Роль текущего контроля при проведении практических занятий по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, О. М. Роль текущего контроля при проведении практических занятий по физике / О. М. Иванова, К. С. Соловьев, А. В. Скосарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63082/ (дата обращения: 25.01.2022).



Рассмотрены достоинства и недостатки одного из практических методов усвоения теоретического материала при обучении физике — работа с раздаточным материалом, основной целью которой является формирование учебных компетенций курсантов.

Ключевые слова: индивидуализированный раздаточный материал, учебный процесс, физическая задача.

Физика как часть современного естествознания является фундаментальной базой создания и функционирования военной техники и техники специального назначения. Вследствие этого преподаванию данной дисциплины в военном вузе на основе реализации компетентностного подхода в структуре и логике учебного процесса должно уделяться особое внимание.

В современной вузовской практике обучение построено на формировании трех учебных компетенций, имеющих четкие критерии: знать, уметь, владеть. Это более глубоко, чем знания, умения и навыки [1, с.59]. Существование критериев представляет надежный и достоверный способ определения качества конечного результата обучения.

Главным образом при обучении физике необходимо сформировать те учебные компетенции, на которых будут базироваться специальные дисциплины для данной специальности.

Вектор научно-методического подхода к решению проблемы формирования трех учебных компетенций у курсантов, по-нашему мнению, должен быть ориентирован на их обучение решению физических задач.

Физическая задача представляет собой небольшую частную проблему, при решении которой обычно используются логические умозаключения, математические действия и (или) проведение эксперимента на основе законов и методов физики.

Их методика решения определяется рядом условий:

1) содержанием;

2) уровнем физико-математической подготовки обучающихся;

3) целями использования конкретной задачи.

Главным условием успешного решения физической задачи является знание курсантами физических закономерностей, правильное понимание физических величин, знание способов и единиц их измерения.

В данном аспекте решение задач выступает как важнейший метод обучения физике и основной вид деятельности обучающегося, являясь многоплановым подходом к формированию заданных учебных компетенций.

Многоплановость проявляется в том, что этот вид деятельности можно представить как:

1) цель обучения;

2) метод обучения;

3) средство обучения.

В классификации методов обучения по источнику знаний выделяются практические методы, ориентированные на формирование учебных компетенций на основе практических действий, например, работа с раздаточным материалом, содержащим многоуровневые задачи, теоретические вопросы.

Работа с раздаточным материалом с дидактической точки зрения представляет собой метод текущего контроля степени усвоения знаний по конкретной теме дисциплины и стимулирования систематической подготовки обучающихся к практическому занятию. Она предназначена для осуществления индивидуализации учебного процесса в формах работы (индивидуальной, парной, коллективной). Работу с раздаточным материалом можно рассматривать и как учебное средство, характерными особенностями которого являются компенсация недостающих уровней подготовленности обучающегося и эффективность мотивации учебной деятельности курсанта.

В современной педагогике остается невыясненным ряд вопросов, связанных с необходимостью использования индивидуализированного раздаточного материала в обучении физике. Например, не разработаны принципы использования индивидуального раздаточного материала, не определено его содержание, отсутствует методика применения в учебном процессе.

Функциями индивидуализированного раздаточного материала по физике являются дидактическая (обучающая), развивающая, познавательная, воспитательная, компенсаторная и мотивирующая.

– Обучающая функция связана с формированием у курсантов трех учебных компетенций (знать, уметь, владеть).

– Развивающая функция характеризуется развитием осознанности с учетом психических особенностей курсантов.

– Воспитывающая функция выражается в выработке научного мировоззрения, развитии анализа и логики суждений.

– Компенсаторная функция сориентирована на облегчение процесса обучения, интенсификацию труда преподавателя и обучающихся и повышение темпа их деятельности.

– Мотивирующая функция связана с формированием мотивации и стимулированием познавательной активности курсанта.

Критериями индивидуализированного раздаточного материала, на которые необходимо опираться при его разработке и использовании, являются степень обученности, способ индивидуализации, форма работы и место применения в учебном процессе.

Разработка содержания индивидуализированного раздаточного материала базируется на трех формах индивидуализации (личностной, субъектной, индивидной) и ряде дидактических принципов (принцип научности, принцип наглядности, принцип систематичности, принцип охвата всех обучающихся, принцип адекватности содержанию и структуре занятия). Личностная индивидуализация проявляется в установке, содержании, в иллюстративной наглядности. Индивидная − в наличии текста и схем. Субъектная − в виде алгоритмов по выполнению учебного задания.

Индивидуализированный раздаточный материал может содержать контрольные вопросы по теоретическому материалу, тесты, качественные задачи и равноценные по сложности расчетные задачи.

Содержание воспитания на основе диагностично поставленных целей для обеспечения формирования компетенций, представленных во ФГОС 3++, требует четкой организации воспитательного процесса:

1) формирование отношений курсантов в отношении к Отечеству, воинскому коллективу, старшим и младшим по званию, носителям разной культуры и вероисповедания, к войне и миру;

2) наличие целевых программ воспитательной работы, обеспечивающих общение внутри воинского коллектива в часы учебных занятий и внеаудиторной самостоятельной подготовки;

3) средства воспитания при обучении физике.

К методам воспитания при работе с раздаточным материалом следует выделить, по нашему мнению, такие как требования к качественному оформлению решения физических задач, перспективы поощрения при выставлении итоговой оценки на двадцатое число в ходе проведения экзаменационной сессии, рефлексию.

