Отдельные аспекты обеспечения и реализации свободы передвижения и выбора места жительства человека и гражданина в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (281) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.10.2019

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Иванов, В. С. Отдельные аспекты обеспечения и реализации свободы передвижения и выбора места жительства человека и гражданина в Российской Федерации / В. С. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63262/ (дата обращения: 25.02.2021).



Реализация права человека на свободу передвижения и выбора места жительства является основной гарантией свободы личности, необходимым условием ее развития. Положения статьи 27 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данные права имеют естественный, неотъемлемый характер. [1] Использование гражданином права свободы выбора своего местонахождения является основанием для реализации иных прав и свобод, возникновением правоотношений, в том числе, прав и обязанностей у третьих лиц. Актуальным вопросом является механизм реализации принадлежащего права и взаимосвязь с обязанностями гражданина.

Нормативное закрепление данных свобод находит свою регламентацию в положениях Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242–1 (далее — Закон о свободе передвижения), статья 1 определяет право гражданина Российской Федерации иметь свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В свою очередь, реализация права свободы передвижения находит своё отражение в правовой процедуре по регистрационному учёту. Так, в соответствии со ст. 2 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации представляет собой государственную деятельность по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан по месту пребывания, по месту жительства, снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. [2] Стоит обратить внимание, что статья 2 определяя положение данного права, указывает, что регистрационный учет граждан является необходимостью с целью осуществления и обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Аналогичные положения о необходимости таких действий закреплены в ч. 1 пункте 1 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета). Ведение государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации, обработка персональных данных возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел. [2;3] Таким образом, государственная услуга по регистрационному учёту, исходя из положений закреплённых норм, направлена на обеспечение необходимых условий гражданам для реализации их прав и свобод, и исполнения ими обязанностей перед иными лицами правоотношений. Такое регламентирование направлено на полноценную реализацию и защиту прав граждан непосредственно в месте их территориального нахождения.

Представляется, что регистрация места нахождения является реализацией права на свободу передвижения и выбора места жительства. Стоит подчеркнуть, законодатель прямо указывает, что лицо обязано регистрировать своё место пребывания или проживания, но также отмечает, что отсутствие таких сведений не является основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. При этом, ст. 2 Закона о свободе передвижения прямо предусматривает, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства. [2] Тем самым, право свободы передвижения взаимосвязано с обязанностью уведомления лицом своего местонахождения. В этом правовом аспекте стоит обратиться к правовым позициям Конституционного суда РФ, которые отражают правовые реалии в целом. Так, указывается, что информирование физическим лицом органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства является не только его правом, но и обязанностью. Так же, Конституционный суд РФ разъясняет, что регистрация по месту пребывания или жительства не порождает права и обязанности, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Уполномоченный орган власти по предоставлению регистрационного учета вправе только удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, регистрационный учет не может носить разрешительного характера. Отдельно отмечается, в конкретных обстоятельствах отсутствие регистрации по месту нахождения может создать неудобства в правоотношениях, что может повлиять на ограничения прав личности и привести к нарушению прав и свобод других лиц. [5] Таким образом, осуществление права свободы передвижения находит выражение в обязанности уведомления государства о своём местоположении, которое не должно ограничивать это право.

Стоит отметить, что свобода передвижения и места жительства, может быть ограничена. Анализируя положения Статьи 8. Закона о свободе передвижения ограничения связаны, непосредственно, с защитой жизни и здоровья человека и иных прав и свобод, и особым статусом отдельных земель. В свою очередь, при регистрационном учёте если лицо подало все необходимые документы для осуществления регистрации по месту жительства или пребывания отказ в предоставления государственной услуги не имеет место быть. [2;4] Тем самым, исполнительный орган власти подтверждает право свободы передвижения гражданина, удостоверяя факт его волеизъявления.

