Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 24.10.2019

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Евсюкова, М. Н. Личностно ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников / М. Н. Евсюкова, И. В. Никульникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 239-242. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63302/ (дата обращения: 05.03.2021).



Обосновываются личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников. Представлена Модель художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, дошкольники, художественно-эстетическое образование.

Актуальность исследования обоснована тем, что в основу содержания художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста закладывается интеграция когнитивной и творческой деятельности, реализуемая на основе приоритета содержания по отношению к методам обучения. Личностно-ориентированные технологии художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста, реализуемые в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации, способствуют формированию личности, способной к развитию своих возможностей.

Важность образования, ориентированного на личность, обосновали ученые Е. М. Беспаленко, Е. В. Бондаревская, М. В. Богуславский, О. С. Газман, Э. Н. Гусинский, Е. И. Казакова, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, А. С. Фетисов, И. С. Якиманская и др.

Личностно-развивающие функции обучения отражены в работах З. И. Васильевой, Л. А. Кунаковской, Т. И. Мальковской, А. П. Тряпициной и др.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения о теории личности Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.

Процесс художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста основывается на методах воспитания и организации детской деятельности (В. И. Андреева, В. И. Волынкин, В. А. Запорожец, Столяров и др.).

Проблемы художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста на современном этапе определяются условиями, характеризующими жизнь современного общества: реализация ФГОС ДО, возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношения к духовно-эстетическим ценностям, утрата духовно-нравственного потенциала из-за насаждения псевдокультуры с Запада. Поэтому на первый план выдвигается задача первостепенного развития общекультурных компонентов в содержании дошкольного образования с целью формирования мировоззрения личности ребенка.

В связи своевременным является реализация личностно-ориентированного образования, которое отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, реализация которого предполагает формирование нового мировосприятия детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Исходя из этого, возникает необходимость формирования начальных многофункциональных ключевых компетенций детей дошкольного возраста как интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизни и деятельности (А. Г. Гогоберидзе) [3].

Художественно-эстетическое образование дошкольника формируется в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как познавательная активность, эмоциональная компетентность, самостоятельность, инициативность и др. (И. А. Лыкова) [4].

Таким образом, сформулирована цель исследования — разработка педагогических условий реализации личностно-ориентированных технологий в художественно-эстетическом образовании дошкольников.

Объект исследования — художественно-эстетическое образование дошкольников.

Предмет исследования — личностно-ориентированные технологии, реализуемые при художественно-эстетическом образовании дошкольников.

В соответствии с целью исследования выделены следующие особенности реализации личностно-ориентированных технологий при художественно-эстетическом образовании:

а) обеспечение условий, способствующих развитию и саморазвитию личности ребенка, основываясь на диагностике его индивидуальных особенностей как субъекта познания и игровой деятельности;

б) предоставление каждому ребенку возможности реализовать себя в художественном творчестве;

в) выбор содержания, средств образования таким образом, чтобы ребенок мог проявить инициативу к образовательным событиям;

г) организация педагогического процесса, способствующего развитию творческого мышления.

Методы исследования ииспытуемые

В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 57» г. Воронеж и дошкольники средней группы МК ДОУ Воронцовский детский сад, Воронежская область.

Методы исследования: разработка модели художественно-эстетического образования дошкольников в ДОО с использованием личностно-ориентированных технологий.

модель евсюкова19.jpg

Рис. 1

Личностно-ориентированные технологии в модели опираются на личностные достижения, способности и мотивацию, которые реально есть у ребенка, составляют уникальный багаж его личности, и личностно-ориентированные технологии, должны нести в себе целенаправленное влияния на ребенка в процессе художественно-эстетического образования.

Личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании дошкольников представляет собой целостную, системно организованную деятельность воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, позволяющую ребенку в наиболее благоприятной форме совместить решаемые им задачи собственного развития, художественно-эстетического образования через образовательные события.

Реализация Модели позволила сделать следующие выводы: личностно-ориентированные технологии в художественно-эстетическом образовании, управляемые целенаправленной мотивацией, способствует развитию личностных качеств дошкольников; конструктивная возможность реализации личностно-ориентированных технологий раскрывается в создании условий, отраженных в модели.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Новые взгляды на творческие способности. Вестник ВОИПКРО выпуск № 11, Воронеж-2004, с.96–103.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст]. / Л. С. Выготский. 5-е изд. — Москва: ЛАБИРИНТ, 2004.-413 с.
  3. Гогоберидзе, А. Г. Образовательная область «Музыка» [Текст]: как работать по программе «Детство» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2013. — 247 с. — ISBN 978–5–89814–816–4
  4. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [Текст]: новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. — М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. — 136 с.: ил. — ISBN 978–5–4310–0168–0
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое образование дошкольников, дошкольный возраст, художественно-эстетическое образование, художественно-эстетическое образование детей.


Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор : Кабанова Наталья Николаевна.

Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитиедошкольников... Содержание художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Авторы: Кайсаканова Татьяна Андреевна, Зуйкова Галина

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном...

Качество художественно-эстетического развития детей как...

Ключевые слова: качество образования, факторы качества дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие, оценка качества художественно-эстетического развития, эффективность работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания — сложное социально-психологическое образование — эстетический вкус.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в...

Анализ современной дошкольной образовательной организации...

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны...

дошкольный возраст , художественно - эстетическое развитие...

Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновывается актуальность использования потенциала социума в процессе художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор : Кабанова Наталья Николаевна.

Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитиедошкольников... Содержание художественно -эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в современных образовательных программах ему отводится...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Авторы: Кайсаканова Татьяна Андреевна, Зуйкова Галина

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора. Кусукина Людмила Алексеевна, воспитатель. МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара. Современный этап развития системы дошкольного образования подтверждает интерес на государственном...

Качество художественно-эстетического развития детей как...

Ключевые слова: качество образования, факторы качества дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие, оценка качества художественно-эстетического развития, эффективность работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]

Еще одна категория художественно-эстетического воспитания — сложное социально-психологическое образование — эстетический вкус.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских

Содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста определено документами в области дошкольного образования и в...

Анализ современной дошкольной образовательной организации...

Анализируется художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в образовательной организации. Выделены существенные признаки, касающиеся художественно-эстетического развития дошкольников и на основе изученного сделаны...

дошкольный возраст , художественно - эстетическое развитие...

Художественно-эстетическое образование рассматривается в контексте социально-педагогического подхода. Обосновывается актуальность использования потенциала социума в процессе художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста.

Задать вопрос