«Атваку-з-захаб» Махмуда Замахшари как источник восточной дидактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.10.2019

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Исламов, З. М. «Атваку-з-захаб» Махмуда Замахшари как источник восточной дидактики / З. М. Исламов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63048/ (дата обращения: 19.04.2024).



В классической литературе Востока существует традиция подражания произведениям предшественников. Это особенно часто встречается в произведениях дидактического жанра. Произведению Махмуда Замахшари по дидактике «Золотые ожерелья» «Атвақу-з-захаб» в ХШ веке Шарафиддин Исфахани написал труд «Золотые тарелки» «Атбаку-з-захаб», в Х1Х веке Мухаммад Амин Мавсили написал «Золотые нравы» «Ахлақу-з-захаб», в ХХ веке Ахмад Шавки написал «Золотые базары» «Асвақу-з-захаб». Таким образом, на основе дидактического труда Махмуда Замахшари в классической литературе Востока появились новые оригинальные литературные произведения.

Ключевые слова: Махмуд Замахшари, “Атваку-з-захаб”, “Атбаку-з-захаб”, “Ахлаку-з-захаб”, “Асваку-з-захаб”, “Калаиду-л-адаб”, совет, нравоучение, сажъ, литератор, творческое мастерство.

Центральная Азия своим богатым культурным наследием оказала положительное влияние на цивилизацию народов мира. Это влияние можно увидеть и в области литературоведения и источниковедения. Научные школы, положительные традиции, ценности местного населения в этом процессе имели свою роль. По истечению времени культура и литература региона оказывали свое положительное влияние на литературу народов востока. Важной частью литератураведения Центральной Азии считалось дидактическое наследие, посвященное жизненным мудростям. Труды, написанные учеными Мавераннахра, привлекали внимание ученых других регионов и со временем не утратили своей актуальности. Позднее, эти труды были приняты положительно учеными другой эпохи и регионов. Так появился ряд трудов, которые стали жемчужинами литературы народов востока. Это можно увидеть на примере сочинения “Атваку-з-захаб фи-л-маваиз ва-л-хутаб” яркого представителя того времени Махмуда Замахшари.

“Атваку-з-захаб фи-л-маваиз ва-л-хутаб” «Золотые ожерелья наставлений и советов» занимает особое место среди более 70 трудов Махмуда Замахшари. Как известно, Замахшари в 1130 году во второй раз совершает хадж в Мекку, и несмотря на свой физический недостаток, сто раз пройдется вокруг Каабы и после завершения каждого круга пишет статью. Так было написано сочинение, состоящее из ста статьей. Этот труд был написан в старинном арабском литературном стиле “сажъ”, который выделялся красотой и лаконичностью своего языка. В средневековье не каждый ученый владел данным стилем, так как это требовало особенного творческого мастерства. В этом труде автор показал, насколько он владеет литературным арабским языком, мастерски используя фразеологические обороты и стилистические тонкости языка. “Атваку-з-захаб фи-л-маваиз ва-л-хутаб”, как поучительное сочинение, описывает положительные стороны общества и лучшие качества людей того времени, наряду с этим указывается на их недостатки: гордыня, безграмотность, равнодушие. Научная важность труда не потеряла своей ценности, являясь актуальной и в наши дни. Особенно важную роль труд играет в воспитании молодежи [1].

Благодаря научной роли “Атваку-з-захаб” ученые последующих времен широко использовали его в своих трудах. Несмотря на то, что ученые, такие как Шарафиддин Исфахани, Мухаммад Амин ибн Ибрахим Ханафи Кадири, Ахмад Шавки, Мирза Юсуфхан ибн Эътисам Малик, жили в разных регионах, но воодушевленные “Атваку-з-захаб”, они написали ряд уникальных трудов.