Анализируя вышеуказанные нормативные положения, стоит говорить, что реализация свободы передвижения и выбора места жительства находит своё отражение в процедуре регистрации лицом места своего нахождения, которая является обязательной, с целью осуществления гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Следовательно, диспозитивный характер свободы места передвижения и места жительства, взаимосвязан императивным обязательством регистрации такой свободы, что обосновано обеспечением стабильности правоотношений граждан и выполнения физическими лицами обязанностей перед другими субъектами права, но которая, в частности, имеет уведомительный характер. При этом отмечается, что наличие или отсутствие регистрационных данных не умаляет права и свободы лица. Стоит говорить о наличии формальной неопределённости, с одной стороны, обязательность изменений регистрационных данных для реализации прав, свобод и обязанностей, с другой стороны, свободой передвижения и, как отмечалось, уведомительный характер данной свободы. Возникновения определённых правоотношений и реализация прав и свобод неразрывно связано с местом пребывания физического лица, которое может быть фактическим и не совпадать с местом постоянного проживания, а после осуществления процедуры регистрации является юридическим фактом, порождая тем самым права и обязанности лица. Регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета данного личного права. Представляется, что таким способом, государственная политика направлена на индивидуализацию личности в пространственном нахождении для всесторонней реализации её прав и обязанностей, с целью предупреждения и недопущения ограничений прав и свобод личности, гражданина Российской Федерации.

Литература:

  1. Конституции Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.constitution.ru/
  2. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242–1 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/
  3. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/10103761/
  4. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71816154/
  5. Информация Конституционного Суда Российской Федерации О конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2009–2011 годов) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Informationks/Pages/AspectKS.aspx
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, свобода передвижения, место пребывания, место жительства, регистрационный учет, регистрационный учет граждан, свобода, выбор места жительства, гражданин, уведомительный характер.


Похожие статьи

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Проведен анализ проблем института регистрации граждан Российской Федерации по месту

Выбирая место жительства, гражданин должен иметь право сам определять конкретное место

Право на свободу избрания места жительства — это негативное право человека, а...

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской...

Российская Федерация , место жительства , место...

Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места

Основные термины (генерируются автоматически) : свобода передвижения, Российская Федерация, выбор места пребывания, место жительства...

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима...

- обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также миграционный учет граждан иных государств: воинский, статистический учет процесса миграции, учет состава и численности проживающего на конкретной территории населения (в целях формирования избирательных...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по...

Хотя регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в соответствии с действующим законодательством носит уведомительный характер, но с учетом социально-экономической обстановки данный институт находит реализацию в разрешительной...

Юридические проблемы лиц без определенного места...

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации» от 25.06.1993 n 5242–1

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет...

документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Рассмотрим наиболее значимые из них. Так, еще с 2010 года, граждане вправе...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет...

 информация, указывающая на возможные нарушения гражданами и (или) должностными лицами законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и обоснованность ее проверки с...

Проблема ограничения правовых интересов бездомных граждан...

Таким образом, передвижение бездомных граждан по стране ущемляется правом на выбор места жительства, поскольку отсутствует возможность получить регистрацию по месту проживания. В результате чего данная этно-категория социума, проживающая без регистрации...

Похожие статьи

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Проведен анализ проблем института регистрации граждан Российской Федерации по месту

Выбирая место жительства, гражданин должен иметь право сам определять конкретное место

Право на свободу избрания места жительства — это негативное право человека, а...

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации — государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской...

Российская Федерация , место жительства , место...

Конституционное и законодательное регулирование права граждан РФ на свободу передвижения и выбор места

Основные термины (генерируются автоматически) : свобода передвижения, Российская Федерация, выбор места пребывания, место жительства...

Актуальные проблемы паспортно-регистрационного режима...

- обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также миграционный учет граждан иных государств: воинский, статистический учет процесса миграции, учет состава и численности проживающего на конкретной территории населения (в целях формирования избирательных...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по...

Хотя регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в соответствии с действующим законодательством носит уведомительный характер, но с учетом социально-экономической обстановки данный институт находит реализацию в разрешительной...

Юридические проблемы лиц без определенного места...

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации» от 25.06.1993 n 5242–1

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет...

документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Рассмотрим наиболее значимые из них. Так, еще с 2010 года, граждане вправе...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет...

 информация, указывающая на возможные нарушения гражданами и (или) должностными лицами законодательства Российской Федерации о регистрационном учете граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и обоснованность ее проверки с...

Проблема ограничения правовых интересов бездомных граждан...

Таким образом, передвижение бездомных граждан по стране ущемляется правом на выбор места жительства, поскольку отсутствует возможность получить регистрацию по месту проживания. В результате чего данная этно-категория социума, проживающая без регистрации...

Задать вопрос