При обучении работе с раздаточным материалом приемы воспитания могут носить стимулирующий (одобрение, побуждение, авансирование, выставление дополнительных баллов) или тормозящий характер (возмущение, приказ, предупреждение, намек).

В результате четкой организации воспитательного процесса с использованием активных форм воспитания возрастает мотивированность курсантов к обучению физике, повышается заинтересованность курсантов, развивается самоконтроль и самостоятельность работы каждого.

Достоинства и недостатки применения раздаточного материала представлены в таблице 1.

Таблица 1

Достоинства и недостатки использования раздаточного материала

Достоинства

Недостатки

Научность.

Самостоятельность работы каждого обучающегося.

Возможность коррекции полученных знаний обучающихся.

Развитие памяти непосредственно на аудиторном занятии.

Наличие внимания обучающихся в результате применения совокупности познавательного, мнемонического и исполнительного критериев.

Внесение многообразия в учебный процесс и его совершенствование.

Мотивированность к обучению.

Повышение заинтересованности обучающихся.

Развитие самоконтроля курсантов.

Потенциал многократного использования.

Объективность оценки курсантов.

Замещение реального объекта физической моделью.

Использование упрощений.

Интуитивное использование преподавателем.

Нерегулярный характер.

Единовременное средство учебного процесса.

Отсутствие устойчивости внимания из-за психического состояния курсанта (возбужденность, заторможенность, обусловленные внешними причинами, например, болезнью или снятием с наряда).

Отсутствие мотивации к обучению данному предмету.

Таким образом, выявление достоинств и недостатков использования раздаточного материала при обучении курсантов решению физических задач позволяет углубить усвоение заявленных учебных компетенций в ходе проведения практических занятий.

Литература:

  1. Утлик Э. П. О компетенциях и компетентностном подходе// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 59–65.
Основные термины (генерируются автоматически): раздаточный материал, учебный процесс, индивидуализированный раздаточный материал, обучение, физик, физическая задача, воинский коллектив, воспитательный процесс, теоретический материал, четкая организация.


Ключевые слова

учебный процесс, физическая задача, индивидуализированный раздаточный материал

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета

Индивидуализацияпроцесс активный. Она предусматривает не только учет

Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя.

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные)...

Значение и роль наглядных средств обучения...

В качестве учебного материала используется показ записей соревновательной деятельности ведущих теннисистов и специально

По мнению специалистов, внедрение технических средств обучения в учебный процесс вузов физической культуры оказывает большое влияние на...

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач

Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней

Говоря об эстетическом воспитании на уроке физики при решении физических задач, мы

Эстетика как наука накопила огромный систематизированный материал о закономерностях...

Дифференциация обучения как форма организации...

Организация учебно - воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы .

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Под физической задачей понимаем небольшую проблему, которая решается на основе методов физики, с

Данное определение отражает особенности содержания и процесса решения задач с

Определение места задач с практическим содержанием в процессе обучения физике...

Индивидуализация обучения как средство развития...

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

В процессе изложения нового материала, ему пришлось начертить на доске чертеж предмета.

Если бы учитель стал критиковать некоторых учеников за перерасход материала, наказал некоторых из них за это, показал на одном конкретном примере расход материала для...

Инновационный лабораторный практикум в содержании...

Материалы исследования и теоретические предложения могут заинтересовать преподавателей вуза, методистов и учителей школ.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной... Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала .

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Организация учебно -воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы.

Похожие статьи

Принцип индивидуализации в физическом воспитании...

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета

Индивидуализацияпроцесс активный. Она предусматривает не только учет

Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей...

Использование средств наглядного обучения на уроках русского...

Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя.

Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные)...

Значение и роль наглядных средств обучения...

В качестве учебного материала используется показ записей соревновательной деятельности ведущих теннисистов и специально

По мнению специалистов, внедрение технических средств обучения в учебный процесс вузов физической культуры оказывает большое влияние на...

Эстетическое воспитание учащихся при решении физических задач

Образовательное и воспитательное значение физических задач в курсе физики средней

Говоря об эстетическом воспитании на уроке физики при решении физических задач, мы

Эстетика как наука накопила огромный систематизированный материал о закономерностях...

Дифференциация обучения как форма организации...

Организация учебно - воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы .

Задачи с практическим содержанием и их роль в осуществлении...

Под физической задачей понимаем небольшую проблему, которая решается на основе методов физики, с

Данное определение отражает особенности содержания и процесса решения задач с

Определение места задач с практическим содержанием в процессе обучения физике...

Индивидуализация обучения как средство развития...

Индивидуализация обучения на уроках технологии порождает развитие самостоятельности учащихся, умение решать творческие задачи, что способствует созданию красивых вещей. Создание красивых вещей — процесс творческий, а творчество основывается на мастерстве...

Организация теоретических и практических занятий в процессе...

В процессе изложения нового материала, ему пришлось начертить на доске чертеж предмета.

Если бы учитель стал критиковать некоторых учеников за перерасход материала, наказал некоторых из них за это, показал на одном конкретном примере расход материала для...

Инновационный лабораторный практикум в содержании...

Материалы исследования и теоретические предложения могут заинтересовать преподавателей вуза, методистов и учителей школ.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной... Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала .

Использование технологии разноуровневой дифференциации...

Организация учебно -воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы.

Задать вопрос