Автор: Барабанов Родион Евгеньевич

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 6677 раз

Библиографическое описание:

Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 174-176.

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В. П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:

Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости.

Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха).

Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно при этом выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.

Фоновые факторы можно определить как факторы наследственного происхождения, к ним следует отнести различные нарушения метаболизма. К фоновым факторам врожденного происхождения возможно отнести перенесенную матерью во время беременности вирусную инфекцию. Особое влияние оказывают неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо лекарственных препаратов, или асфиксия при родах. Справедливости ради необходимо заметить, что эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать условные повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового вредоносного фактора (например, заболевание ребенка вирусной инфекцией) вызовут выраженное нарушение слуха.

В сурдологической практике выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие дети.

Клиническая картина глухих детей указывает на глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое определяется прежде всего наследственностью, врожденными или приобретенными в раннем детстве факторами — до овладения речью (постнатальный период). В случае, когда глухих детей не обучают речи специальными средствами (не оказывают должной сурдологической и логопедической помощи по каким-либо внешне социальным причинам), они становятся немыми — глухонемыми, как называли их не только в бытовой практике, но и в научных работах до 1960-х годов прошлого столетия. При этом, большинство глухих детей имеют остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Как показывает практика и вместе с ней проведенные исследования, глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и практически не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 75—90 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 90 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Длительное обучение таких лиц речи обеспечивает в конечном итоге формирование речи, приближающееся к нормальному или хотя бы способствующего общению в социальной среде. Далее невозможно не сказать о том, что глухота вызывает вторичные изменения и нарушения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Отпечаток накладывается на все стороны познавательной деятельности данного лица.

Слабослышащие (тугоухие) — дети (лица) с частичной недостаточностью слуха, приводящей к стойкому нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с весьма большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащими принято считать лица, начинающих слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 — 75 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон воспринимаемых звуков по высоте.

Конечно, недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде, изменению строя фонетико-фонематического ряда и т.п. Варианты развития речи у слабослышащих детей разноплановы и во многом зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических и психологических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.

Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2—3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей носит тотальный, или близкая к глухоте, характер или близкий к той, что наблюдается у слабослышащего ребенка. На этой почве у ребенка может появиться тяжелая психическая реакция на то, что он не слышит многие звуки или слышит их искаженными, не понимая, что ему говорят. Это порой приводит к полному отказу ребенка от какого-либо общения в окружающей его среде, дает толчок психическому заболеванию (раннему детскому аутизму, ретардации) . Задача перед специалистом состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. В случае, если у него имеются достаточные остатки слуха, то данная цель достигается с помощью слухового аппарата. Однако, при более тотальном нарушении слуха необходимыми к применению становятся дактиль, жестовая речь, чтение с губ (редкое явление на сегодняшний день, поскольку специалистов, владеющих этим приемом становится весьма мало) и письменная речь (нарушение которой у глухих и слабослышащих детей носит иногда стойкий характер).

Хочется отметить, что при гемолитической болезни новорожденных, (несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или по принадлежности их крови к разным группам), возможно наблюдать нарушение слуха, которое может сочетаться: с общим поражением мозга и олигофренией, с диффузным поражением мозга, с задержкой психического развития, с выраженным гиперкинезом, с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, с легким поражением нервной системы и т.д. При этом нарушение слуха может быть обусловлено нарушениями функций мозговых систем, в которых должен осуществляться прием, анализ и синтез звуковой информации (височная доля головного мозга: 20, 21, 22, 41, 42, 52-ое поля), поступающей из внешней среды.

Приобретенное нарушение слуха, возникшее вследствие травмы черепа, может быть связано с нарушением не только рецепторного отдела слухового анализатора, но и его проводящих путей и корковой части. Нередко недостаточность слуха сочетается с нарушением вестибулярного аппарата.

Обязательно, всякому собственно психологическому исследованию детей должен предшествовать сбор подробных анамнестических данных.

Особенности речи глухих и слабослышащих

Ограниченное понимание речи — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений.

В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов).

В произношении слов имеется много искажений в структуре слова: интересно, что обычно сохраняется контур слов или хотя бы ударный слог, как наиболее слышимый, на этом основании могут смешиваться слова фонетически сходные.

Характер звукопроизношения слабослышащих лиц будет следующим: 1) смешение звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных; 2) сигматизмы (в основном призубный и боковой), длительно удерживающиеся замены шипящих свистящими и смешение свистящих и шипящих; неправильное произнесение соноров «р» и «л»; 3) недостатки смягчения; 4) позднее формирование аффрикат; 5) выпадение при стечении согласных одной из согласных.

Голос слабослышащего обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.

Большинство из указанных недостатков соответствует особенностям речи нормального ребенка периода речевого развития; другие недостатки характеризуются неправильными навыками, обусловленными недостаточными и искаженными восприятиями, поступающими в слуховой анализатор. К последним относятся: глухой и слабо модулированный голос, упорные смешения звонких и глухих при явлениях озвончения глухих согласных, трудность воспитания правильных свистящих согласных.

