Китайская Народная Республика — крупнейшее по численности населения государство в мире (свыше 1,4 миллиарда человек). При такой плотности населения проблема сиротства не могла обойти эту страну стороной. Там, как и во всем мире, каждый ребенок хочет жить и воспитываться в семье. Для тех детей, которые по той или иной причине остались без попечения родителей существует форма семейного воспитания — усыновление.
Основной документ, содержащий правила усыновления в Китае — закон КНР «Об усыновлении» от 29.12.1991 [1]. Согласно названному закону в Китае можно усыновить несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 14 лет следующих категорий: 1) сироты, не имеющие отца и матери; 2) подкидыши и дети, чьи биологические родители не могут быть установлены; 3) дети, чьи биологические родители не могут их воспитывать в силу особых трудностей.
В Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»: «усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:
– умерли;
– неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
– признаны судом недееспособными;
– лишены судом родительских прав;
– дали в установленном порядке согласие на усыновление;
– по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания» [2].
Требования, предъявляемые к усыновителям в Китае и России схожи, за исключением нескольких положений. В законе КНР, помимо условий о способности воспитывать и дать образование усыновляемым детям, а также условий об отсутствии болезней, при которых с медицинской точки зрения усыновление детей не допустимо, существуют два общих положения, которых в законодательстве РФ нет. Речь идет о том, что кандидаты в усыновители должны быть в возрасте от 30 лет и при этом у них не должно быть детей. Несмотря на это следует указать, что в законе существует исключение: «При усыновлении детей кровных родственников по боковой линии того же поколения в пределах трех степеней родства зарубежными китайцами также может не применяться требование об отсутствии детей у усыновителя».
Помимо этого, согласно статье 8 закона «Об усыновлении», усыновитель может усыновить только одного ребенка, исключение составляют случаи, когда усыновляются сироты, дети-инвалиды, а также находящиеся на содержании органа социального благосостояния подкидышей или дети, чьи биологические родители не могут быть установлены.
В настоящее время в России нет запрета на усыновление только одного ребенка. Однако Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» [3]. Данный законопроект предусматривает внесение нового пункта в статью 125 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) в следующем виде: «В целях успешной адаптации усыновленных детей последующее усыновление детей гражданами, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), допускается по истечении года с момента вступления в силу решения суда о предыдущем усыновлении указанными гражданами ребенка или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанных граждан опекунами (попечителями) (за исключением случаев усыновления детей, находящихся у них под опекой (попечительством), усыновления братьев и сестер ребенка, в случае их неодновременного усыновления, а также усыновления детей, являющихся родственниками указанных граждан)».
Ужесточение правил усыновления детей и введение временных рамок, в течение которых семьи не могут усыновить больше одного ребенка, являются целесообразными. Поскольку первостепенной задачей должны стоять воспитание, образование, социализация детей и забота об их психоэмоциональном состоянии. Данное нововведение поможет уменьшить число возвратов детей обратно в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку у ребенка будет время адаптироваться в новой семье, привыкнуть к усыновителям и тем самым исключается конфликт интересов, который был бы возможен при одновременном усыновлении нескольких детей.
Согласно пункту 1 статьи 127 СК РФ усыновителями могут быть совершеннолетние лица [4]. То есть в соответствии с российским законодательством возрастной ценз для лиц, желающих усыновить ребенка ниже, чем в Китае, поскольку ранее упоминалось, что в соответствии с законом «Об усыновлении» усыновители должны достичь возраста 30 лет.
Также следует обратить внимание на нормы, касающиеся разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым. В КНР эта разница должна составлять не менее 40 лет при удочерении ребенка женского пола мужчиной, не имеющим супруги. А в РФ согласно статье 128 СК РФ разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Перечень уважительных причин определен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»: усыновление ребенка отчимом (мачехой); когда суд признает, что имеются уважительные причины для усыновления ребенка не состоящим в браке лицом при наличии разницы в возрасте между ними менее шестнадцати лет (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т. п.) [5].
Следует отметить, что в Китае норма о разнице в возрасте распространяется только на мужчин, в то время как в России на лиц обоего пола.
В законе «Об усыновлении» закреплена статья, позволяющая иностранным гражданам усыновлять детей в КНР. Процедура подобного усыновления состоит из двух основных этапов: 1) согласие компетентного органа страны проживания кандидата в усыновители в соответствии с законодательством данного государства; 2) проверка и регистрация документов органом по усыновлению в Китае, уполномоченному КНР.
В Российской Федерации согласно п. 4 ст. 124 СК РФ: «Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 настоящего Кодекса».
Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что иностранцам усыновить ребенка в Китае проще, чем в России, поскольку для законодательства РФ в приоритете находится передача детей либо гражданам своей страны, либо родственникам ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от их гражданства и места жительства.
К числу схожих положений в процессе усыновления в КНР и РФ следует отнести необходимость получения согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет на его усыновление, а также существование тайны усыновления. В России тайна усыновления охраняется законом и предусмотрена уголовная ответственность за ее разглашение. А в Китае согласно статье 22 закона «Об усыновлении»: «Если усыновитель и (или) усыновляемый требует сохранения тайны усыновления, другие лица обязаны уважать желание не раскрывать данную тайну».
После проведенного анализа можно сделать вывод о том, что требования к кандидатам в усыновители в Российской Федерации и Китайской Народной Республике имеют свои сходства и различия, которые обусловлены культурой, историей и политическими особенностями каждой из этих стран. Однако, несмотря на это, приоритетным для каждого государства остается охрана и защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература:
- Закон КНР «Об усыновлении» (в редакции 1998 г.) // Законодательство Китая на русском языке. URL: https://chinalaw.center/civil_law/china_adoption_law_revised_1998_russian/\ (дата обращения: 15.10.2019).
- Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=75701 (дата обращения: 15.10.2019).
- Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. — 27.01.1996. — № 17. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».