колледже не было ни одного случая, чтобы такого ребенка обидели, унизили, напомнили ему о его особенностях. Возможно, сказывается общий настрой педагогического коллектива. Дети с особенностями здоровья рассматриваются нами как полноценные члены общества. Общественное мнение о неполноценности детей с особенностями уходит в прошлое. Мы учимся не выпячивать личностные, физические особенности детей с инвалидностью. И пытаемся объяснить это всем обучающимся у нас студентам.

У детей с ограниченными возможностями здоровья много проблем. Специалисты утверждают, что главными из них являются: неуверенность в собственных силах, неумение планировать собственную жизнь, неумение сделать осмысленный выбор дальнейшего пути. Кто должен помочь таким детям учиться, адаптироваться в обществе, жить полноценной жизнью? Конечно, родители. Но большую часть времени дети с особенностями здоровья проводят в учебном заведении. Поэтому, можно смело утверждать, что без грамотного и думающего педагога в условиях перехода к инклюзивному образованию не обойтись. Но педагоги остались прежними. Нас самих надо перестраивать. Мы сами испытываем психологические трудности.

Мы — педагоги часто бываем не уверены в наших действиях. Иногда меня гложет чувство вины. Порой кажется, что мы слишком мало уделяем внимания таким детям на уроках. «Учитель — золотое сечение инклюзии». [2, 6.] В этой связи, повышаются требования к устоявшейся системе профессиональных компетенций преподавателей. «Учитель должен вернуться к пониманию своей профессиональной миссии — миссии посредника в культуре, человека, который «выращивает» будущее». [2, 11с.] Возникает острая необходимость в новых знаниях. Каждый год педагоги колледжа обучаются на курсах повышения квалификации. Нам читают лекции по всему спектру вопросов, с целью обеспечения качественного обучения и воспитания, полноценного развития детей с разнообразными образовательными потребностями и возможностями. Обмен опытом — ещё один из видов работы. К нам приезжают на совместные конференции коррекционные педагоги из учебных заведений области. Кроме того, мы активно сотрудничаем со школами, где учились наши сегодняшние студенты.

Педагогам инклюзивного образования необходимо быть гибкими и толерантными, уважать индивидуальные различия «особых» детей, но в то же время, принимать ребенка с инвалидностью как обычного, уметь слушать и применять рекомендации специалистов, стараться работать в одной команде с другими педагогами, пробовать решать возникающие проблемы нестандартными методами. Нас учат постоянно «мониторить» образовательный процесс, выявлять и задействовать сильные стороны личности обучающегося. Возникает необходимость использовать индивидуальные формы учебной и воспитательной работы с учащимися в сочетании с коллективными, широко использовать активные формы и методы работы, разрабатывать и использовать по каждому учебному предмету разной степени сложности учебно-социальные задания. Хотя, по опыту работы, мы приходим к убеждению, что не всегда детям с инвалидностью нужны особые условия, особые методы обучения и дифференцированные задания. Главная задача педагога — организовать учебный процесс таким образом, чтобы материал урока был усвоен всеми учащимися без исключения. Это касается и слабых, и сильных учащихся, и конечно же детей с ограниченными возможностями здоровья. Важными моментами на уроках должны быть доброжелательность и тёплая атмосфера. Спокойный голос учителя, сопереживание, готовность прийти на помощь в случае возникновения трудностей при освоении материала урока — обязательные условия в инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование — прогрессивный способ обучения. Длительный и достаточно противоречивый процесс преобразований. Он прочно вошел в образовательный процесс всех стран мира. Этот процесс уже не остановить и в нашей стране. Дети с ограниченными возможностями здоровья наконец-то становятся полноценными гражданами государства, которым доступно получение качественного образования. И мы учителя, должны помочь таким детям найти своё место в жизни. Позитив, который излучает учитель, передаётся и всем детям. Особенно детям с ограниченными возможностями. Это придаёт им уверенности и даёт возможность стремиться к дальнейшим победам. Инклюзия — это динамично развивающийся процесс. Он положительно влияет на систему социальных отношений, укрепляет нравственное здоровье общества. «Инклюзивное образование — результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было её физической состояние». [2, 14 c.]

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. — 14 c.
  3. Шульмин, М. П. Проблемное решение социального и психологического сопровождения студентов-инвалидов в процессе их профессионального образования / М. П. Шульмин // Дефектология, 2010. — № 3. — С. 88–92.
  4. Валицкая А. П. Инклюзивное образование — образование для всех / Валицкая А. П., Рабош В. А.// Социальная педагогика. — 2009. — № 1. — С. 18–22.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, инвалидность, качественное образование, образовательный процесс, особенность здоровья, получение образования, профессиональное образование, совместное обучение детей.


Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и...

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО

Инклюзивное образованиепроцесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Организационно-психологические условия интеграции детей...

В России движение процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в школах считается

Считается, что процесс инклюзивного образования в нашей стране я является отражением не только

инклюзивное образование , образовательный процесс , ребенок , ограниченная...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

инклюзивное образование , образовательный процесс , ребенок , ограниченная возможность здоровья...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми.

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ...

Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Инклюзивное образование в условиях современной...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, учебный процесс, обучающийся, студент, профессиональное образование, потребность, возможность, образовательная организация, особое внимание.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

Инклюзивное образование — право каждого ребёнка с ОВЗ на качественное образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья — это хорошая инвестиция. Таким образом, можно сократить расходы на социальные нужды и...

Обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях СПО и НПО

Инклюзивное образованиепроцесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Организационно-психологические условия интеграции детей...

В России движение процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в школах считается

Считается, что процесс инклюзивного образования в нашей стране я является отражением не только

инклюзивное образование , образовательный процесс , ребенок , ограниченная...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс

Инклюзивное образование — это результат изменения отношения к людям с особыми образовательными потребностями...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

инклюзивное образование , образовательный процесс , ребенок , ограниченная возможность здоровья...

Работа с семьей ребенка, включенного в инклюзивное...

В настоящее время распространение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья связано не только с тем, что это тенденция нашего времени, но и возможность детей с ОВЗ получить достойное образование наравне со всеми.

Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболее подходящим...

Инклюзивное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ...

Задать вопрос