Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.10.2019

Статья просмотрена: 1063 раза

Библиографическое описание:

Щепеткова, Е. В. Городской костюм тюменцев в середине XIX — начале XX века / Е. В. Щепеткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 150-154. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63116/ (дата обращения: 18.04.2024).



Костюм способен создать образ человека и даже целой эпохи, поскольку он реагирует на изменения как в личной, так и в общественной жизни. Внешний вид позволяет сделать предположение о социальном положении человека, его вкусовых предпочтениях в одежде, даже уровне развития промышленного производства и пр. Таким образом, исследования по истории костюма способствуют более глубокому пониманию различных аспектов жизни общества.

Термин «городской костюм» рассматривается историками по-разному. Так, Т. О. Волобуева в понятие «городской костюм» включает костюм европейского типа, который, начиная с петровских реформ и до рубежа XIX–XX вв., распространялся в среде разных социальных слоев горожан [1]. Л. С. Ильичева раскрывает данное понятие как систему предметов одежды, аксессуаров и внешних способов самовыражения (макияж, прическа и т. д.). Она связывает его появление с указами Петра I, который законодательно ввел костюм европейского образца в повседневную жизнь горожан [2]. К. В. Ермакова и Б. Л. Шапиро придерживаются схожей точки зрения, понимая под «костюмом» комплекс одежды и обуви, а также различных костюмных аксессуаров (также прическу и косметику), т. е. все то, что формирует целостный внешний облик человека [3,4]. В представленной работе «городской костюм» будет рассматриваться с позиций двух последних исследователей и трактоваться как комплекс одежды, обуви, аксессуаров, который носили жители города Тюмени в пореформенный период.

Литература, посвященная изучению городского костюма, довольно обширна. Среди исследователей Сибири по данной теме следует отметить Ю. М. Гончарова, работы которого посвящены одежде горожан Сибири второй половины XIX — начала XX в., рассматриваемой в контексте повседневности [5]. Мода, господствующая в Тюмени во второй половине XIX в., освещается в одном из разделов монографии С. Н. Кубочкина [6]. Статьи Е. В. Гальских [7], Н. Ю. Калининой [8], О. А. Монастыревой [9] дополняют общую картину, описывающую внешний облик городского населения Тобольской губернии и Тюмени в частности середины XIX–начала XX века. Однако, несмотря на большой объем публикаций, проблема изменений во внешнем облике горожан на региональном уровне остается слабо изученной.

Типичная женская одежда в середине XIX в. представляла собой платье и юбку с блузой или рубашкой. Вместе с тем эти виды одежды сосуществовали с ее традиционными формами — рубахами и сарафанами, в комплекте с которыми носили пояс и головной убор. Как замечал Н. А. Абрамов, «женщины, даже некоторые и в купеческом быту, немолодые, носят дома рубашки с широкими рукавами и узкими запястьями и сарафаны, подпоясываясь шелковым поясом. Отличительный наряд старух низших сословий при выходе из дома — покрывало на голове или так называемая фата». При этом он подмечал, что молодые девушки купеческого звания «одеваются в платья круглые, очень щеголяют богатыми нарядами и подражают столичным модам» [10, с. 403]. И. И. Завалишин придерживался похожего мнения, отмечая, что «молодые купчихи усвоили себе петербургские моды» [11, c. 342]. Одежда для выхода на прогулку, в гости или на какое-либо мероприятие отличалась от «домашней». Путешественник Эдмон Котто был поражен, что «несмотря на утренний час, на ней [жене купца Колмогорова] было пышное шелковое платье небесно-голубого цвета» [12, с. 16]. Если никаких визитов не намечалось, и повода для выхода на прогулку не было, женщины дома надевали скромную практичную одежду.

Состоятельные дамы носили много украшений, об этом свидетельствуют воспоминания Н. А. Лухмановой: «Маменьки и тетушки, одна перед другой щеголяют самоцветными каменьями и бриллиантами, у них надето по три, по четыре брошки подряд, все пять пальцев унизаны кольцами, шея обвита золотыми веницейскими цепями из тонких золотых колец» [13, с. 157]. И. И. Завалишин также отмечал, как «на именинном балу у тюменского богача ярко блистали огни, гремела музыка, а барышни демонстрировали брильянты и жемчуг» [14, с. 47]. Таким образом, женщины и девушки старались продемонстрировать свою красоту и богатство.

