Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Селиверстов А. С., Уткин Д. Ю., Постнов В. В., Семидотченко А. Р., Николаева К. А. Мозговой штурм как инструмент управления качеством на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 225-227. — URL https://moluch.ru/archive/280/63222/ (дата обращения: 14.12.2019).



В этой статье будет рассмотрен мозговой штурм, как один из возможных инструментов управления качеством. Его влияние на решение поставленных задач, выявленных проблем и создания интересных мыслей для компании. Также будут рассмотрены правила, которые необходимо соблюдать при проведении мозгового штурма, выявлены все этапы и виды данного инструмента, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: мозговой штурм, участник, SCAMPER, генератор идей, распределение задач, решение проблем, команда

Мозговой штурм является актуальным в наши дни, так как он способствует эффективной командной творческой деятельности, приводящей к решению поставленных задач [1]. Такая методика применяется во многих отраслях деятельности и на многих производствах. В процессе командной работы создаются новые идеи, выдвигаются не стандартные решения возникших проблем. Впервые о мозговом штурме написал исследователь Алекс Осборн в 1953 году. Его книга породила новое направление неординарного мышления, которое стали использовать.

Мозговой штурм хорошо работает в команде. Количество участников тоже играет свою роль. Так если команда состоит из маленькой группы, то, скорее всего некоторые идеи просто не будут озвучены и разобраны в ходе процесса. При слишком большом количестве участников есть вероятность потерять контроль процесса, и начнется хаос. Данный метод хорошо используется на различных предприятиях для решения каких-либо ситуаций, например возникновение бракованной продукции. Команда компетентных работников, которые имеют необходимые знания и во время проведения мозгового штурма генерируют нетривиальные и важные решения проблемы.

Правила мозгового штурма.

Чтобы процесс протекал в положительной динамике необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Можно выдвигать абсолютно разные идеи, даже если они со стороны выглядят совершенно нелепыми;
  2. Стараться избегать критических замечаний по идеям;
  3. Необходимо предлагать как можно большее количество идей, даже если они не будут хорошими;
  4. Выдвинутые предложения нужно видоизменять и комбинировать с другими идеями, чтобы прийти к лучшему решению проблемы [2].

За исполнением правил следит руководитель мозгового штурма. Также в его обязанности входит предупреждение критики при обсуждении разных предложений. Вообще руководитель стремится создать хорошую психологическую обстановку в коллективе. Не делать перерывы в работе, это может значительно сказаться на эффективности выдвигаемых идей.

Этапы мозгового штурма.

Весь процесс в основном состоит из трех важных этапов, которые необходимо соблюдать, чтобы сам процесс прошел успешно.

1) Проблема, сбор участников и распределение задач между ними

Для успешного проведения мозгового штурма необходимо на первом этапе подготовиться со всей ответственностью. Сначала выдвигается некая проблема, возникшая в организации и требующая оптимального варианта решения. Желательно суть проблемы составить заранее и нужно, чтобы ее поняли все будущие участники. После усвоения поставленной задачи можно приступать к подбору людей для ее решения.

Дальше идет подбор участников. Желательно искать таких людей, которые смогут без проблем сотрудничать между собой. Чем лучше будет психологическая обстановка в коллективе, тем качественнее пройдет мозговой штурм. Принимать участие должны участники со всех сторон, люди, которые будут влиять на решение поставленной задачи. Также люди, на которых повлияет принятое решение. Оптимальное количество участников должно быть в пределах от 5 до 9 человек.

После сбора всех участников между ними идет распределение ролей. Распределение задач должны выполнять люди, которые хорошо знают их и имеют предрасположенность к ним. Основные роли мозгового штурма: ведущий команду, вдохновитель, генератор идей, аналитик, изыскатель, гармонизатор. Если нет возможности распределить все роли, то можно использовать, хотя бы основные, это ведущий, вдохновитель, генератор идей и контролер.

2) Создание идей

Эффективность работы команды во многом зависит от опытности главного ведущего. Ведь мозговой штурм подразумевает интересную командную работу. В начале процесса включаются люди ответственные за генерирование предложений. После уже другие члены команды. Куратор следит участниками, чтобы все они влились в процесс. После того как все участники включатся в работу генерировать новые идеи можно в произвольной последовательности. Очень важно, чтобы команда предложила как можно больше идей. Так для сообщества из 5 или 8 человек, 100 идей вполне нормальный результат. В процессе выдвигания идей они должны фиксироваться ответственным человеком за ведение записей. Записывание идей ведется на доске или флипчарте и все участники должны видеть эти идеи. Присутствие критики недопустимо и куратор должен следить за этим.

При длительной деятельности мозга могут перестать появляться новые предложения или будут озвучиваться те идеи, которые уже были. В этом случае стоит сделать следующее:

− остановиться на более перспективных идеях, обсудить их;

− сделать небольшой перерыв в мозговом штурме, отложить на несколько часов или дней;

− все участники заблаговременно перед штурмом составляют список и в процессе вычеркивает уже озвученные идеи [5].

Также в помощь можно использовать некоторые методы: Post-up, ТРИЗ, метод шести шляп, SCAMPER. При внедрении этих шпаргалок можно придумать нестандартные решения проблемы.

  1. Отбор, группировка и оценка предложений

Последний этап мозгового штурма очень важен для принятия нужного решения. Именно на данном этапе выделяют самые подходящие идеи, которые приводят штурм к общему итогу. Успешный итог 3 этапа зависит от общих усилий команды, направленный на поиск решения проблемы.

На данном этапе ответственные люди проводят оценку всех записанных идей на эффективное исполнение, расчет рисков, предлагают возможные идеи для воплощения их в реальность. Если при обсуждении какой-то хорошей идеи часть команды не согласна, то проводят голосование. Окончанием мозгового штурма можно считать полное согласие всех участников с отобранным решением из всех существующих. При правильной организованной работе можно будет найти решение проблемы, с которой будут согласны все члены команды и организовать ее эффективное претворение в жизнь.

Виды мозгового штурма.

Существует множество разных видов, которые подходят для принятия решений по разным задачам. Визуальный мозговой штурм, при быстром потоке предложений необходимо успеть их записать на доску. Принцип визуального штурма сводится к быстрой реакции, отсутствий критики и гибкому мышлению. Брейнрайтинг: основная суть сводится к письменному написанию предложений на листе бумаги [4]. Далее все участники меняются своими листами. Вновь рождаются идеи у соседа, который ее записывает и передает дальше. Такой обмен информацией длится около 15 минут. Обратный мозговой штурм: такой метод штурма больше подойдет для создания какого-то нового товара или его улучшение. Основная суть состоит со списка всех отрицательных свойств товара или услуги. Далее в процесс включается ничем не ограниченная критика. Таким образом, в итоге создается полный список дефектов, недостатков проблем. Благодаря этому списку можно составить портрет конкурентоспособности.

Преимущества мозгового штурма.

Мозговой штурм имеет преимущества по сравнению с обычной коллективной работы. Самый основной плюс этого штурма в том, что к решению задачи можно подойти с творчеством. Обсуждение и придумывание идей проходит в комфортной психологической обстановке. Весь коллектив полностью увлечен процессом поиска предложений и их обсуждений. В этом методе поощряется воображение, раскованность, выход за рамки обычного мышления, чувствование ситуации. Недопустимо использовать четкий план действий при поиске идей, отсутствие эмоциональности. В процессе выдвинутые участниками идеи дорабатываются, обсуждаются и вносятся дополнительные поправки.

Недостатки мозгового штурма.

Кроме плюсов в штурме есть и некоторые минусы, которые следует учесть. К ним относятся:

  1. недостаточный опыт куратора;
  2. проблемы с генерированием новых идей;
  3. трудность выбора из большого количества предложенных идей самой эффективной [3].

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. Данный метод играет важную роль в любой организации. Развитие творческого потенциала сотрудников увеличивает ценность ресурсов компании, улучшает разговорные навыки у руководителей и сотрудников. Руководитель должен всегда использовать этот метод для более рационального принятия решений. Также данный метод способствует решению сложных проблем и задач, выход из сложных ситуаций.

Литература:

  1. Васин С. Г. Управление качеством. всеобщий подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 404 c.
  2. Антохина Ю. А. Современные инструменты менеджмента и качества / Ю. А. Антохина. — СПб.: ГУАП, 2017. — 238 c.
  3. Вдовин С. М. Система менеджмента качества организации: учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 299 c.
  4. Better Brainstorming // Harvard Business Review. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.mindtools.com/brainstm.html.
  5. 4 Steps to Successful Brainstorming // Forbes. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.forbes.com/sites/susanadams/2013/03/05/4-steps-to-successful-brainstorming/#6e6fa3c05992.
Основные термины (генерируются автоматически): мозговой штурм, идея, SCAMPER, участник, распределение задач, генератор идей, решение проблемы, член команды, поставленная задача, команда.


Похожие статьи

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

В методологии и теории проведения мозгового штурма ключевыми являются следующие

1. Функция создания идей и творческого подхода к решению проблем, т.е порождение новых

Количество выдвигаемых идей является основным критерием эффективности мозгового...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы

Главная задача ученика — записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Активные методы обучения как средство формирования...

Основные роли в мозговом штурме это «генераторы» идей, «аналитики» идей и ведущий (руководитель, обычно

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Метод проектов как средство развития творческой...

на слух и понимать основные идеи; при чтении понимать тексты, построенные на частотном

процессе обучения представляет собой двадцатиминутное решение проблемы, в которой

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой...

О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии»

Технология перекрестной наметки идей очень похожа на метод мозгового штурма, однако, в этой технологии идеи не называются модератору, а записываются участниками. При перекрестной наметке идей так же как при мозговом штурме участники должны взаимно...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи

Использование технологии стратегических сессий...

Сотрудникам отводятся решение определенных задач, в то время как вопрос о

Это стратегические сессии. Они отличаются от стандартных совещаний или мозговых штурмов.

Выявление и решение адаптивных проблем требует наличия совершенно определенных...

Похожие статьи

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры

В методологии и теории проведения мозгового штурма ключевыми являются следующие

1. Функция создания идей и творческого подхода к решению проблем, т.е порождение новых

Количество выдвигаемых идей является основным критерием эффективности мозгового...

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разных задач. Он активно развивает концентрацию внимания.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная...

Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы

Главная задача ученика — записать свои мысли перед тем, как прочитать текст, а

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Активные методы обучения как средство формирования...

Основные роли в мозговом штурме это «генераторы» идей, «аналитики» идей и ведущий (руководитель, обычно

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования

Метод мозгового штурма разделяется на два этапа решения задачи...

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

«Мозговой штурм» — это технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Метод проектов как средство развития творческой...

на слух и понимать основные идеи; при чтении понимать тексты, построенные на частотном

процессе обучения представляет собой двадцатиминутное решение проблемы, в которой

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой...

О технологии обучения «Перекрестная наметка идей» и «Аналогии»

Технология перекрестной наметки идей очень похожа на метод мозгового штурма, однако, в этой технологии идеи не называются модератору, а записываются участниками. При перекрестной наметке идей так же как при мозговом штурме участники должны взаимно...

Эффективность группового обучения и его влияние на...

Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам...

Метод мозгового штурма (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи

Использование технологии стратегических сессий...

Сотрудникам отводятся решение определенных задач, в то время как вопрос о

Это стратегические сессии. Они отличаются от стандартных совещаний или мозговых штурмов.

Выявление и решение адаптивных проблем требует наличия совершенно определенных...

Задать вопрос