Реализация функции защиты на стадии начала административного процесса в Республике Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.10.2019

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Ракита, О. И. Реализация функции защиты на стадии начала административного процесса в Республике Беларусь / О. И. Ракита. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63336/ (дата обращения: 03.03.2021).



Ключевые слова: административный процесс, Беларусь, судебное представительство, развитие института адвокатуры, адвокатская деятельность, судебная власть, представительство, административная юстиция, защита в административном процессе.

Согласно положениям ПИКоАП Республики Беларусь защитник может быть привлечен к участию в административном процессе с момента его начала.

ПИКоАП Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает, что физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право иметь защитника с начала административного процесса, а должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано принять меры к тому, чтобы это лицо имело фактическую возможность использовать все установленные Законом средства и способы для своей защиты.

Несмотря на процессуальную регламентацию права физического лица иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания — с момента объявления ему об этом, на практике имеют место случаи, когда орган, ведущий административный процесс, не выполняет указанную выше процессуальную обязанность. Указанный правоприменительный пробел явствует по результатам анализа дел, в которых административный процесс начинается с производства процессуальных действий проверочного характера, например, по делам в области осуществления предпринимательской деятельности и в области безопасности дорожного движения и др.

Эффективное обеспечение прав и законных интересов, на которые имеют право все участники административного процесса, требует, чтобы они имели реальную возможность пользоваться юридической помощью специалиста с соответствующим образованием. Широкое распространение административных правонарушений и мер реагирования на них, а также множественность правовых актов, регулирующих административные правоотношения, делает крайне актуальной проблему защиты прав личности в этой сфере, повышает значимость участия адвоката в административном процессе.

Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП Республики Беларусь [1, ст. 4.1], для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административный процесс, в начале административного процесса либо с момента объявления лицу, в отношении которого ведется административный процесс, об административном задержании может быть предоставлен защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат.

ПИКоАП содержит достаточное количество правовых гарантий соблюдения принципа права на защиту лица, в отношении которого ведется административный процесс. К числу основных гарантий относится закрепление прав и обязанностей данного участника процесса в ст. 4.1 ПИКоАП. Вместе с тем, закон не дает четкого указания, с какого момента эти права и обязанности могут осуществляться.

Таким образом, для определения момента, с которого в деле об административном правонарушении может участвовать защитник, важным является установление момента, с которого начинается административный процесс.

В соответствии со ст. 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь [1, ст. 9.5] при наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:

– составления протокола об административном правонарушении;

– составления протокола о процессуальном действии;

– вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

– вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 2–31 ст. 10.3 ПИКоАП Республики Беларусь протокол об административном правонарушении не составляется.

Солидаризируясь с мнением А. Н. Крамника о том, какую функцию в административном процессе имеют перечисленные процессуальные решения, согласимся, что «названные документы венчают, фиксируют окончание осуществления соответствующих процессуальных действий или устанавливают меры, которые должны быть применены в целях административного процесса» [2, с. 156].

Вместе с тем, формулировка положений ст. ст. 4.1, 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь создает вопросы о моменте возможного привлечения к участию в административном процессе защитника. Дело здесь, прежде всего, в том, следует ли считать идентичным момент начала административного процесса [1, ст. 4.1] и момент, с которого он считается начатым [1, ст. 9.5]. Оценочный характер последнего ставит перед правоприменителем и другими участниками административного процесса следующие проблемы.

  1. Начат ли действительно административный процесс с момента, когда он считается начатым, или это некое процессуальное допущение, имеющее определенны цели?
  2. Если административный процесс считается начатым, то является ли это решение обязательным для всех участников административного процесса или только для того должностного лица, которое приняло данное решение о начале?

Второй вопрос нельзя считать в достаточной исследованным в белорусской административной науке и решением в правоприменительной практике.

Решение о начале административного процесса в силу положений ст. 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь принимается должностным лицом, ведущим административный процесс. Это решение является исходя из своей императивности обязательным для всех лиц, привлекаемых к административному процессу, участников административного процесса.

