Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.10.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Труфанова, Т. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в практике воспитателя детского сада / Т. В. Труфанова, С. А. Постникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63043/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются аспекты подвижных игр, которые являются средством формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Ключевые слова: подвижные игры, здоровый образ жизни, дошкольники.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из первых задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

От того насколько грамотно будет организована работа с воспитанниками по здоровьесбережению, насколько эффективно будут использоваться для этого условия дошкольного образовательного учреждения, зависит здоровье детей.

Поэтому приоритетными направлениями деятельности педагогического коллектива МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» являются приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, создание и эффективное использование здоровьесберегающей среды.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как совокупность здоровьесберегающих технологий, развивающей здоровьесберегающей среды и организационно-педагогических ресурсов.

Особое значение в деятельности педагогического коллектива придается подбору здоровьесберегающих технологий. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и осуществляются в следующих направлениях: физкультурно-оздоровительное, медико-профилактическое, обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка, спортивно-досуговое, информационно-просветительское:

– физкультурно-оздоровительное направлено на укрепление здоровья и физическое развитие ребенка через развитие физических качеств, двигательную активность и организацию системы закаливания;

– медико-профилактические направление решает задачи сохранения и улучшения здоровья детей под руководством медицинских работников;

– обеспечение социально-психологического благополучия ребенка направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

– спортивно-досуговое направлено на приобщение детей к физической культуре и спорту, активное участие в соревнованиях, воспитание потребности в движении и активном образе жизни;

– информационно-просветительское направление включает в себя работу с семьями воспитанников, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей своей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.

С целью оптимизации двигательной активности детей в дошкольном образовательном учреждении разработана модель двигательного режима, которая включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия, непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию и плаванию, музыкальную деятельность, самостоятельную деятельность детей, физкультурно-массовые мероприятия, совместную физкультурно-оздоровительную работу ДОУ и семей воспитанников.

Один раз в квартал организуются Дни здоровья (ноябрь, февраль, май, август). В этот день отменяется организованная образовательная деятельность познавательного направления, режим дня наполняется различными подвижными играми, спортивными и физическими упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

В дошкольном образовательном учреждении имеется спортивный зал, который оснащен необходимым современным физкультурным и спортивным инвентарем: батуты, модули для прыжков, подлезания, равновесия; детские велотренажеры, диски «Здоровья», набивные мячи, самокаты, городки, степ — платформы, массажные дорожки с различными наполнителями, мячи-батуты, мячи-массажеры, тренажеры-ролики, атрибуты для обучения игре в теннис (ракетки, мячики, теннисный стол), в хоккей (хоккейные ворота, клюшки, шайбы), в бадминтон, в футбол и др. Создано и используется нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников: «Веселый клоун», игра «Напольные шашки», тренажер «Мячики на веревочке», многофункциональная «Дорожка-лесенка», «пластиковые» лыжи, массажные коврики для профилактики плоскостопия «легкоступы», пособие «Разноцветный парашют», туннель, жгуты для силовых упражнений и др. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий, обогащает двигательный опыт детей.

В каждой возрастной группе созданы условия для удовлетворения двигательной активности. В доступном месте расположены двигательные игрушки, мелкий спортивный инвентарь. В группе задействованы не только горизонтальная плоскость (пол), но и вертикальные поверхности (стены), а также воздушное пространство (спускающиеся на нитях мячики, игрушки и пр.)

Серьезное внимание в дошкольном учреждении уделяется вопросу адаптации детей к условиям детского сада. Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников — это создание в группах детского сада безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия. В период адаптации воспитатель ведет индивидуальные листы прохождения адаптации каждым ребенком, что позволяет тщательно наблюдать за ним и делать соответствующие выводы. Педагог — психолог на основании наблюдений дает рекомендации по облегчению адаптации. Немаловажное значение в сохранении психического здоровья детей придаём личностно-ориентированной модели общения, основой которой является признание ребенка как полноценной личности, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышение самооценки малыша. Для снятия эмоционального напряжения в группах оформлены уголки уединения, которые представляют детям возможность уединиться, заняться любимым делом.

Как известно, деятельность детей в закрытых помещениях не вызывает у дошкольников столько положительных эмоций, как физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Для этого в ДОУ имеется спортивная площадка, оснащенная необходимым инвентарем и оборудованием: ямой для прыжков в длину, «полосой препятствий», турниками, площадкой для игры в городки, «классики», мини-футбол и хоккей.

Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада. Педагоги активно внедряют такой метод как терренкур — метод, сочетающий в себе физкультуру, ландшафто- и климатотерапию: «Тренирующая дорожка», «Тропа здоровья», «Игровая площадка». «Тренирующая дорожка» используется для развития физических качеств у детей с учетом возрастных особенностей:

– бег — полосы разного цвета с отметкой «Старт» и «Финиш»;

– разные виды прыжков — разметка «классики»

– метание — круги вертикальные и горизонтальные

– прыжки в длину с места — квадрат с разметкой.

«Тропа здоровья» состоит из дорожек с наполнением (песка, гравия, травы, деревянных спилов и др.) и служит для выполнения оздоровительных мероприятий, упражнений по профилактике плоскостопия. «Тропа здоровья» проходит между душистыми цветами и лекарственными растениями. «Игровая площадка» — территория с естественным травяным покрытием, на котором можно играть в подвижные и спортивные игры.

Таким необычным способом удалось повысить двигательную активность воспитанников на свежем воздухе. В игровой форме предлагается детям пройти маршрут, применяя систему карточек с картинками. Маршрут может меняться в зависимости от поставленных задач и времени года. Например, зимой «тренирующая дорожка» используется как лыжня, «игровая площадка» — для постройки снежных горок и крепостей, проведения зимних праздников. Сегодня, например, «прохождение» тренирующей дорожки совместно с родителями является обязательным ритуалом для многих воспитанников перед уходом домой.

Работа по созданию здоровьесберегающй среды в ДОУ, ее эффективное использование и профессиональная поддержка родителей в вопросах физического воспитания детей обеспечили готовность семей воспитанников к конструктивно-партнерским взаимоотношениям с педагогами. Родители являются не только помощниками в изготовлении нестандартного оборудования, создания элементов здоровьесберегающей среды на территории детского сада, но и активными участниками физкультурно-оздоровительных мероприятий: экскурсии в шахматно-шашечный клуб МБУ ДО «ЦДО «Лидер», велопробега «За здоровьем на велосипеде!», социально-значимой акции «Спортивные дети — здоровые дети!», летнего спортивного праздника «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!» и др.

Накопленный опыт позволил выстроить комплексную модель здоровьесбережения в ДОУ, которая дает возможность обогатить содержание физкультурно-оздоровительной работы, сделать ее современной и эффективной, повысить качество дошкольного образования в целом:

– у воспитанников наблюдается устойчивый интерес к постоянным физическим и спортивным упражнениям, к двигательной деятельности;

– мониторинг заболеваемости за 3 года показывает положительную динамику, что свидетельствует об эффективной работе дошкольного учреждения по снижению уровня заболеваемости: 2015 год — 6,1 д/д; 2016 год — 6,0 д/д; 2017 год — 5,8 д/д;

– дошкольники принимают активно участие в городской Спартакиаде, в соревнованиях по аэробике среди ДОУ Старооскольского городского округа и занимают призовые места;

– прослеживается положительная динамика развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста; в рамках регионального проекта «Навстречу комплексу ГТО» воспитанники подготовительных к школе групп показали высокие результаты во входном тестовом испытании на гибкость, скоростно-силовые качества в прыжках в длину с места.

Используемые в комплексе физкультурно-оздоровительные технологии в эффективной здоровьесберегающей среде в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности.

Литература:

  1. Лавриенко Г. В. Гигиенические проблемы охраны здоровья детей / Г. В. Лавриенко //Минский государственный медицинский институт, кафедра гигиены детей [электронный ресурс]. — 2006 г. www.giac.unibal.bu
  2. Дереклеева Н. И. Подвижные игры, двигательные тренинги, Дни здоровья. М., 2004
  3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (детский сады): Практические физкультминутки, двигательные комплексы, подвижные игры для дошкольников. М., 2005.
  4. Холодов Ж. К. теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Учебное пособие для учебных заведений — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр Академия, 2011. — 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, свежий воздух, возрастная группа, двигательная активность, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, здоровый ребенок.


Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками

В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Похожие статьи

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются приоритетные направления в физическом и психическом развитии детей дошкольного возраста посредством подвижных игр.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Сущность подвижных игр как средства воспитания положительных взаимоотношений между старшими дошкольниками

В статье анализируется роль игры в жизни детей, функции игры и ее влияние на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Задать вопрос