Автор: Красман Вера Александровна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 476 раз

Библиографическое описание:

Красман В. А. К вопросу о специфике «ночного хронотопа» в европейском романтизме // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 18-20.

Романтизм, являясь ярким и неоднозначным направлением искусства, постоянно привлекает внимание различных исследователей. Существует целый ряд работ, посвященных изучению принципов романтической эстетики. В этих работах на первый план выходят такие темы как любовь, одиночество, невыразимое. Однако достаточно мало внимания уделяется такой значимой теме как ночь. В данной статье мы попытались собрать воедино уже существующие высказывания о важности хронотопа ночи в романтизме, а также наметить основные подходы писателей и поэтов-романтиков в прочтении «ночной тематики».
В романтизме интерес к теме ночи можно увидеть в различных видах искусства. К данной теме обращались многие музыканты, художники, философы. Так, например, Шеллинг в работе о самофракийских божествах 1815 г. отмечает, что «ночь – древнейший объект поклонения; исчисления времени у многих народов – в том числе у славян – первоначально велось по количеству ночей» [1, с.290]. Это высказывание подчеркивает древнейшую значимость ночи, особый ее статус в жизни человека.
ХIХ век подарил мировой культуре расцвет особого музыкального жанра – ноктюрна. Шопен, Лист, Шуман, Чайковский работали в нем. «Элегическая мечтательность, тихое созерцание умиротворенной природы, грезы любви или бурное смятение чувств, мрачные душевные порывы, щемящая тоска – таковы основные полюсы его настроений» [2, с.94]. Помимо этого, например, Шуман создал «Ночные отрывки», при чем само название сущностно для культуры романтизма.
Вагнер также неоднократно обращался к образу ночи. Например, его всемирно известная «Песня ночной звезды» из оперы «Тристан и Изольда». Ночь, снимающая некий покров с дневной реальности, в творческой концепции Вагнера занимает особое место. Он говорит, что «сама музыка ведет нас из мира разделенного в глубины иного мира, который скрывает от нас дневное сознание» [3, с.191]. Большое количество авторов начала XIX века обращалось к теме ночи, а многие выносили это даже в заглавие. Например, Гейне «Флорентийские ночи», Новалис «Гимны к ночи», Гофман «Ночные повести», Мюссе «Ночи».
Возникает вопрос, почему обнаруживается столь пристальное внимание именно к этому времени суток. Конечно, можно говорить о ночи как о мотиве, как о единице неразложимой и повторяющейся. Например, фольклор имел свой образ ночи (достаточно вспомнить хронотоп сказки, где все необычное, страшное, загадочное происходит ночью). Античная мифология также не обходит стороной образ ночи. В греческой мифологии божество ночи – Нюкта (Никта) – является дочерью Хаоса, сестрой Эреба (Мрака), матерью Танатоса (Смерти) и Гипноса (Сна). Ночь представляет собой одну из первичных мирообразующих потенций, она породила силы, скрывающие в себе тайны жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира, без которой, однако, не мыслим ни мир, ни его конечная гармония [4, с.218]. Ночь – символ таинственности жизни и смерти. Ночь в соотношении с силами смерти, сна, мрака и хаоса близка для восприятия романтиков, хотя и не ограничивается только этим.
Если согласиться и опереться на рассуждения немецкого исследователя Ю. Петерсена, который изучает основные принципы в эстетике романтизма, можно приблизиться к пониманию такого большого интереса к ночи. Ю. Петерсен отмечает: «пафос романтизма – индивидуальное (в отличие от классицизма, где главный пафос скрыт в общественном), герой-романтик – созерцатель, и наиболее важны для него чувства» [2, с.197]. Никакое другое время суток не дает человеку возможности воплотить вышеописанное. Ночь – возможность побыть наедине с самим собой, со своими мыслями, переживаниями. Это время спокойного созерцания, время пылких страстей, время покаяния и искупления грехов, это время дьявольщины, чертовщины и смертных преступлений.
