Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.10.2019

Статья просмотрена: 2501 раз

Библиографическое описание:

Хайбрахманова, А. Д. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних / А. Д. Хайбрахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63045/ (дата обращения: 09.12.2024).



Скрупулезная, своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего — одна из необходимых составляющих проведения эффективного и успешного данного следственного действия, что способствует получению оптимальных результатов. Для получения от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу необходимо обеспечить благоприятную атмосферу. Личность несовершеннолетних имеет характерные особенности, изучение которых позволяет выбрать наиболее целесообразные методы, учитываемые при выборе тактики допроса.

Следователь ответственен за выбор тактических приемов при проведении допроса и ориентируется, прежде всего, на существование специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопросов дачи показаний несовершеннолетних. Данные особенности, прежде всего, связаны с возрастом несовершеннолетнего. Дети по своей природе более внушаемы, отчего и очень чувствительны к постороннему воздействию. Некоторые малолетние свидетели, оказавшись в центре внимания, могут подстраивать свои показания под те, которых от них ждет следователь. Кроме того, ребенок может сказать не то, что помнит, а то, что его попросили рассказать значимые для него взрослые. Дети, склонные к фантазированию, на допросе зачастую говорят неправду, веря в собственную правдивость.

В отечественной психологической науке на базе немалого педагогического опыта сложился следующий подход к определению возрастной периодизации лиц, не достигших совершеннолетия. Данную проблему изучали следующие авторы: Пащенко Е. А., Лысенко А. В., Романов В. В. [4,6,7,8].

1) младенческий возраст (от рождения до 1 года);

2) раннее детство (от года до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);

4) младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12 лет);

5) подростковый возраст (от 11–12 до 14–15 лет);

6) старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14–15 до 17–18 лет).

Следует охарактеризовать психологические особенности каждой из перечисленных возрастных групп, которые являются существенными при производстве допроса. Нельзя не отметить тот факт, что многие особенности обусловлены полом, типологическими свойствами, его отношением к социальным аномалиям, в том числе к алкоголизму, наркомании и преступности. Важную роль играет само общество, где развивалось и воспитывалось лицо.

Первая группа включает в себя младенцев с момента рождения до одного года. В силу объективных причин подробное рассмотрение данной категории не имеет дальнейшего значения ввиду её незначимости.

Следственной практике известны весьма редкие случаи допроса детей второй возрастной группы (от 1 года до 3 лет). Допросы таких детей, целесообразно заменить игрой, беседой или опросом, так как для них характерна наблюдательность, присуща детализация.

Допрос несовершеннолетних третьей группы, представляющих дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) составляет особую сложность. Следует учитывать, что эти дети при восприятии действительности не могут выстроить причинно-следственную связь сложного события. Они запоминают фрагментами. При воспроизведении события, свидетелями которого они являлись, дети настоящей группы более подробно описывают второстепенные его стороны. Ситуация усложняется и тем, что им свойственна внушаемость и склонность к фантазированию. Таким образом, следователю может поступать противоречивая информация, что затрудняет ход расследования и выявления правдивых событий.

В результате обобщения знаний, полученных в результате исследований, можно выделить наиболее часто встречающиеся сведения, которые были получены в результате допроса малолетних:

1) описание ссор, драк, убийств и иных действий людей, свидетелем которых был ребенок;

2) описание действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц, зачастую других детей;

3) описание внешности людей (наиболее броских признаков черт лица; возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т. п.);

4) описание различных материальных объектов (с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т. п.);

5) описание разговоров с передачей их содержания и эмоциональной экспрессии.

Ввиду постепенного развития когнитивных способностей ребенка, таких как внимание и память, по мере взросления дети становятся более внимательными и сосредоточенными. В данном возрасте дети не способны к запоминанию более сложной динамики, поэтому на практике, значительно реже дети могут воспроизвести:

1) описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;

2) описание взаимоотношений между людьми;

3) причин конфликтных ситуаций и иных отношений между людьми;

4) истолкование намерений и побуждений людей, мотивов их поступков.

При допросе детей четвертой возрастной группы, младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) отмечается развитие навыков сознательного восприятия действительности, построения логических суждений, формируется понимание причинно-следственной связи, а также зарождается практический опыт общественного общения и морального поведения. Но существует такая проблема, характерная для детей рассматриваемой группы, что при повествовании или описании более сложных, глубоких явлений они не всегда способны отграничивать главное от второстепенного. При этом нехватка приобретенного не богатого жизненного опыта способствует к додумыванию тех или иных событий. Данная категория прекрасно воспринимают предметы и события, которые вызывают у них интерес. Именно об этих наблюдениях они могут дать объективную информацию, но при условии наложенного психологического контакта с ними.

У детей пятой возрастной группы — подростковой (с 11 до 15 лет). Подросткам присуще импульсивность, быстрая и резкая смена настроения, в какой-то мере неуравновешенность. Эти качества могу стать «камнем преткновения» в общении со следователем. В данном возрасте ребенок сам способен определять свое окружение, выражая при этом стремление к общению с людьми. Неблагоприятное окружение может значительно повлиять на формирование искаженных представлений о таких философских понятиях, как дружба, смелость любовь, товарищество. Важно, что именно в этот период у ребенка появляется самостоятельность в работе, появляется «чувство взрослости». Все эти качества способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Возникновение потребности в самореализации и самоутверждении на фоне своих сверстников подросток способен пожертвовать своими взглядами и устоями, и может совершить поступка, которые не отвечают его моральным установкам.

При допросе несовершеннолетних шестой возрастной группы (15–18 лет) применимы психические закономерности взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста можно заметить появление неправильных нравственных оценок наряду с повышенным стремлением к независимости. Старший школьник имеет высокое развитие психических и физических процессов. У него формируются жизненные идеалы, осуществляется выбор дальнейшего жизненного пути (профессиональная карьера). В целом формируется правосознание, завершается процесс социализации личности. С 16 лет, по общему правилу, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность. В этой связи признается, что допросы лиц, достигших 16–17 лет, целесообразно проводить в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых с применением некоторых ограничений.

Несовершеннолетний возраст издавна именуют ранимым, трудным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие лица еще не завершено. Это отражается, прежде всего, на характере его действий и поступков. В подростковом возрасте активно происходит процесс социализации личности: формируется мировоззрение, нравственные убеждения, идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение несовершеннолетнего способствует привитию искаженных ценностей, формированию низком самооценки, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего криминальные действия. Несовершеннолетний возраст характеризуется своеобразными процессами развития. В этом возрасте ярко проявляется проблема осознания себя и планирование будущего.

К возрастным особенностям психологии несовершеннолетнего относятся: противоречивость, импульсивность, сочетание чувствительности и черствости, жестокости и холодности, чрезмерно завышенной самооценки и неуверенности в себе. Данные черты сочетаются с устойчивым негативным отношением к общественной морали, установками родителей, семейным ценностям.

Таким образом, каждому возрастному периоду развития подростка свойственны психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: подросток концентрирует в себе как детские черты и стереотипы поведения, так и черты взрослого уже сформированного человека. Подросток по своей сути, уже не является ребенком и отвергает детские стереотипы, но еще не сформировал взрослый жизненный опыт. Так «чувство взрослости» в подростковом возрасте развивается стремительно, а в социуме положение лица не изменяется, поэтому появляется внутреннее отторжение, лицо становится конфликтнее, неуправляемое. Подросток вправе сам определять круг общения, ценностные ориентации.

Перечисленные выше мною факторы существенно влияют на его поведение, а также на восприятие происходящего, включая саму процедуру судопроизводства, что бесспорно необходимо учитывать должностному лицу, осуществляющему предварительное расследование, независимо от того в какой процессуальной роли выступает несовершеннолетнее лицо. Необходимо помнить, что его поведение во время допроса во многом будет определяться, прежде всего, возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.

Литература:

  1. Криминалистическое изучение личности: науч.-практ. пособие для магистрантов / А. Г. Бедризов, Т. С. Волчецкая [и др.]; ред. Я. В. Комиссарова; Моск. гос. юрид. ун-т им. О. Е. Кутафина (МГЮА).- М.: Проспект, 2017. — 224 с.
  2. Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М. М. Коченов, Н. Р. Осипова — М. Юристинформ. — 2009 г. — 263 с.
  3. Комиссарова Я. В., Комиссаров В. И. О проблеме криминалистического изучения личности носителей специальных знаний // Lex russica (Русский закон). 2014. Т. XCV (№ 10). С. 1201–1206.
  4. Романов В. В. Юридическая психология: учеб. для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
  5. Пащенко Е. А. Ответственность несовершеннолетних в спектре уголовной политики // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 82–84
  6. Пащенко Е. А. Криминогенность отставания в психическом развитии несовершеннолетних // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2 С. 64–65
  7. Лысенко А. В. О необходимости структурного реформирования системы предупреждения преступности несовершеннолетних// Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 2 С. 70–73
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возрастная группа, подростковый возраст, возраст, группа, дошкольный возраст, младший школьный возраст, несовершеннолетний возраст, причинно-следственная связь, процесс социализации личности.


Похожие статьи

Социально-психологические барьеры при проведении учебных стрельб

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Психологические аспекты преступности несовершеннолетних

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Психологические приемы эффективного обучения огневой подготовке

Обоснование необходимости психологической подготовки несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализации

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения

Похожие статьи

Социально-психологические барьеры при проведении учебных стрельб

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Психологические аспекты преступности несовершеннолетних

Психологические аспекты работы с подростками на уроках математики

Психологические приемы эффективного обучения огневой подготовке

Обоснование необходимости психологической подготовки несовершеннолетних осужденных в процессе ресоциализации

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста

Раннее выявление речевых отклонений у дошкольников и методы их исправления

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими личностные психолого-психиатрические отклонения

Задать вопрос