Для выяснения и уточнения тех данных, которые характеризуют слабослышащего ребенка и возможности его дальнейшего развития и обучения, проводится обследование. Оно должно несомненно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер. Одно из важных мест в нем занимает обследование слуха.

Отоларинголог проводит обследование слуха аппаратурным путем и при помощи речи. Логопед проводит полное логопедическое обследование, в котором должно иметь место и обследование слуха при помощи речи; хотя последнее не может обладать точностью аппаратурного обследования, но благодаря теснейшей связи слуха и речи имеет очень важное значение.

Кроме слуховых данных, в логопедическое обследование слабослышащего ребенка должны войти речевой анамнез и состояние речи в момент обследования.

При собирании речевого анамнеза важно выяснить особенности речевого развития слабослышащею ребенка до момента снижения слуха, обстоятельства и время возникновения тугоухости, последующие изменения в речевом развитии (словаря, грамматического строя, звуковой стороны речи), в общем поведении ребенка.

Выяснение формы общения между слабослышащим и его близкими, как, например, жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др., часто помогает понять причину несоответствия речи тугоухого и степени снижения слуха.

Практическое обследование слабослышащих и глухих детей

На базе кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии Московского Педагогического Государственного Университета было проведено ларингологическое обследование слабослышащих, глухих и нормально слышащих студентов дефектологического факультета кафедры сурдопедагогики. В ходе непрямой ларингоскопии, проводимой зеркальным гортанным ларингоскопом диаметром 16 и 27 мм (по М. Гарсия), был проведен осмотр состояния голосовых складок и гортаноглотки.

По результатам исследования каких-либо явных дефектов в анатомическом строении и функционировании голосообразующего аппарата не выявлено. Голосовые связки подвижны и сохраняют тенденцию к нормальному голосообразованию, что должно учитываться при оказании логопедической помощи таким пациентам.

В логопедическом обследовании принимало участие 12 человек в возрасте 18-ти лет. Четверо из них имели 4-ую степень потери слуха, пятеро были с 3-ей степенью потери слуха, двое со 2-ой и один был с нормальным, сохранным слухом.

Что касаемо нарушения речи этих обследуемых, то на лицо, с 4-ой степенью потери слуха наблюдается комплексное недоразвитие речи. Прежде всего, это связано с отсутствием необходимой логопедической помощи в раннем дошкольном и школьном периодах. При попытке вызвать голос, мы могли наблюдать неправильно поставленное внешнее (обычное) и речевое (фонационное дыхание). А, как известно, именно правильное дыхание формирует нашу речь. Следовательно, при логопедическом консультировании таким пациентам необходимо перво-наперво поставить правильное речевое дыхание путем обучения дыхательной гимнастики и сделать акцент на развитие артикуляционного аппарата, поскольку только комплексный подход даст плоды при формировании вербальных средств общения (в данном случае – устной и письменной речи). Что касается обследуемых с 3-ей степенью потери слуха, то здесь ситуация обстоит ненамного, но лучше. Среди речевых нарушений точно можно выделить сигматизм и ламбдацизм, сопряженных также с нарушением фонационного дыхания. Меры воздействия, которые можно применить в данном случае, это сделать упор на фонопедические упражнения, которые способствовали бы развитию голоса, интонации и выразительности, устранению сигматизмов, формированию аффрикат и правильного дыхания, а также дикционную гимнастику. У обследуемого со 2-ой степенью среди речевых нарушений можно было отметить опять же ламбдацизм и шепелявость. Преодолевается данное речевое нарушение путем специальных (стандартизированных) логопедических упражнений. У нормально слышащего наблюдалась легкая степень заикания, основой которого являлись неврозные клонические, смыкательные голосовые судороги голосообразующего аппарата и губные артикуляционные судороги не имеющие связи с патологией слуха.

Вывод, который можно сделать, однозначен: людям, страдающим нарушениями слуха необходима логопедическая помощь. Нецелесообразным является ограничение только сурдологическими методами и приемами. Формирование речи людей с аномалией слуха – это задача двух направлений дефектологии: сурдопедагогики и логопедии. На данном этапе научно-исследовательской работы яркой связи между степенью потери слуха и нарушением речи не выявлено. Изучение данной области будет продолжено далее.

Литература:
  1. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.
  2. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000.
  3. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, степенью потери слуха, обследование слуха, нарушениями слуха, снижения слуха, орган слуха ребенка, факторы нарушений слуха, врожденное нарушение слуха, Этиология нарушения слуха, двустороннее нарушение слуха, обследование слуха аппаратурным, поражение слуха, резкое ухудшение слуха, слабослышащего ребенка, частичной недостаточностью слуха, недостатки слуха, слабослышащих детей, достаточные остатки слуха, тотальном нарушении слуха, степени снижения слуха.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос