Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Статья просмотрена: 10411 раз

Библиографическое описание:

Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 155-157. — URL https://moluch.ru/archive/28/3073/ (дата обращения: 19.11.2018).

    • Зачем использовать метод case-study?

    • Потому, что о мудрости нельзя рассказать в словах.

[5]

К числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка профессии относится метод кейс-стади. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. Обучаемым предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку профессии.

Принято считать, что техника кейс-метода была разработана в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе. Однако основы этой методики лежат в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. Задачу учителя он видел в том, чтобы помочь своим слушателям самостоятельно «родить» знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребёнок во чреве матери [1]. Тысячелетия спустя использование метода, прародителем которого был Сократ, назовут ментальным переломом в образовании и имя ему будет метод кейс-стади.

Так что же это такое кейс и метод кейс-стади? 

Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение – это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Можно сказать, что этот метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студентов и преподавателей

Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться в атмосферу происходящего. Это помогает студентам представить себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.

Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

  • первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

  • вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

М. Долгоруков относит метод «case study» к «продвинутым» активным методам обучения. Этот метод имеет сильные стороны, к которым можно отнеси:

  • возможность работы в группах на едином проблемном поле;

  • использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

  • использование принципов проблемного обучения;

  • возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций;

  • возможность создания новых моделей деятельности;

  • выработки навыков простейшего обобщения информации. [2]

Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях английского языка рекомендуется применять на старших курсах, т.к. необходим определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения английским языком. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

Методы интегрированные

в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения


Что дает использование кейс-метода в изучении иностранного языка?[4]

  • Повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;

  • Развивает творческое мышление, заставляя думать на языке;

  • Развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);

  • Учит формулировать различные типы вопросов;

  • Развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;

  • Совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;

  • Учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;

  • Позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Процесс создания кейса представляет собой сложную педагогическую систему и осуществляется в несколько этапов: [6]

  • Формирование дидактических целей. На этом этапе определяется место кейса в структуре учебного курса, выявление знаний, умений и навыков, формирование социальных компетенций студентов. Методической целью может быть иллюстрация к теории и чисто практическая ситуация, или их совмещение. Цель должна быть весомой, чтобы заинтересовать студентов. Этому будет способствовать напряженность ситуации, конфликт или драматичность, которые позволят принять быстрое, своевременное и правильное решение. Кейс должен быть написан понятным студенту языком, без лишней терминологии;

  • Построение программной карты кейса. