Право на убежище может применяться в странах даже если страна, подданный которой не признает такого регулирования. Таким образом, возникает вопрос о возможность предоставления убежища в свете международного права. В данной статье рассмотрено что сегодня представляет институт убежища и его виды.
Ключевые слова: убежище, права человека, категории, статус, государство.
The right of asylum can be applied in countries, even if a country does not have such a right. Thus, the question arises about the possibility of granting asylum in the light of international law. This article considers what the institution of asylum and its types represent today.
Keywords: asylum, human rights, categories, status, state
Убежище, понимаемое как защита, которую государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте под контролем определенных своих органов лицу, которое его ищет, является известным институтом международного права. Поскольку убежище фигурирует в значительном числе конституционных текстов по всему миру, ценность этого института как одного из основополагающих принципов в правопорядке во всем мире очевидна и, как таковая, она информирует само международное право. Право на убежище подразделяется на три основные категории: территориальные, экстерриториальные и нейтральные.
Территориальное убежище предоставляется в пределах территориальных границ государства, предлагающего убежище, и является исключением из практики выдачи. Оно предназначено и используется главным образом для защиты лиц, обвиняемых в политических преступлениях, таких как государственная измена, дезертирство, мятеж и шпионаж. Однако стало широко распространенной практикой исключать из этой категории лиц, обвиняемых в убийстве главы государства, некоторых террористических актах, сотрудничестве с противником во время войны, преступлениях против мира и против человечества и военных преступлениях.
Экстерриториальное (дипломатическое) убежище относится к убежищу, предоставляемому в посольствах, представительствах, консульствах, военных кораблях и торговых судах на чужой территории и, таким образом, предоставляется на территории государства, от которого запрашивается защита. Случаи предоставления экстерриториального убежища в посольствах, представительствах или консульствах часто являются поводом для спора. Например, актуальная сегодня история Джулиана Ассанжа, которого власти Эквадора лишили убежища в лондонском посольстве [1]. Убежище у Ассанжа появилось после того, как он привлек международное внимание, выпустив секретные сообщения и документы высокого уровня через свой сайт WikiLeaks, включая секретную информацию правительства США, но Эквадорский посол пригласил столичных полицейских в здание посольства после того, как Эквадор отозвал дипломатическое убежище, предоставленное Ассанжу в июне 2019 года.
Нейтральное убежище используется государствами, осуществляющими нейтралитет во время войны, для предоставления убежища на своей территории войскам воюющих государств при условии, что эти войска будут отправлены на интернирование на время войны.
Однако, право государства предоставлять убежище физическому лицу, но это не право человека на предоставление убежища государством. Эта перспектива отражена во Всеобщей декларации прав человека [2], которая, хотя и признает право «искать и пользоваться убежищем в других странах от преследования» (ст. 14), прямо не предусматривает права на убежище. Международная практика чаще идет по пути обозначения в качестве лиц, ищущих убежище, тех людей, которые еще не приобрели статус беженца, но ясно выражают свое намерение сделать это в принимающем государстве.
Европейская доктрина убежища базируется на естественно-правовой теории, где сутью регулирования выступают неотчуждаемые права человека, в осуществлении которых государство и помогает индивиду. В результате последние годы Европа получила большие проблемы, выразившиеся в нашествии лиц, ищущих убежище, из Сирии и ряда африканских стран. Кризис беженцев и миграции с 2015 года пролил новый свет на статус права на убежище и принцип невыдворения в Старом Свете, ЕС в частности все больше неохотно принимает лиц, ищущих убежища на своей территории и хотя запрет на экстрадицию, высылку или депортацию лиц в страны, где они сталкиваются с серьезным риском жестокого обращения, остается не затронутым, Европа в первую очередь сотрудничает со странами транзита, чтобы не допустить данных лиц к своим границам. Это стало одной из причин того, что Генеральный секретарь в своем докладе от 7 сентября 2017 г. обратился к государствам, напомнив об их общих обязательствах по правам человека, в связи с чем попросив их управлять своими границами чувствительным к защите образом, не отказывать в доступе тем, кто ищет убежище и тем, кто нуждается в защите в соответствии с международными правами человека.
В свою очередь конституционно-правовым основанием для предоставления убежища на территории РФ является ст. 63 Конституции [3]. Ее нормы одновременно регламентируют предоставление политического убежища (ч. 1) и запрет на выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2). Таким образом, российская правовая концепция убежища строится на сочетании принципа государственного суверенитета и соблюдения международно-правовых норм в области прав человека.
Таким образом, убежище не может быть противопоставлено действию национального правосудия, но при этом одной из проблем международного права и одним из основных пробелов нынешнего комплекса норм, составляющих институт убежища, является отсутствие универсальной конвенции о территориальном убежище, которая собрала бы воедино отраслевые принципы международно-правового регулирования предоставления права убежища государствами.
Литература:
- «Величайшее предательство». Что сделают с Ассанжем. РИА Новости. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/20190411/1552596989.html (дата обращения: 20.05.2019).
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 // Российская газета. 10.12.1998.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 21.07.2014) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.