С XIX в. в образе мужчин продолжала бытовать традиционная мужская рубаха — косоворотка. Наиболее распространенным верхним платьем в пореформенный период была кафтанообразная одежда: кафтаны, полукафтаны, поддевки. Популярным до конца 1890-х гг. был костюм, состоящий из косоворотки, брюк и поддевки, представляющей собой короткий кафтан с застежкой на крючках на левую сторону. Купцы носили сюртуки — длинные, застегивающиеся на четыре пуговицы по борту. Характерны были длиннополые, утепленные, из толстого сукна «сибирки». Они застегивались как поддевка, на левую сторону на крючках и имели отложной воротник. Брюки носили широкими, напоминающими шаровары, с напуском на голенище и, как правило, их заправляли в сапоги.

Во внешнем виде тюменского обывателя неожиданно совмещались как традиционные элементы, так и светский стиль одежды. Отмечалось, что здешние купцы и мещане, даже молодые, почти все носят бороду, но одеваются по-европейски [10, с. 403]. С. И. Карнацевича поразил внешний вид двух горожан, ранее приехавших из-за границы, о чем он написал в своих заметках: «В городе привлекал внимание гражданин, ходивший в шляпе, и вместо пальто в крылатке — особом плаще по фамилии Кох. <…> Второй такой фигурой, привлекавшей внимание жителей г. Тюмени, был тоже поляк Краевский <…> Он ходил в 30-ти градусный мороз в цилиндре и легком пальто» [11, с. 104–105].

На особенные визиты купцы одевались по европейской моде. В состав их городского костюма входили сюртук, жилетка, туфли, а также это могли быть фрак и цилиндр. Н. А. Лухманова вспоминала, каким впервые увидела своего свекра: «Передо мной в прекрасно сшитом фраке стоял улыбающийся, громадного роста, крепкий и жилистый старик…» [15, с. 81]. Купец Решетников в воспоминаниях Н. М. Чукмалдина представлен следующим образом: «На дрожках сидел верхом сам хозяин дома, одетый во фризовую шинель и шляпу цилиндр» [16, с. 62].

При сравнении фотографий столичного и тюменского городского костюма середины XIX в. очевидна нарядность, пышность и дороговизна первого, а второй выделяется своей простотой, неброскостью и скоромностью. Элементы мужского костюма схожи, включают в себя сюртук и брюки. Столичный женский костюм украшен бантами и оборками, создающими тяжесть образа. Женское платье жительницы Тюмени скромное: оно однотонно, лишено каких-либо украшений.

В 90-е гг. XIX в. в связи с работой Сибирской железной дороги, связавшей Тюмень с европейской частью России, и увеличением производства готового платья на российских фабриках, привоз товаров в Сибирь увеличился. Количество торговых домов, где можно было приобрести эти товары, росло. Как указывалось в справочнике за 1910 г., всё «что необходимо в жизни покупается в Тюмени, главным образом, в магазинах, расположенных на Царской улице и Базарной площади. Здесь есть галантерейные, мануфактурные, готового платья, ювелирные, технические и другие магазины» [17, с. 88]. В Тюмени действовали следующие магазины готового платья: «Дамское, мужское и детское готовое платье для всех сезонов, заготовленное по всем заграничным моделям, Л. Ч. Брандт», магазин Ш. М. Оверштейна, «Модный магазин А. И. Шешуковой» и др.

Развитие печати позволило получить доступ к информации о новинках в одежде, однако лишь часть их доходила до Сибири, в основном в виде приложений к журналам, о чем свидетельствуют издания, хранящиеся в фондах музеев и архивов. Например, такими журналами были «Вестник моды», в котором можно было найти зарисовки и краткое описание технологии изготовления костюма; «Нива», представляющая читателям рекламу модных магазинов и товаров; «Модный свет», публиковавший на своих страницах модные новинки. Очевидно, что распространение в провинции новинок было длительным процессом и было доступно лишь состоятельным людям.

Приобретение одежды для каждого социального слоя имело определенные особенности. Богатая купеческая верхушка могла позволить себе заказать наряд из столицы. Этому способствовали рекламные заметки, размещенные в местных газетах. Так, в «Сибирском листке» публиковался «прейскурант от знаменитого международного бюро мануфактур и мод Н. Мушкина», рекомендовавший каждой даме и мужчине приобрести у них мужское, дамское и детское готовое платье, суконные и шерстяные товары. При этом они предлагали отправку посылок иногородним заказчикам с обменом на другой товар или возвратом денег в случае, если товар не понравится [18]. В то же время, обычным делом было шитье одежды своими силами. Девушки готовили приданое, шили белье, платья и иную повседневную одежду. Н. А. Абрамов писал: «Женский пол в Тюмени занят частию торговлей, а более рукоделием: женщины ткут разные холсты, рогожи, вяжут сети, шьют из кожи башмаки, рукавицы, из замши — перчатки и целый день сиднем сидят за работой; зато в праздники их можно видеть разряженных в церкви или летом разгуливающих по городу, как маков цвет, и одна другой красивее и наряднее» [10, с. 403]. Пошив праздничной одежды более сложных фасонов могли поручить портному-ремесленнику.

