Феномен киноиндустрии — Лев Кулешов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 27.10.2019

Статья просмотрена: 299 раз

Библиографическое описание:

Андреева, М. М. Феномен киноиндустрии — Лев Кулешов / М. М. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63314/ (дата обращения: 25.04.2024).



Весной 1920 года в первой государственной школе Кинематографии, открывшейся в Москве за полгода до этого, появился новый преподаватель. Звали его Лев Владимирович Кулешов.

Несмотря на молодость (ему только что исполнился 21 год), Л. Кулешов был хорошо известен в кинематографической среде. В кино он начал работать как художник и за два года (1917–1918 г.г.) оформил декорации к 12 картинам, поставленным самыми крупными русскими режиссерами, среди которых был и Евгений Бауэр. Его Л. Кулешов всегда считал своим учителем.

«Погружение» в кинематограф привело к тому, что Лев Владимирович, когда-то мечтавший работать в театре, стал горячим адептом «десятой музы».

Поисками особой кинематографической идеи он увлеченно занимался во время работы над первой самостоятельной режиссерской постановкой «Проект инженера Прайта» (1918 г.). И открыл ее в монтаже. Оказалось, что путем монтажного совмещения разных мест действия можно создать впечатление единого пространства — то, что сам Кулешов назвал «творимой земной поверхностью» [3, с. 170–171].

Для раннего немого кино, оперировавшего лишь длинными общими планами, снятыми с одной точки, это было действительно великим открытием. Один из его экспериментов впоследствии вошел во все учебники кино — это был знаменитый «эффект Кулешова».

Однако возможностей для постижения тайн кино у режиссера почти не было: после революции, в условиях гражданской войны частные фирмы практически прекратили свою деятельность, а советское кинопроизводство ограничивалось хрониками и политическими агитками. Л. Кулешову тогда удалось снять и смонтировать несколько короткометражных лент. Одна из них под названием «Урал», снятая во время поездки Льва Кулешова и оператора Эдуарда Тиссэ на Восточный фронт, была продана в Америку.

Вот таким — умудренным жизнью, обладающим некоторым профессиональным опытом, в армейском полушубке и лихо сдвинутой набекрень папахе, он появился в киношколе. «Среди учеников я сразу обратил внимание на высокую, очень ритмичную женщину в оранжевом хитоне, отличавшуюся изумительной пластикой. Это была Александра Хохлова» — вспоминал Лев Владимирович.

photo41.jpg

Рис. 1. С. Хохлова и С. Хохлов. Фотоэтюд Л. Кулешов

Александра прекрасно музицировала, рисовала, брала уроки «Выразительного движения» и даже снялась в 1916 году вместе с мужем в фильме «Шквал», но никак не предполагала, что станет профессиональной киноактрисой. В киношколу она попала, в общем, случайно — по совету актера Художественного театра Леонидова, близкого друга дома. Но первый год обучения ей ничего не дал, пока не произошла встреча с Кулешовым. Этот фантастически увлеченный кинематографом человек, помимо таланта режиссера и художника, обладал еще и редким педагогическим даром. Он быстро объединил вокруг себя группу учеников киношколы и начал заниматься с ними по своей системе.

Главным для Кулешова было научить своих воспитанников пониманию того, что кино есть особый вид искусства, обладающий своей спецификой. Эта специфика сказывается и на игре киноактера, которого, в отличие от актера театрального, в мастерской Кулешова называли «натуральщиком» — от слова «натуральный», то есть естественный. Но максимальная естественность на экране может быть достигнута мастерским владением мимикой, жестом, движением [4].

В программу занятий входило изучение системы французского теоретика Ф. Дельсарта, который, связывая движение и жест с ритмом, сформулировал «законы выразительности и гармоничности». Эту систему Кулешов считал наиболее подходящей для тренировки актера немого кино, где пластика имела особое значение. Натурщики много занимались физическими упражнениями — гимнастикой, акробатикой и даже боксом, что впоследствии дало им возможность выполнять любые кинотрюки без дублеров. Обязательными предметами были история и теория кинематографа, изучение основных процессов производства. Таким образом, натурщик получал не только актерское, но и режиссерское образование. Недаром спустя несколько лет многие ученики Кулешова стали выдающимися кинорежиссерами. Костяк мастерской составлял так называемый коллектив Кулешова — Александра Хохлова, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский, Владимир Фогель, Сергей Комаров, Петр Галаджев, Порфирий Подобед. Некоторое время посещал занятия и Сергей Эйзенштейн, будущий создатель «Броненосца» Потемкина». Выразительные возможности актеров прекрасно демонстрировал фотоэтюд, который был составлен из фотографий сделанных Л. Кулешовым в 1923 году, и назывался «Прейскурант работы и живого материала экспериментальной кинематографической лаборатории»