Вопросы определения конкретного момента, с которого начинается административный процесс, имеют существенное значение, поскольку именно этот момент следует считать отправным для определения начального этапа, с которого в деле об административном правонарушении может принять участие защитник.

В контексте возможности участия защитника в административном процессе, исходя из принципа обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, следует признать более корректным обеспечение защитнику доступа к участию в административном процессе с момента отражения в протоколе обстоятельств, предусмотренных в ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП Республики Беларусь, но до подписи протокола должностным лицом, его составившим.

Это позволяет защитнику в определенной мере повлиять на полноту составления протокола путём изменения, приобщения к материалам дела об административном правонарушении предметов и документов, а подзащитному — лицу, в отношении которого ведётся административный процесс — сформулировать свои объяснения (принять решение об отказе от дачи объяснений в порядке ст. 27 Конституции Республики Беларусь [3, ст. 27]) и выразить своё отношение к вине.

Соглашаясь со мнением П. С. Латышева по аналогии с нормами уголовно-процессуального законодательства (п.2 ч.2 ст. 41 и п.2 ч.2 ст. 43 УПК Республики Беларусь [4]) считаем необходимым внести изменения в процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми должностное лицо органа, ведущего административный процесс, по факту начала административного процесса и до начала производства процессуального действия обязано составить протокол о разъяснении прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется административный процесс, содержащий отметку и подпись этого лица о его нуждаемости в помощи адвоката при производстве проверочных процессуальных действий или выраженный отказ от услуг защитника.

Так, при выраженном и документированном ходатайстве об обеспечении участия защитника при производстве процессуальных действий, должностное лицо органа, ведущего административный процесс не вправе проводить проверочные процессуальные действия с участием этого лица, в отношении которого ведётся административный процесс в отсутствие адвоката, а проведенные таким образом действия и полученные при этом доказательства не должны иметь юридической силы [5, с. 181].

Кроме того, ПИКоАП не содержит гарантий реализации права на защиту физических лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно реализовать право на защиту (лица с существенными дефектами зрения, слуха или речи), а также лиц, являющихся малограмотными, в части обеспечения их обязательным участием защитника в производстве по делам об административных правонарушениях, что противоречит закрепленному в ст. 62 Конституции Республики Беларусь праву каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.

В связи с этим, 11 июля 2017 года Конституционный суд Республики Беларусь признал необходимым устранение в ПИКоАП пробела правового регулирования, который касается реализации права на защиту физических лиц путем закрепления обязательного участия защитника в производстве по делу об административном правонарушении в случае, если человек, привлекаемый к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту. Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить соответствующий проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в ПИКоАП Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания [6].

Вместе с тем, до настоящего времени соответствующие изменения не внесены, и, кроме того, остаются неурегулированными вопросы обеспечения права на защиту в административном процессе лиц, испытывающих затруднения в понимании тех или иных терминов при анализе обстоятельств дела, не относящихся к категории имеющих физические или психические недостатки, в том числе: лица пожилого возраста, отдельные представители цыганской народности, не умеющие свободно изъясняться, либо плохо понимающих значение формальных требований, что явствует о наличии правового пробела, имеющего конституционно-правовое значение.

Таким образом, сравнительный анализ норм законодательства, регламентирующего правовое положение защитника в административном процессе, процедуру допуска защитника к участию в производстве отдельных процессуальных действий позволяет не только выявить нечёткость законодательных дефиниций, но и выявить пробелы в правоприменительной практике, а также принять меры по внесению изменений, обеспечивающих гражданам высокие стандарты правосудия и реальное право на защиту в административном процессе Республики Беларусь.

Литература:

  1. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 20 дек. 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г.; одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июл. 2018 г. № 129-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
  2. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 3. Процессуально-исполнительное право: учеб.пособие / А. Н. Крамник. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 237 с.
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.
  4. Латышев, П. С. Проблемные аспекты осуществления права на защиту в административном процессе / П. С. Латышев. — Минск.: АУпП РБ, 2015. — 211 с.
  5. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 3. Процессуально-исполнительное право: учеб.пособие / А. Н. Крамник. — Минск: Изд. центр БГУ, 2011. — 237 с.
  6. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № Р-1101/2017 / Официальный сайт Конституционного суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=47153 /. — Дата доступа: 08.04.2019.
Основные термины (генерируются автоматически): административный процесс, Беларусь, административное правонарушение, ведущий административный процесс, должностное лицо, защита, защитник, лицо, Республика, физическое лицо.


Похожие статьи

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Должностное лицолицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, функции организационно-распорядительного характера или административного-хозяйственного характера.

К вопросу о правовой квалификации административных...

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного...

Лицо, совершившее административное правонарушение...

Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение таможенных правил, административная юрисдикция таможенных органов, малозначительность административного правонарушения, незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Важная роль в процессе обеспечения законности в сфере административного процесса отводится

При этом стоит отметить, что в практической деятельности в большинстве случаев лица

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено...

Административная ответственность в области таможенного дела

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

Противодействие уклонению юридических лиц от...

В Кодексе об административных правонарушениях выделяют административные правонарушения не только физических, но и юридических лиц. Данная норма обусловлена переходом к рыночной системе экономики...

Использование понятия «административные акты» в рамках...

Административный процесс: юрисдикционный аспект. Конституция РФ предусматривает, что административное судопроизводство — самостоятельная форма правосудия, и оно призвано обеспечивать защиту физических и юридических лиц от административного произвола.

Административное и судебное усмотрение в производстве по...

Административно-правовое (административное) усмотрение как вид правоприменительного усмотрения осуществляется в процессе административно-публичной деятельности (государственном управлении в широком смысле) органов исполнительной власти...

Проблемные вопросы применения административного...

Так же лицо, уполномоченное составлять протоколы в соответствии с кодексом об административных правонарушениях [1], самостоятельно не наделен полномочиями устанавливать личность, задерживать лицо, совершившее административное...

Некоторые проблемы производства по делам об...

Ключевые слова: таможенный орган, меры обеспечения, производство, должностное лицо. В ходе производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела перед должностными лицами таможенных органов появляется ряд проблем.

Похожие статьи

Правовой статус субъектов административных правонарушений...

Должностное лицолицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, функции организационно-распорядительного характера или административного-хозяйственного характера.

К вопросу о правовой квалификации административных...

Одним из приоритетных направлений деятельности должностных лиц таможенных органов является борьба с административными правонарушениями и уголовными преступлениями в области таможенного дела. В соответствии с п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного...

Лицо, совершившее административное правонарушение...

Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение таможенных правил, административная юрисдикция таможенных органов, малозначительность административного правонарушения, незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Проблемы защиты прав субъектов административных...

Важная роль в процессе обеспечения законности в сфере административного процесса отводится

При этом стоит отметить, что в практической деятельности в большинстве случаев лица

Административно-правовая защита — это относительно самостоятельное звено...

Административная ответственность в области таможенного дела

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность.

Противодействие уклонению юридических лиц от...

В Кодексе об административных правонарушениях выделяют административные правонарушения не только физических, но и юридических лиц. Данная норма обусловлена переходом к рыночной системе экономики...

Использование понятия «административные акты» в рамках...

Административный процесс: юрисдикционный аспект. Конституция РФ предусматривает, что административное судопроизводство — самостоятельная форма правосудия, и оно призвано обеспечивать защиту физических и юридических лиц от административного произвола.

Административное и судебное усмотрение в производстве по...

Административно-правовое (административное) усмотрение как вид правоприменительного усмотрения осуществляется в процессе административно-публичной деятельности (государственном управлении в широком смысле) органов исполнительной власти...

Проблемные вопросы применения административного...

Так же лицо, уполномоченное составлять протоколы в соответствии с кодексом об административных правонарушениях [1], самостоятельно не наделен полномочиями устанавливать личность, задерживать лицо, совершившее административное...

Некоторые проблемы производства по делам об...

Ключевые слова: таможенный орган, меры обеспечения, производство, должностное лицо. В ходе производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела перед должностными лицами таможенных органов появляется ряд проблем.

Задать вопрос