Если в костюме начала XIX в. сказывалась отдаленность Сибири от модных веяний столиц, то с расширением экономических и культурных связей одежда высших слоев стала отличаться большим разнообразием форм. Как отмечалось, «в середине XIX в. в одежде большинства горожан господствовало сочетание традиционных и новых элементов. Далее довольно бурно шел процесс смешения и вытеснения старины» [19, с. 349]. Старые наряды преимущественно носило пожилое население, их наряды отличались тяжестью и массивностью. В подтверждение этого читаем воспоминание одной из жительниц Тюмени: «Бабушка была высокого роста и ходила так, как в моём воображении должна ходить царица…. Я помню на ней платья только трех цветов: в обычные дни — черное шелковое или бархатное, перламутровое и белое — в большие праздники и в дни её причастия; ни колец, ни золотых вещей она не носила, но кружева на ней вызывали завистливые похвалы и удивление» [15, с. 30].

В начале XX в. популярной выходной одеждой мужчин оставался сюртук (визитка). Его носили либо с рубашкой, либо с пристяжной манишкой. Кроме сапог широкое распространение получили ботинки на шнуровке (штиблеты) и туфли. Популярными головными уборами были котелки, фетровые шляпы, форменные фуражки. Получает распространение пиджачный костюм, состоящий из пиджака, жилета и брюк. Пиджаки шились удлиненными, рукава короткими на пару сантиметров, чтобы из-под них выступали манжеты. Брюки носили не широкими и могли быть сшиты из другого материала, отличного от пиджака.

Начало столетия можно охарактеризовать внедрением различных аксессуаров в жизнь городских жителей. С рубашками мужчины начинают носить галстуки, регаты (галстуки с готовым фабричным узлом) и «бабочки». На фотографиях появляются такие предметы, как трости, часы на цепочке.

Самым распространенным женским костюмом представительниц купеческого и мещанского сословий в начале XX в. было платье с длинными рукавами, которое могло быть сшито из шерсти, шелка, кисеи. Постепенно ношение головного платка уходит в традиции прошлого. Модными были платья с широкими юбками и рукавами реглан. Лиф платья украшался многочисленными оборками, рюшами из кружев. Женщины стали носить платья, которые шились разных цветов и фасонов, с нарядной манишкой. Широко были распространены украшения, но в начале XX в. носить драгоценности в большом количестве считалось признаком дурного тона, в отличие от середины XIX века. Обычно надевали серьги, брошь, браслет и кулон одного вида. Широко были распространены различные аксессуары, дополняющие внешний облик горожан. Среди них были популярны кружевные и шерстяные шарфы, горжетки из лисицы, песца, соболя [20, с. 58]. Женщины носили сумочки и ридикюли, украшенные вышивкой. Они могли похвастаться своим головным убором, поскольку те отличались широким разнообразием. Были шляпы как с широкими, так и со средними полями, отделанные перьями, цветами и другими украшениями, береты.

Таким образом, различие городского костюма середины XIX и начала XX в. налицо. Внешний облик тюменского жителя зависел от многих факторов: эстетических представлений, финансового достатка, продаваемых товаров. Анализ воспоминаний современников, относящихся к середине столетия, показывает единообразие форм одежды, что создавало ограниченные возможности для индивидуализации, которая могла проявляться только в качестве материала или покрое.

Происходящие изменения в одежде были связаны с развитием промышленного производства в России, печати, способствующей распространению журналов с модной тематикой, и рекламы, дающей городскому населению представление о широком ассортименте предлагаемых товаров. Изучение фотографий начала XX в. показывает, что на смену традиционным кафтанам и длиннополым сюртукам пришли современные пиджаки и короткие сюртуки, а прежние платья и юбки сменились более разнообразными формами. Шали, различные накидки уже почти не фигурируют на фотографиях XX в., что свидетельствует о вытеснении традиционных форм городского костюма новыми элементами в виде различных аксессуаров, делающих образ ярким и привлекательным. Даже в XX в. традиционный костюм не вышел из употребления; это можно было увидеть в деталях — в длине женской одежды и подпоясывании рубашек мужчинами.

Сословные отличия в одежде, достаточно заметные во второй половине XIX в., постепенно размывались. Стоит подчеркнуть, что предметы одежды сибирского купечества были в основном те же, что и у мещан и городских крестьян, только богаче и лучше по качеству. В мужском и в женском городских костюмах сохранялись возрастные и имущественные различия, а также особенности, обусловленные спецификой быта тех или иных социально-профессиональных групп населения. Это сказывалось на качестве материалов, покрое одежды, разнообразии гардероба, на характере отделки и украшений.

Литература:

  1. Волобуева Т. О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX — начала XX вв.: дис. … канд-та истор. наук. М.: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2008.
  2. Ильичева Л. С. Городской костюм в России XVIII–начала ХХ века: историографический аспект // Вестник МГУКИ. Выпуск № 6 (68). 2015. С. 134–141.
  3. Ермакова К. В. Костюм в повседневной жизни москвичей второй половины XIX в.: дис.... канд-та истор. наук. М.: МГУ, 2008;
  4. Шапиро Б. Л. Городской костюм в контексте культуры пореформенной России: дис.... канд-та истор. наук. М.: РГГУ, 2014.
  5. Гончаров Ю. М. Быт купечества Сибири второй половины XIX–начала XX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. № 2. 1999. С. 21–26.; Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX–начале XX вв. // Вестник НВГУ. 2010. № 4. С. 48–57.
  6. Кубочкин С. Н. Мода в Тюмени // Тычковка, Сараи, Потаскуй. Из истории тюменских окраин XIX — начала XX вв. Тюмень, 2002. С. 128–132.
  7. Гальских Е. В. К истории производства и торговли готовым платьем в Западной Сибири во второй половине XIX в. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX вв.). Барнаул, 1995. С. 94–106.
  8. Калинина Н. Ю. Книги и журналы как средство распространения знаний о модных тенденциях на территории Тобольской губернии в конце XIX — начале XX в. // Известия Уральского федерального университета. 2014. № 4 (132). С. 81–85.; О воспроизводстве журнальной моды жителями Сибири на примере зимней Никольской ярмарки в конце XIX –начале XX века // Вестник Омского университета. 2014. № 4 (74). С. 112–117.
  9. Монастырева О. А. Модная одежда в сибирском городе на рубеже XIX — XX веков // Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVI Всерос. науч.-практ. конф. ученых и студентов. Тюмень, 2008. С. 127–130.
  10. Абрамов Н. А. Город Тюмень: из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. 576 с.
  11. Тюмень: образ, душа, судьба: историческая литература / ред. Н. П. Дворцова. Тюмень, 2004. 480 с.
  12. Путешествия Эдмона Котто из Екатеринбурга в Тюмень (27–30 мая 1881) // Лукичок. 2009. № 4. С. 3–21.
  13. Лухманова Н. А. Очерки из жизни Сибири. Тюмень: Софтдизайн, 1997. 464 с.
  14. Крекнина Л. И. Лик Тюмени в «Путевых заметках» Ипполита Завалишина // Филологический дискурс. 2001. № 2. С. 44–48.
  15. Колмогоров А. Г. Мне доставшееся: семейные хроники Надежды Лухмановой. М.: Аграф, 2013. 459 с.
  16. Чукмалдин Н. М. Записки о моей жизни. М.: [б. и.], 1902. 198 с.
  17. Вся Тюмень [Ксерокопия]: Спутник пассажира, календарь и справочная книжка по Г. Тюмени. Тюмень: Изд. А. М. Афромеев и А. А. Благинин, [1910]. 144 с.
  18. Сибирский листок. 1905. № 78.
  19. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1997. 828 с.
  20. Гончаров Ю. М. Быт горожан Сибири во второй половине XIX–начале XX в. Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2008. 178 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Тюмень, внешний вид, готовое платье, платье, половина XIX, середина XIX, Сибирь, внешний облик, головной убор, городское население.


Похожие статьи

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Одежда русских старожилов Сибири. В Сибири, в силу специфических условий природы

Доха вошла в обиход лишь во второй половине XIX в. Одолеть санную дорогу во время сильных

Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из телячьих или жеребячьих шкур на меховой...

Название традиционных видов одежды, входящих в женский...

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.

Популярные головные уборы казачек в XIX — XX веке — кружевные платки, колпаки

Одежда народов Сибири. Для изготовления выходной одежды, головных уборов...