photo57.jpg

Рис. 2. А. С. Хохлова и В. И. Пудовкин. Фотоэтюд Л. Кулешов

В стране царила разруха, кинопленка была огромным дефицитом. В 1921 году с большим трудом Кулешову удалось раздобыть 90 метров пленки на монтажные эксперименты. Тогда ему пришла идея создать «кино без пленки» — короткие спектакли, которые шли на специально оборудованной сцене.

«Фильмы без пленки» пользовались огромным успехом и в художественной жизни Москвы играли не меньшую роль, чем спектакли Мейерхольда, Вахтангова или Таирова.

В духовной жизни России встречаются такие явления. В тисках нужды многое погибло, но лучшее, оттесненное к первоисточникам, закалилось и окрепло.

В 1923 году мастерская Кулешова наконец получила возможность снять свой первый полнометражный фильм «необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Это была веселая комедия, прекрасно демонстрирующая достижения школы Кулешова. Затем последовали детектив «Луч смерти» и психологическая драма «По закону», снятая по рассказу Джека Лондона, пользовавшиеся успехом в эпоху немого кино.

kuleshov.jpg

Рис. 3. Лев Кулешов 1923 г.

В середине двадцатых годов многие ученики Кулешова уже снимали самостоятельно, но сохранили признательность своему учителю. И когда в 1929 году готовилась к публикации книга Льва Владимировича «Искусство кино», ставшая одним из первых теоретических трудов в этой области не только на русском языке, В. Пудовкин, Л. Оболенский, С. Комаров и В. Фогель, в то время уже маститые мэтры кинематографа, написали в предисловии к ней: «Кинематографии у нас не было — теперь она есть». Становление кинематографии пошло от Кулешова [1].

Кулешов первый кинематографист, который стал говорить об азбуке и занялся слогами, а не словами.

По воспоминаниям В. Пудовкина, Л. Оболенского, С. Комарова и В. Фогеля: «Некоторые из нас, работавших в группе Кулешова, определяют как «переплюнувших» своего учителя. Такое заявление чрезвычайно неглубоко. Мы на его плечах прошли через саргассы в открытое море. Мы делаем картины — Кулешов сделал кинематографию» [1].

Лев Кулешов и Александра Хохлова преподавали в институте кинематографии до конца жизни. Они сняли еще несколько фильмов, в том числе свой лучший фильм «Великий утешитель» (1933 г.), в котором продемонстрировали выразительные возможности, как немого, так и звукового кино. И все же период работы в мастерской остается одной из самых ярких страниц в их творчестве — период, когда складывалась уникальная в актерская школа, не имеющая аналогов в истории кино, в сущности начиналось становление мировой кинематографии.

В 1941-м году он издал чуть ли не единственный в своем роде учебник по кинорежиссуре — «Основы кинорежиссуры». Книга переведена на многие языки мира, и простым языком раскладывает по полочкам, что есть кино, процесс его производства и т. п.

И все же период работы в мастерской остается одной из самых ярких страниц в их творчестве — период, когда складывалась уникальная в актерская школа, не имеющая аналогов в истории кино, в сущности начиналось становление мировой кинематографии.

Литература:

  1. Л. Кулешов. Искусство кино. — М.: Теакинопечать, 1929. — 153 с.
  2. Лев Кулешов: биография и фото // FB. URL: https://fb.ru/article/244374/lev-kuleshov-biografiya-i-foto (дата обращения: 05.04.2019).
  3. М. И. Волоцкий. Мигающий cinéma: ранние годы русской кинематографии. Воспоминания, документы, статьи.. — М.: Родина/Титул/Дом Ханжонкова, 1995. — 287 с.
  4. Первому теоретику отечественного кино 113 лет! // ProfiCinema. URL: (дата обращения: 22.03.2019).
  5. Эффект Кулешова — уроки кино // Уроки кино. URL: https://urokikino.ru/effekt-kuleshova/ (дата обращения: 15.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): актерская школа, история кино, кино, лев, мировая кинематография, период работы.