Ночь несет в себе иллюзию бесконечности, изменчивости и единства. Ночь – это мировая мистика, это всеобъемлющая музыка, сила, причем иррациональная сила. Известно, что В. М. Жирмунский писал: « Романтизм является своеобразной формой развития мистического сознания» [3, с.6]. Ночь в своей непознаваемости и загадочности подтверждение тому. Опираясь на работу Ванслова «Эстетика романтизма», можно выделить несколько аспектов понимания ночи.
1) Ночь как «спасение, укрытие от неприглядной жизни дня. Она вуалирует противоречия мира, вносит в него недостающую гармонию. Ночью спадают обманчивые внешние покровы жизни, исчезает слепящий свет, подлинная же сущность мира выступает в ее неприкрытой наготе. Человеческая душа вступает в интимное соприкосновение с духовным содержанием мира, в ней оживают и просыпаются чувства, заглушаемые днем внешней поверхностной жизнью» [2, с.93]. Подобное восприятие ночи мы находим у Тика, Новалиса, Байрона. Например, байроновский Манфред говорит о себе: «Ночи лик был для меня и ближе, и милей, чем человек». Ряд стихотворений Байрона рисует особую лирично-светлую ночь, связанную с образом яркой звезды. Например, в стихотворении 1812 г. «Еще усилье – и, постылый…» он пишет:
«Нам звезды кроткими лучами
Отрадный мир вливают в грудь.
Я сам бессонными ночами
Любил глядеть на Млечный путь…» [5, с.52].
Тик в драме-мистерии “Жизнь и смерть святой Генофевы” также использует ночной хронотоп. Ночь усиливает, драматизирует конфликт, именно ночь позволяет открыть свои чувства, свою любовь. «Гимны к ночи» (1799-1800) называет Новалис (Фридрих фон Гарденберг) цикл стихотворений, в которых оплакивает смерть своей возлюбленной (Софии Кюн). Как пишет В. М. Жирмунский, «“Гимны” Новалиса демонстрируют отказ от светлого дня и этого земного существования. В «Гимнах» объявляется, что смерть - истинная сущность жизни, а ночь – истинная сущность дня. «Человек глубже дня и всего дневного, человек старше дня, корни человека ночные, из ночи он приходит и в ночь уходит» [6, с.198].
2) Ночь символизирует «мрачный характер бытия вообще. Чернота ее – выражение темного колорита мира» [2, с.93]. Ночь несет с собой безысходность, ужас, страх, пессимистические переживания, кошмары и муки совести. Ночью проявляют свою мощь потусторонние силы. Отчасти подобное восприятие связано со средневековьем, с традицией готического романа. В это время совершаются все самые ужасные преступления. Достаточно вспомнить новеллы Гофмана (например, «Майорат», «Песочный человек», «Пустой дом»), где все самые таинственные, самые страшные и невероятные события происходят ночью. Не случайно Генрих Гейне назвал сочинения Э. Т. А. Гофмана «криком ужаса в двадцати томах» [7, с.11].
Мрак и тайна, ночь и смерть неразрывно связаны, особенно ярко это проявляется в романе «Эликсиры сатаны». Ночью к героям ниспускаются откровения. Так, например, первая «встреча» Медарда с Аврелией происходит во сне. Ночная природа оказывается соучастником и свидетелем страшных преступлений и человеческой распущенности (убийство монаха-капуцина, измены и любовные утехи Евфимии, а также ее смерть). Безумство как никогда набирает силу, охватывая сознание целиком. Вспомним полуночную встречу с сумасшедшим монахом.
Не стоит считать, что ночь несет на себе исключительно негативную окраску. Конечно, мрачное, пугающее, мистическое начало сильно, и все же через преодоление ужаса и искушений человек находит путь к высшему, к прекрасному. Конец романа «Эликсиры сатаны» демонстрирует возможность преображения. «В ночь с третьего на четвертое сентября 17** года в обители нашей произошло много, поистине достойного удивления. Около полуночи до меня стали доноситься из соседней с моею кельи отца Медарда то какое-то странное хихиканье и смех, то глухие жалобные стенания <…> Как раз при пении реквиема распространилось по всей церкви весьма сильное благоухание роз…» [7, с.308]. Ночь становится неким пограничным началом, неким испытанием, несущим либо полный крах, либо духовную победу, озарение.
3) Ночь как сказка, связанная со сновиденческой природой. В романтических текстах часто выводится на первый план иллюзорность ночи, её фантастичность, связанная с категорией сна. Возникают проблемы соотношения сна и смерти, сна и иллюзии, сна и яви. Романтическое восприятие ночи и сна предельно разнообразно. Как уже было показано, ночь может сочетать в себе многое. Но важно отличать ночь, заданную как реальность (пусть даже с мистическим колоритом), и ночь как время чудесного, сказочного, невероятного, светлого и доброго.
Х. К. Андерсен в своих произведениях часто использует хронотоп ночи, который создает особое настроение. Целая серия историй, связанных с Оле-Лукойе, рисует читателю своеобразный мир детства, мир, в котором сбываются мечты, где сны не отличить от яви (такое понятие как «сон наяву» значимо в контексте сказки), где фантастическое несет добро. Ночь может быть связана и с проблемой инициации, например, в «Принцессе на горошине» героиня приобретает свое новое качество, пройдя испытание ночью сном.
Сказка Андерсена «Райский сад» выстроена таким образом, что именно ночь задает основные этапы злоключений героя. Первая ночь – завязка конфликта, возможность познать тайну с помощью братьев-ветров. Вторая ночь – момент искушения, испытания принца: «…но вот солнце село, небо засияло, как расплавленное золото, и на лилии упал розовый отблеск. Принц выпил пенистого вина, поднесенного ему девушками, и почувствовал прилив несказанного блаженства» [8, с.109]. Герой не выдерживает «ночные испытания» земными наслаждениями (любовь, музыка, вино, плоды познания добра и зла), и Райский сад становится далекой сияющей звездой на небе.
Важно подчеркнуть, что ночь дается в знаковых контекстах: тайна, искушение, грех, любовь, музыка, звезда. Звезда, как правило, является светлым, чудесным эквивалентом ночного бытия. Следует обратить внимание, что тема звезды часто встречается в поэзии как европейских, так и русских романтиков, и прочтение этой тематики неоднозначно. Так, например, Дж. Г. Байрон часто использовал образ звезды. В прочтении Байрона он обычно связан с любовными переживаниями, с тоской об утерянном чувстве. Образ возлюбленной метафорически выражен в звезде. Свет далекой звезды как послание тому, кто остался на земле и хранит воспоминания о былом.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что ночной хронотоп в сказках Андерсена имеет отличный характер от наиболее часто встречаемого, связанного с одиночеством, тоской, болью по ушедшему безвозвратно. Андерсен акцентирует иллюзорную и сновиденческую природу ночи, он наполняет ночное бытие не ужасающей мистикой, а по-сказочному светлой фантастикой.
Рассмотрение ночной тематики в европейском романтизме подводит к следующим выводам. Данная тема является знаковой в эстетике романтизма и очень распространенной. Можно говорить о нескольких аспектах восприятия ночи: ночь-смерть, ночь-сон, ночь-страдание, ночь-любовь, ночь-искушение, ночь–искупление, а также ночь связана с проблемой «прапамяти», т.к. она открывает нечто скрытое, потаенное, несет с собой откровение и озарение. Это единственное время, позволяющее отойти от дневной суеты и обратиться к себе, в себя, стать созерцателем и философом.


Литература:

  1. Гулыга А. Шеллинг.- М., 1994. С. 290.
  2. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство,1966. – 402 с.

  3. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. - Спб.: Axioma, 1996. – 232 с.

  4. Лосев А. Ф. Никта // Мифы народов мира. - Т.2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1992. - С. 218.
  5. Байрон Дж. Г. Избранное.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.

  6. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. – 570 с.

  7. Гофман Э. Т. А. Эликсиры сатаны. - Ижевск: Квест, 1992. - 464 с.
  8. Андерсен Х. К. Сказки. - М.: Худ. лит., 1991. - 492 с.


Основные термины (генерируются автоматически): теме ночи, восприятие ночи, образ ночи, важности хронотопа ночи, древнейшую значимость ночи, Подобное восприятие ночи, стороной образ ночи, мифологии божество ночи, Романтическое восприятие ночи, эстетике романтизма, аспектов понимания ночи, образу ночи, аспектах восприятия ночи, план иллюзорность ночи, особую лирично-светлую ночь, европейском романтизме, природу ночи, истинная сущность, ночь уходит», ночь связана.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос