Тенденции развития менеджеров в XXI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.10.2019

Статья просмотрена: 1355 раз

Библиографическое описание:

Пиманихина, Ю. С. Тенденции развития менеджеров в XXI веке / Ю. С. Пиманихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 199-204. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63202/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрен термин «менеджер» и его применение. Представлены основные задачи, которые должен выполнять менеджер. Кроме того, проведен анализ менеджеров США, Японии, Германии. Выявлены личностные и профессиональные качества современного менеджера.

Ключевые слова: менеджер, задачи, личностные качества, профессиональные качества.

В современных условиях менеджер является одним из основных ресурсов организации. Этот ресурс на рынке труда, как самый дорожающий, так и быстрее всего обесценивающийся. Стать настоящим современным менеджером, либо постоянно поддерживать и развивать профессиональные и личностные качества такого менеджера не так-то просто. Вложения в менеджеров, как и требования организаций к ним, постоянно растут. И с каждым новым поколением удваиваются.

В настоящее время под менеджером понимается руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность и наделен полномочиями в сфере принятия решений по определенным видам работы компании, которая функционирует в обстоятельствах рынка. Считается, что решения, принятые менеджером обоснованы и вырабатываются основе применения новых способов управления: многовариантных расчетов при помощи компьютерной техники.

Термин «менеджер» довольно широко применяется, его употребляют, например, к:

– к организатору определенных видов деятельности в границах отдельных подразделений или программно-целевых групп;

– к руководителю компании в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

– к руководителю по отношению к подчиненным;

– к администратору любого уровня управления, который организует работу по современным методам. (Друкер, Питер Ф., 2016, с. 134)

На рисунке 1 представлены задачи современного менеджера.

Рис. 1. Задачи менеджера

В любом случае задачей современного менеджера будет создание постоянно развивающего потенциала подчиненных, способствующего на протяжении длительного времени реализацию поставленных коллективу целей. И для выполнения поставленных задач менеджер должен не только обладать определенными навыками руководителя, но постоянно развивать и повышать организаторские, профессиональные и личностные качества. Быть менеджером — значить разделять ответственность и за успехи, и за просчеты организации.

Несомненно, формирование образа идеального современного менеджера происходило в процессе веков. История науки менеджмента и современные взгляды на неё подразумевают под менеджером, прежде всего, человека, обладающего своими качествами и чертами характера. При этом одни качества способствуют продуктивной менеджерской деятельности, а другие — нет.

На вопрос: каким должен быть настоящий современный менеджер и какими же качествами обладать? — каждый специалист в области управления отвечает по-своему. Так, США обладает богатейшим опытом менеджмента. Менеджеры из Америки всегда выделялись высокими деловыми качествами. Максимально коротко сущность американской модели менеджмента можно представить одним словом — индивидуализм. Современные, в особенности молодые, менеджеры применяют более человечный, демократический стиль управления. Начальник на первое место среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с сотрудниками. Тем не менее, согласно суждению американских специалистов по менеджменту, данное совершенно не значит, что плохой характер, раздражительность или жесткость пропали из управленческих кабинетов. Американский менеджер должен оптимально сочетать в себе деловые качества и умение работать в команде. Он должен также обладать профессиональными знаниями, логикой и коммуникабельностью, знаниями стратега и стремлением к достижению цели, ораторскими и организаторскими способностями.

Японская система менеджмента является самой эффективной в мире. К главному ее достоинству относят умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентирован на групповую форму организации деятельности. Применяется механизм коллективной ответственности, согласно которому члены группы принимают участие в принятии управленческих решений и на них возлагается равная ответственность за их осуществление. В Японии менеджмент больше всего ценит такие качества сотрудников, как взаимное доверие, совместная работа, гармоничность и полная поддержка в решении задач, которые стоят перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное исполнение работы осознанно затушевываются. Целью является улучшение деятельности группы и усиление коллективной солидарности. Итак, японский менеджмент постоянно рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за результат работы, будь то успех или неудача. В менеджере компании ценится высокий уровень образования, уверенность, умение строить рабочие отношения, основанные на взаимопонимании, доверии, понимании совместного вклада в развитие компании. (Зарецкий А. Д., 2016, с. 192)

Немецкий стиль управления довольно своеобразный и специфичный и по своим чертам отличается от других. Немецкие менеджеры известны как специалисты с инженерно-техническим образованием. Менеджер в Германии должен обладать:

– высокопрофессиональными навыками;

– компетентностью, авторитетом;

– производственным стажем;

– ответственностью;

– самодисциплиной и самоконтролем;

– лояльностью.

Менеджеры в Германии придают существенное значение подробному описанию трудовых функций и процедур в компании. Относительно высокой представляется уровень формализации в форме инструкции, правил, обязанностей. Менеджеры предрасположены к меньшей импровизации, а больше действуют согласно с правилами и инструкциями.

В Великобритании к менеджеру предъявляются требования как к высокообразованному специалисту, хорошо подготовленному к профессиональной деятельности. Английские управляющие традиционно делают акцент на умения общения и прагматизм. Свойственная им вежливость, откровенность, самодисциплина и самоконтроль — данное культурные активы. Данное подталкивает их заботиться о приобретении навыков межличностного общения и убедительности. У английских управляющих более выражен индивидуализм, они не предрасположены считать фирму «большой семьей», более целеустремлены, замкнуты и уважительны, что в совокупности формирует безликую и формальную атмосферу деловых взаимоотношений. Они не стараются найти работу на всю жизнь и устойчивую карьеру в границах одной фирмы, в связи с этим британские фирмы не очень предрасположены инвестировать значительные средства в обучение и переподготовку сотрудников. (Холопова Л. А., 2015, с. 87)

Российский менеджмент пока далек от установленных иностранных параметров. Тем не менее годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми убеждениями и установками. В России современный менеджмент представляет собой тысячи вероятных вариантов и нюансов управленческих решений. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления в России. Поэтому в деятельности современных менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приемы, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход. В то же время современным менеджерам необходимо отличаться умением учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки и рационально хозяйствовать, формировать и поддерживать собственную репутацию и имидж, быть высококвалифицированными, быть может даже пройти обучение в престижных зарубежных университетах или стажировку в преуспевающих компаниях, постоянно развиваться. (Банько Н. А., 2015, с. 74)

Модель современного менеджера в России выстраивается ведущими российскими специалистами в области менеджмента на протяжении многих лет. Да и изменения в общественно-экономической жизни нашей страны предъявляют к современным менеджерам определенные, и все новые требования. Несомненно, список предъявляемых требований к настоящему современному менеджеру содержит личные качества и способности человека. На личностные характеристики менеджера оказывают влияние:

– особенности характера;

– пол;

– возраст;

– направленность;

– способность;

– условия деятельности;

– опыт человека.

На рисунке 2 представлены личностные качества современного менеджера.

Рис. 2. Личностные качества современного менеджера

Как видно, личностные качества менеджера мало чем отличаются от качеств других добивающихся уважения в коллективе работников.

На рисунке 3 представлены профессиональные качества современного менеджера

Рис. 3. Профессиональные качества современного менеджера

Наряду с профессиональными навыками и знаниями интеллектуальные способности человека оказывают немалое значение в становлении его специалистом в конкретной отрасли. К тому же интеллект выступает одним из главных факторов успеха менеджера. Несомненно, он должен обладать умом и рассудительностью, логическим, структурным, системным и стратегическим мышлением, эрудицией, интуицией, творческим потенциалом, уметь вести деловые переговоры и другими.

Наличие у современного специалиста всех перечисленных выше качеств, знаний и умений создает образ идеального современного менеджера. Сегодня современный менеджер — это человек — лидер, руководитель, дипломат, инноватор, стратег и профессионал в своей отрасли. И в тоже время он — психолог и воспитатель. А такие его качества, как уверенность в себе и оптимизм, обеспечивают в организации рабочую продуктивную обстановку и командный дух в коллективе. Конечно, на модель современного менеджера будут оказывать влияние, как национальность и традиции и месторасположение организации, так и отраслевая принадлежность организации и другие факторы. От менеджера могут потребоваться дополнительные определенные способности, навыки, профессиональные знания и личностные качества, может даже креативность. Кроме того, не зависимо от отрасли, для успешной работы организации, её конкурентоспособности и финансовой устойчивости российским менеджерам необходимо не только изучать положительный опыт зарубежных стран, но и применять его в российских рыночных условиях, создавать и совершенствовать свой собственный стиль руководства. Причем вопрос: каким должен быть современный российский менеджер? — будет по- прежнему актуален. Так как роль менеджера в рамках развития организации, области, края, страны, отрасли в целом постоянно растет. Растут и требования к модели идеального российского менеджера. Именно поэтому стать современным идеальным менеджером далеко не просто.

Литература:

  1. Банько, Н. А. Менеджмент: учеб. пособие / Н. А. Банько, Ж. А. Чеснокова, А. В. Шеина. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2015. — 100 с
  2. Друкер, Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: — М.: Издательский дом «Вильямс», 2016. — 272 с.
  3. Зарецкий А. Д. З-34 Менеджмент: учебник /А. Д. Зарецкий, Т. Е. Иванова. — М.: КНОРУС, 2016. — 268 с
  4. Холопова Л. А. Современный менеджер — конкурентоспособный менеджер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 5. — С. 86–90
  5. Рафаилова Д. Д. МЕНЕДЖЕР XXI ВЕКА // Экономика и социум. — 2016. — № 4 (23). [Электронный ресурс:] https://www.iupr.ru
Основные термины (генерируются автоматически): современный менеджер, менеджер, качество, Россия, идеальный современный менеджер, специалист, умение, Япония, японский менеджмент.