Похожие статьи

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

Период становления кинематографа Великобритании с 1895 по 1908 год в истории принято

Только приход в кинематограф молодых увлеченных кино людей, в их числе Альфреда

Вторая Мировая война изменила лицо британского кино, она внесла в него реализм и даже...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Ключевые слова: введение, развитие киноискусства, философия кинематографа, кино.

В своей работе я хотела бы изучить историю развития кинематографа, его влияние на

Десятки миллионов людей могут посмотреть шедевры мирового кино, не выходя из дома.

Этапы формирования кинематографа: социокультурный аспект

Ключевые слова: Введение, Кинематограф, Зарождение кинематографа, Технические особенности кинематографа, Кино. Введение. Кинематограф — вид современного изобразительного искусства, изобретенный в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке.

Корейский кинематограф в период японской оккупации...

Современный корейский кинематограф берет свое начало в период японской оккупации. В статье рассматриваются процесс зарождения и становления корейского кино, условия его формирования и основные достижения.

Жанры в кинематографе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена образования жанров в кинематографе и их основных категорий. Рассматриваются теоретические и практические модели образования жанров. А также некоторые жанровые особенности кино.

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Образ героя в историческом кино несет огромную смысловую нагрузку и высокий «коэффициент» нравственной оценки. Режиссеры советского кино при создании исторических фильмов пытались найти яркую черту характера в своем герое, подчеркнуть ее, сделать...

Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале...

Ключевые слова: экранизация, кинематограф, литература, компьютерные игры, ужасы, фэнтези. Кино считается одним из самых молодых искусств, но в то же время самым массовым. Сначала это были документальные немые чёрно-белые картины, длиной в несколько секунд.

История и развитие узбекского искусства кино | Статья в журнале...

Искусство кино появилось в одно время с кинематографом. А кинематограф появился с развитием науки и

В связи с новым подходом к организационным и творческим работам, опыту

Наби Ганиев считается основателем узбекского кино, его фильмы получили мировую...

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

Цель: способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов через киноискусство. Задачи: − Познакомить с киноискусством в годы Великой Отечественной Войны...

Похожие статьи

Отображение Великобритании в кинематографе | Молодой ученый

Период становления кинематографа Великобритании с 1895 по 1908 год в истории принято

Только приход в кинематограф молодых увлеченных кино людей, в их числе Альфреда

Вторая Мировая война изменила лицо британского кино, она внесла в него реализм и даже...

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Ключевые слова: введение, развитие киноискусства, философия кинематографа, кино.

В своей работе я хотела бы изучить историю развития кинематографа, его влияние на

Десятки миллионов людей могут посмотреть шедевры мирового кино, не выходя из дома.

Этапы формирования кинематографа: социокультурный аспект

Ключевые слова: Введение, Кинематограф, Зарождение кинематографа, Технические особенности кинематографа, Кино. Введение. Кинематограф — вид современного изобразительного искусства, изобретенный в XIX веке и ставший самым популярным в XX веке.

Корейский кинематограф в период японской оккупации...

Современный корейский кинематограф берет свое начало в период японской оккупации. В статье рассматриваются процесс зарождения и становления корейского кино, условия его формирования и основные достижения.

Жанры в кинематографе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена образования жанров в кинематографе и их основных категорий. Рассматриваются теоретические и практические модели образования жанров. А также некоторые жанровые особенности кино.

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Образ героя в историческом кино несет огромную смысловую нагрузку и высокий «коэффициент» нравственной оценки. Режиссеры советского кино при создании исторических фильмов пытались найти яркую черту характера в своем герое, подчеркнуть ее, сделать...

Экранизация как форма киноискусства | Статья в журнале...

Ключевые слова: экранизация, кинематограф, литература, компьютерные игры, ужасы, фэнтези. Кино считается одним из самых молодых искусств, но в то же время самым массовым. Сначала это были документальные немые чёрно-белые картины, длиной в несколько секунд.

История и развитие узбекского искусства кино | Статья в журнале...

Искусство кино появилось в одно время с кинематографом. А кинематограф появился с развитием науки и

В связи с новым подходом к организационным и творческим работам, опыту

Наби Ганиев считается основателем узбекского кино, его фильмы получили мировую...

Отражение Великой Отечественной войны в советском...

Цель: способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов через киноискусство. Задачи: − Познакомить с киноискусством в годы Великой Отечественной Войны...

Задать вопрос