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

В середине XIX в. в моду городских жителей (например, Ташкента) вошёл новый вид верхней одежды

Головной убор мужчин был весьма разнообразным. Одним из его видов являлось чалма

Основным видом головного убора мужчин Хорезма первой половины XIX в. была...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

С начала второй половины XIX в. в торговой сфере г. Ишима наблюдается постепенное

Из тысячного населения почти половина мужского населения были крестьянами и только 122

Значение Ишима как крупного торгово-ремесленного центра Западной Сибири особенно...

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже...

Весьма живописным был вид северной и северо-восточной части города Ишима "...на

В середине ХIХ в. деятельность лечебных учреждений в Пришимье еще не получила широкого

Если в середине ХIХ в. социо-культурный облик населения города определяли выходцы из...

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения...

Во второй половине XIX в. в традиционной культуре бытовали представления о болезнях как о внешних силах, наносящих вред человеку.

Проблема теплого жилья в условиях Сибири — одна из главных проблем, и жизни тысяч. Медицинское обслуживание и охрана здоровья...

Народный праздничный костюм белгородчины | Статья в сборнике...

В конце XIX века появились порты со вшитым поясом.

Мужские головные уборы имели несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетёные. И названия у них самые разнообразные: гречневик, шапка-куркуль, «малахаи» (капилюхи), картузы.

Национальная одежда: потребительские предпочтения...

Мужская национальная одежда, как и всякий другой вид одежды, пережившая большой исторический период приобрела свой нынешний вид, но

Данный вид одежды используется как церемониальная, повседневная и домашняя одежда, и отмечается его практичность, простота...

Реализация применения нормативно-правовых актов на местном...

К середине XIX в. в России существовали казённые аптеки − для снабжения армии и флота и

В городах Тобольской губернии в середине XIX в. активно осуществляли лекарственную

В конце своих отчётов провизоры сделали вывод, что Тюмень в третьей аптеки не нуждалась...

Похожие статьи

Одежда народов Сибири | Статья в журнале «Юный ученый»

Одежда русских старожилов Сибири. В Сибири, в силу специфических условий природы

Доха вошла в обиход лишь во второй половине XIX в. Одолеть санную дорогу во время сильных

Модные щеголеватые дохи конца XIX в. шили из телячьих или жеребячьих шкур на меховой...

Название традиционных видов одежды, входящих в женский...

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.

Популярные головные уборы казачек в XIX — XX веке — кружевные платки, колпаки

Одежда народов Сибири. Для изготовления выходной одежды, головных уборов...

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

В середине XIX в. в моду городских жителей (например, Ташкента) вошёл новый вид верхней одежды

Головной убор мужчин был весьма разнообразным. Одним из его видов являлось чалма

Основным видом головного убора мужчин Хорезма первой половины XIX в. была...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

С начала второй половины XIX в. в торговой сфере г. Ишима наблюдается постепенное

Из тысячного населения почти половина мужского населения были крестьянами и только 122

Значение Ишима как крупного торгово-ремесленного центра Западной Сибири особенно...

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже...

Весьма живописным был вид северной и северо-восточной части города Ишима "...на

В середине ХIХ в. деятельность лечебных учреждений в Пришимье еще не получила широкого

Если в середине ХIХ в. социо-культурный облик населения города определяли выходцы из...

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения...

Во второй половине XIX в. в традиционной культуре бытовали представления о болезнях как о внешних силах, наносящих вред человеку.

Проблема теплого жилья в условиях Сибири — одна из главных проблем, и жизни тысяч. Медицинское обслуживание и охрана здоровья...

Народный праздничный костюм белгородчины | Статья в сборнике...

В конце XIX века появились порты со вшитым поясом.

Мужские головные уборы имели несколько типов и разновидностей: кожаные, меховые, валяные и плетёные. И названия у них самые разнообразные: гречневик, шапка-куркуль, «малахаи» (капилюхи), картузы.

Национальная одежда: потребительские предпочтения...

Мужская национальная одежда, как и всякий другой вид одежды, пережившая большой исторический период приобрела свой нынешний вид, но

Данный вид одежды используется как церемониальная, повседневная и домашняя одежда, и отмечается его практичность, простота...

Реализация применения нормативно-правовых актов на местном...

К середине XIX в. в России существовали казённые аптеки − для снабжения армии и флота и

В городах Тобольской губернии в середине XIX в. активно осуществляли лекарственную

В конце своих отчётов провизоры сделали вывод, что Тюмень в третьей аптеки не нуждалась...

Задать вопрос