Иранский ученый XIII века Шарафиддин Исфахани под воздействием “Атваку-з-захаб фи-л-маваиз ва-л-хутаб” написал свою “Атбаку-з-захаб” ала ғирари “Атваку-з-захаб” «Золотые тарелки». Ученый на фоне “Атбаку-з-захаб” описывает свою эпоху. Особенное внимание притягивает то, что каждая статья сочинения анализируется аятами Корана. В конце каждой из них приводятся аяты Корана, посвященные темам сочинения. Труд был написан в стиле Махмуда Замахшари. Статьи охватывали больше материала, чем в “Атваку-з-захаб”. Это в свою очередь привело к тому, что по факту объем этого труда оказался больше, чем “Атваку-з-захаб”.

Сравнительный анализ этих двух трудов показывает, что несмотря на то, что являясь отдельными сочинениями, зачастую они полностью друг друга дополняют. Например, в “Атваку-з-захаб”:

“О, человек, несмотря на то, что ты создан из глины, ты гордишься то предками, то богатством своим?! Тебе не к лицу гордиться предками и пренебрегать другими. Друг мой, сам подумай. Последнее жилище твое будет деревянный конь и тело твое превратится в прах, успокойся и не будь надменным!”, пишет [2, C. 68].

Именно эта статья в “Атбаку-з-захаб” передается следующим образом:

“О, дитя человечества, сотворенный из глины, рождающий и родимый! Ты наделен прекрасными качествами. Откуда ему знать, что прекрасные чувства даны Богом. Это не изобретение человека. Каждое движение по воле Аллаха. И каждое желание тоже по воле Аллаха. Если Аллах захочет, то человека направит в правильный путь. Если захочет, то предоставит его самому себе, тогда кто может усмирить свое желание. “Скажите: Если Аллах захочет вам навредить или одарить, то кто может помешать ему?!” [3, C. 5]. Так Шарафуддин Исфахани продолжает мысль Махмуда Замахшари и в конце ставит 11 аят суры “Фатиха”.

Интерес к “Атваку-з-захаб” стал причиной того, что в XIX веке появилось новое сочинение. Близко познакомившись с этими двумя трудами Мухаммад Амин ибн Ибрахим ибн Юнус ибн Ясин Мавлиси Ханафи Кадири в 1807 году, сравнивая их, написал “Ахлаку-з-захаб” — “Золотые нравы” [4]. Свой труд он посвятил главному визирю Султана Салим III Али Паша, представителю османской династии. Сочинение состоит из 75 статьей. Единственный экземпляр сочинения хранится в Индии, в фонде рукописей Патна, под номером 2683.

Статьи “Ахлаку-з-захаб” названы определенными заголовками и были посвящены актуальным темам всех времен: оказание милосердия людям и избавление от гордыни, воспитание души человека, праведные и порочные ученые, признаки счастья и несчастья, сквернословие, о достоинствах молчания и т. д. Предществующие две статьи в “Ахлаку-з-захаб” продолжаются следующим образом:

“Об избавлении человека от слабости и гордости. Удивительно, когда человек сам себе удивляется. Как может человек гордиться своими хорошими качествами и их приумножать? То, что имеет за душой только для того, чтобы дышать и шевелиться. И то, что он знает все от Аллаха. Аллах сотворил все хорошие качества человека, а самого из непроточной воды.

Человек должен признать, что его прекрасным сотворил Аллах и должен его благодарить за это. То, что человек имеет в своем теле, это все благодаря Аллаху, и это он должен понять сердцем и душой.

Человек не должен пренебрегать себе подобными. Люди живут по воле Аллаха.

Среди них имеются счастливые и несчастные, нечестные и честные, умные и глупые, с недостатками и совершенные, богатые и бедные, уважаемые и отвергнутые, щедрые и жадные, стройные и толстые, невольные и вольные, денежные и терпеливые и т. д.

Достоинства и величие людям дано от Аллаха. В священной книге написано, что “Мы действительно людей сотворили прекрасными” [5, 95.4]. Аллах говорит правду.

К сочинениям типа “Ахлаку-з-захаб” относились как к научно-исследовательским трудам, однако существуют также труды, которые имеют научно-литературную важность, например, “Калаиду-л-адаб” — “Ожерелье воспитания” [6]. Автор сочинения Мирза Юсуфхан Эътисам Аштияни был одним из ярких представителей своей эпохи в области литературы, также являлся ведущим переводчиком, провел научные исследования с обоими трудами. В конце каждой статьи «Атвакуз захаб» даются комментарии текста на арабском языке и словарь. Сочинение было написано в Табризе в 1319/1901 году.

Сочинения Махмуда Замахшари “Атваку-з-захаб” и Шарафиддина Исфахани “Атбаку-з-захаб” прославились и в арабском мире. В результате чего, в 1951 году египетский ученый Ахмад Шавки написал “Асваку-з-захаб” — “Золотые базары”.

Во введении автор пишет, что он ссылался на “Атваку-з-захаб” Замахшари, затем “Атбаку-з-захаб” Исфахани и свой труд написал, воодушевленный предшественниками, учитывая важность их трактатов [7]. В книге Ахмада Шавки описывается арабский мир XX века, в частности важные события, происходившие в Египте, объясняются такие понятия, как родина, неизвестный солдат, Суэцкий канал, память, солнце, смерть, подростки, добро, зло, сердце, лжесвидетельство, терпение, пирамиды, свобода, человечество, отношение людей того времени, заключения своей прошедшей жизни, набранный свой опыт, значения и анализ арабских слов. При усвоении этих слов у человека улучшается память, увеличивается мудрость, утверждает автор.

Махмуд Замахшари внес огромный вклад в литературу народов востока, особенно в развитие культуры ислама, в результате чего создал “Атваку-з-захаб”. Это сочинение притягивает всеобщее внимание своим совершенством, доступностью для простого народа. В результате чего в арабоязычной литературе появились настоящие жемчужины литературы народов востока: в Иране “Атбаку-з-захаб” Шарафиддина Исфакани, в Турции “Ахлаку-з-захаб” Мухаммада Амин ибн Ибрахим ибн Юнус ибн Ясин Мавсили Ханафи Кадири, “Калаиду-л-адаб” Мирза Юсуфхана Аштияни, в Египте “Асваку-з-захаб” Ахмада Шавки. В нашей стране имеются уникальные копии вышеперечисленных трудов. Их сравнительный анализ и исследование играет важную роль в изучении культуры народов востока.

Литература:

  1. Окилов М. Замахшари и его сочинение «Атвак аз-захаб». Автореф. Дисс… канд. филол. наук. –М.: 1983.
  2. Махмуд Замахшари. Атваку-з-захаб. Рукопис. — ИВАНРУЗ № 4877. — С. 68.
  3. Шарафуддин Исфаханий. Атбаку-з-захаб. Рукопис. — ИВАНРУЗ № 4877. — С.5.
  4. Мухаммад Амин Кадири. Ахлаку-з-захаб. Рукопис. — Индия. Фонд Патна. № 2683.
  5. Коран. 95.4.
  6. Мирза Юсуфхан Аштияни. Калаиду-л-адаб фи шарх Атваку-з-захаб. — Египт, 1321/1903.
  7. Ахмад Шавки. Асваку-з-захаб. — Каир, 1951.
Основные термины (генерируются автоматически): труд, аллах, вол Аллаха, сочинение, III, жемчужина литературы народов, литература Востока, положительное влияние, сравнительный анализ, Центральная Азия.


Ключевые слова

Совет, Литератор, Махмуд Замахшари, “Атваку-з-захаб”, “Атбаку-з-захаб”, “Ахлаку-з-захаб”, “Асваку-з-захаб”, “Калаиду-л-адаб”, нравоучение, сажъ, творческое мастерство

Похожие статьи

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Аллах! Пролей на нас свой свет!

Формирование мусульманского текста русской литературы не представимо без сложной сети взаимовлияний, обеспечившей тенденцию нарастания

Освоение русской литературой Востока – процесс достаточно длительный и сложный.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Освоение русской литературой Востока – процесс достаточно длительный и сложный.

Итак, увлечение Константина Бальмонта историей и философией народов Востока нашло свое

Одни из них (моральные нормы, наличные формы собственности и разделения труда и т.д...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на...

Ключевые слова: история образования, развитие дидактической мысли, сравнительный анализ, педагогика Востока, педагогика

Греческая философия оказала непосредственное влияние на взгляды в области философии обучения ученых Востока Фараби и ибн Сино.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

Монгольское нашествие нанесло серьезный удар по развитию литературы Средней Азии.

Письменные памятники художественной литературы эпохи Золотой Орды обильно

Дошедшие до нас письменные памятники представлены в виде сочинений различного характера и...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Он хорошо знал историю России, народов Центральной Азии и Европы, о чем свидетельствуют его произведения.

При создании романа «Тропа гнева» Я. Х. Ильясов опирался на многочисленные факты из истории персов и народов Центральной Азии IV-V веков до нашей...

Отражение в азербайджанском литературоведении влияния...

В книгах Аскерa Зейналова «Восток во французской литературе», «Низами Гянджеви во французских источниках» Аскера Саркароглу, «Антология французской литературы Гамлета Годжи и в других источниках открыто прослеживается влияние востока на французскую...

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Сравнительный анализ комментированных в источниках некоторых вопросов музыки доказывают, что Абу Али ибн Сино в своих трудах по музыке развил и вывел в более высокую ступень музыкально-эстетические взгляды ал-Фараби.

О структуре культуры в сравнительном анализе культур...

Аллах – абсолют; мир – его творение. У Аллаха есть ангелы, которые не вечны, они

2) При сравнительном анализе конкретных культурных форм в разных культурах более подходит

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным...

Похожие статьи

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Аллах! Пролей на нас свой свет!

Формирование мусульманского текста русской литературы не представимо без сложной сети взаимовлияний, обеспечившей тенденцию нарастания

Освоение русской литературой Востока – процесс достаточно длительный и сложный.

Сравнительный анализ культур Востока и Запада

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремится к доминированию и подчинению народов Востока, пользуясь...

Хуруфизм и его влияние на азербайджанскую литературу

Освоение русской литературой Востока – процесс достаточно длительный и сложный.

Итак, увлечение Константина Бальмонта историей и философией народов Востока нашло свое

Одни из них (моральные нормы, наличные формы собственности и разделения труда и т.д...

Некоторые сравнительные аспекты развития дидактики на...

Ключевые слова: история образования, развитие дидактической мысли, сравнительный анализ, педагогика Востока, педагогика

Греческая философия оказала непосредственное влияние на взгляды в области философии обучения ученых Востока Фараби и ибн Сино.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

Монгольское нашествие нанесло серьезный удар по развитию литературы Средней Азии.

Письменные памятники художественной литературы эпохи Золотой Орды обильно

Дошедшие до нас письменные памятники представлены в виде сочинений различного характера и...

Исторические корни духовности узбекского народа

История культуры узбекского народа является частью культуры народов Центральной Азии, проживавших на этой территории. На протяжении многовековой истории они переживали как периоды расцвета духовной жизни, так и периоды полного упадка культуры.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

Он хорошо знал историю России, народов Центральной Азии и Европы, о чем свидетельствуют его произведения.

При создании романа «Тропа гнева» Я. Х. Ильясов опирался на многочисленные факты из истории персов и народов Центральной Азии IV-V веков до нашей...

Отражение в азербайджанском литературоведении влияния...

В книгах Аскерa Зейналова «Восток во французской литературе», «Низами Гянджеви во французских источниках» Аскера Саркароглу, «Антология французской литературы Гамлета Годжи и в других источниках открыто прослеживается влияние востока на французскую...

Развитие музыкальной науки в Центральной Азии в средние века

Сравнительный анализ комментированных в источниках некоторых вопросов музыки доказывают, что Абу Али ибн Сино в своих трудах по музыке развил и вывел в более высокую ступень музыкально-эстетические взгляды ал-Фараби.

О структуре культуры в сравнительном анализе культур...

Аллах – абсолют; мир – его творение. У Аллаха есть ангелы, которые не вечны, они

2) При сравнительном анализе конкретных культурных форм в разных культурах более подходит

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным...

Задать вопрос