В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: подвижные игры, здоровый образ жизни, дошкольники.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из первых задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
От того насколько грамотно будет организована работа с воспитанниками по здоровьесбережению, насколько эффективно будут использоваться для этого условия дошкольного образовательного учреждения, зависит здоровье детей.
Поэтому приоритетными направлениями деятельности педагогического коллектива МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» являются приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, создание и эффективное использование здоровьесберегающей среды.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как совокупность здоровьесберегающих технологий, развивающей здоровьесберегающей среды и организационно-педагогических ресурсов.
Особое значение в деятельности педагогического коллектива придается подбору здоровьесберегающих технологий. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и осуществляются в следующих направлениях: физкультурно-оздоровительное, медико-профилактическое, обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка, спортивно-досуговое, информационно-просветительское:
– физкультурно-оздоровительное направлено на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка через развитие физических качеств, двигательную активность и организацию системы закаливания;
– медико-профилактические направление решает задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинских работников;
– обеспечение социально-психологического благополучия ребенка направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
– спортивно-досуговое направлено на приобщение детей к физической культуре и спорту, активное участие в соревнованиях, воспитание потребности в движении и активном образе жизни;
– информационно-просветительское направление включает в себя работу с семьями воспитанников, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.
С целью оптимизации двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении разработана модель двигательного режима, которая включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия, непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию и плаванию, музыкальную деятельность, самостоятельную деятельность детей, физкультурно-массовые мероприятия, совместную физкультурно-оздоровительную работу ДОУ и семей воспитанников.
Один раз в квартал организуются Дни здоровья (ноябрь, февраль, май, август). В этот день отменяется организованная образовательная деятельность познавательного направления, режим дня наполняется различными подвижными играми, спортивными и физическими упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.
В дошкольном образовательном учреждении имеется спортивный зал, который оснащен необходимым современным физкультурным и спортивным инвентарем: батуты, модули для прыжков, подлезания, равновесия; детские велотренажеры, диски «Здоровья», набивные мячи, самокаты, городки, степ — платформы, массажные дорожки с различными наполнителями, мячи-батуты, мячи-массажеры, тренажеры-ролики, атрибуты для обучения игре в теннис (ракетки, мячики, теннисный стол), в хоккей (хоккейные ворота, клюшки, шайбы), в бадминтон, в футбол и др. Создано и используется нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников: «Веселый клоун», игра «Напольные шашки», тренажер «Мячики на веревочке», многофункциональная «Дорожка-лесенка», «пластиковые» лыжи, массажные коврики для профилактики плоскостопия «легкоступы», пособие «Разноцветный парашют», туннель, жгуты для силовых упражнений и др. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий, обогащает двигательный опыт детей.
В каждой возрастной группе созданы условия для удовлетворения двигательной активности. В доступном месте расположены двигательные игрушки, мелкий спортивный инвентарь. В группе задействованы не только горизонтальная плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а также воздушное пространство (спускающиеся на нитях мячики, игрушки и пр.)
Серьезное внимание в дошкольном учреждении уделяется вопросу адаптации детей к условиям детского сада. Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников — это создание в группах детского сада безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия. В период адаптации воспитатель ведет индивидуальные листы прохождения адаптации каждым ребенком, что позволяет тщательно наблюдать за ним и делать соответствующие выводы. Педагог — психолог на основании наблюдений дает рекомендации по облегчению адаптации. Немаловажное значение в сохранении психического здоровья детей придаём личностно-ориентированной модели общения, основой которой является признание ребенка как полноценной личности, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышение самооценки малыша. Для снятия эмоционального напряжения в группах оформлены уголки уединения, которые представляют детям возможность уединиться, заняться любимым делом.
Как известно, деятельность детей в закрытых помещениях не вызывает у дошкольников столько положительных эмоций, как физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Для этого в ДОУ имеется спортивная площадка, оснащенная необходимым инвентарем и оборудованием: ямой для прыжков в длину, «полосой препятствий», турниками, площадкой для игры в городки, «классики», мини-футбол и хоккей.
Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада. Педагоги активно внедряют такой метод как терренкур — метод, сочетающий в себе физкультуру, ландшафто- и климатотерапию: «Тренирующая дорожка», «Тропа здоровья», «Игровая площадка». «Тренирующая дорожка» используется для развития физических качеств у детей с учетом возрастных особенностей:
– бег — полосы разного цвета с отметкой «Старт» и «Финиш»;
– разные виды прыжков — разметка «классики»
– метание — круги вертикальные и горизонтальные
– прыжки в длину с места — квадрат с разметкой.
«Тропа здоровья» состоит из дорожек с наполнением (песка, гравия, травы, деревянных спилов и др.) и служит для выполнения оздоровительных мероприятий, упражнений по профилактике плоскостопия. «Тропа здоровья» проходит между душистыми цветами и лекарственными растениями. «Игровая площадка» — территория с естественным травяным покрытием, на котором можно играть в подвижные и спортивные игры.
Таким необычным способом удалось повысить двигательную активность воспитанников на свежем воздухе. В игровой форме предлагается детям пройти маршрут, применяя систему карточек с картинками. Маршрут может меняться в зависимости от поставленных задач и времени года. Например, зимой «тренирующая дорожка» используется как лыжня, «игровая площадка» — для постройки снежных горок и крепостей, проведения зимних праздников. Сегодня, например, «прохождение» тренирующей дорожки совместно с родителями является обязательным ритуалом для многих воспитанников перед уходом домой.
Работа по созданию здоровьесберегающй среды в ДОУ, ее эффективное использование и профессиональная поддержка родителей в вопросах физического воспитания детей обеспечили готовность семей воспитанников к конструктивно-партнерским взаимоотношениям с педагогами. Родители являются не только помощниками в изготовлении нестандартного оборудования, создания элементов здоровьесберегающей среды на территории детского сада, но и активными участниками физкультурно-оздоровительных мероприятий: экскурсии в шахматно-шашечный клуб МБУ ДО «ЦДО «Лидер», велопробега «За здоровьем на велосипеде!», социально-значимой акции «Спортивные дети — здоровые дети!», летнего спортивного праздника «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!» и др.
Накопленный опыт позволил выстроить комплексную модель здоровьесбережения в ДОУ, которая дает возможность обогатить содержание физкультурно-оздоровительной работы, сделать ее современной и эффективной, повысить качество дошкольного образования в целом:
– у воспитанников наблюдается устойчивый интерес к постоянным физическим и спортивным упражнениям, к двигательной деятельности;
– мониторинг заболеваемости за 3 года показывает положительную динамику, что свидетельствует об эффективной работе дошкольного учреждения по снижению уровня заболеваемости: 2015 год — 6,1 д/д; 2016 год — 6,0 д/д; 2017 год — 5,8 д/д;
– дошкольники принимают активно участие в городской Спартакиаде, в соревнованиях по аэробике среди ДОУ Старооскольского городского округа и занимают призовые места;
– прослеживается положительная динамика развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста; в рамках регионального проекта «Навстречу комплексу ГТО» воспитанники подготовительных к школе групп показали высокие результаты во входном тестовом испытании на гибкость, скоростно-силовые качества в прыжках в длину с места.
Используемые в комплексе физкультурно-оздоровительные технологии в эффективной здоровьесберегающей среде в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности.
Литература:
- Лавриенко Г. В. Гигиенические проблемы охраны здоровья детей / Г. В. Лавриенко //Минский государственный медицинский институт, кафедра гигиены детей [электронный ресурс]. — 2006 г. www.giac.unibal.bu
- Дереклеева Н. И. Подвижные игры, двигательные тренинги, Дни здоровья. М., 2004
- Ковалько В. И. Школа физкультминуток (детский сады): Практические физкультминутки, двигательные комплексы, подвижные игры для дошкольников. М., 2005.
- Холодов Ж. К. теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Учебное пособие для учебных заведений — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр Академия, 2011. — 480 с.