Похожие статьи

Сравнительная характеристика японского, американского...

Японский менеджмент – специфический стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и отражающая исторические особенности, вариации общественно-экономического уклада...

Японская модель государственного управления

Менеджеры считают основной задачей эффективного управления — установление хороших отношений с персоналом, создать так называемое понимание того, что «Мы все одна семья». Такие менеджеры, естественно, добились наибольшего успеха. На примере известной фирмы...

Система «Канбан» и кружки контроля качества: современный...

Современная наука менеджмента ставит перед исследователями целый ряд вопросов, часто требующих достаточно оперативного решения.

В данной статье будут рассмотрены основы японской школы менеджмента в разрезах системы «Канбан» и «кружков качества».

Опыт управления качеством в зарубежных странах и его...

Классические модели менеджмента. Следует сравнить модели управления в США и Японии

Хороший менеджер. Что большего всего ценят в менеджере. – Умение сплотить команду и

В настоящее время Японские компании изучают американский опыт, видя в нем пример для...

Японская школа управления и ее возможное применение в России

Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000: учебное пособие.

Японский менеджмент – специфический стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и отражающая исторические...

Исследование японской и американской модели менеджмента

Данные модели менеджмента являются основополагающими и эталонизированными для других стран.

Японская модель. 1. Индивидуальный процесс принятия решений.

Современные экономико-математические методы и модели в процессе принятия управленческих решений.

Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

В статье рассматривается содержательная сторона корпоративного управления, место и значение данного института в системе управления и влияния на результаты деятельности компании. Представляется сравнительная характеристика моделей корпоративного управления...

Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...»

В статье рассмотрены отличительные особенности корейского менеджмента, проведен сравнительный анализ корейского и российского менеджмента.

Библиографическое описание: Пурыжова Л. В., Васильева Е. А. Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...

Повышение эффективности кадрового менеджмента в России

В статье анализируется системы управления кадровым менеджментом, определены тенденции этой сферы, анализ которых позволил определить механизм повышения эффективности кадрового менеджмента на российских предприятиях.

Применение философии Кайдзен для современного управления...

Японская история философии управления «Кайдзен» насчитывает уже множество столетий и являет собой философскую систему мышления. Она направлена на постоянное и, можно сказать, едва заметное совершенствование.

Похожие статьи

Сравнительная характеристика японского, американского...

Японский менеджмент – специфический стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и отражающая исторические особенности, вариации общественно-экономического уклада...

Японская модель государственного управления

Менеджеры считают основной задачей эффективного управления — установление хороших отношений с персоналом, создать так называемое понимание того, что «Мы все одна семья». Такие менеджеры, естественно, добились наибольшего успеха. На примере известной фирмы...

Система «Канбан» и кружки контроля качества: современный...

Современная наука менеджмента ставит перед исследователями целый ряд вопросов, часто требующих достаточно оперативного решения.

В данной статье будут рассмотрены основы японской школы менеджмента в разрезах системы «Канбан» и «кружков качества».

Опыт управления качеством в зарубежных странах и его...

Классические модели менеджмента. Следует сравнить модели управления в США и Японии

Хороший менеджер. Что большего всего ценят в менеджере. – Умение сплотить команду и

В настоящее время Японские компании изучают американский опыт, видя в нем пример для...

Японская школа управления и ее возможное применение в России

Система менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000: учебное пособие.

Японский менеджмент – специфический стиль управления персоналом, разновидность кадровой политики, распространенная в Японии и отражающая исторические...

Исследование японской и американской модели менеджмента

Данные модели менеджмента являются основополагающими и эталонизированными для других стран.

Японская модель. 1. Индивидуальный процесс принятия решений.

Современные экономико-математические методы и модели в процессе принятия управленческих решений.

Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления

В статье рассматривается содержательная сторона корпоративного управления, место и значение данного института в системе управления и влияния на результаты деятельности компании. Представляется сравнительная характеристика моделей корпоративного управления...

Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...»

В статье рассмотрены отличительные особенности корейского менеджмента, проведен сравнительный анализ корейского и российского менеджмента.

Библиографическое описание: Пурыжова Л. В., Васильева Е. А. Корейский менеджмент: что стоит заимствовать у «Азиатского...

Повышение эффективности кадрового менеджмента в России

В статье анализируется системы управления кадровым менеджментом, определены тенденции этой сферы, анализ которых позволил определить механизм повышения эффективности кадрового менеджмента на российских предприятиях.

Применение философии Кайдзен для современного управления...

Японская история философии управления «Кайдзен» насчитывает уже множество столетий и являет собой философскую систему мышления. Она направлена на постоянное и, можно сказать, едва заметное совершенствование.

Задать вопрос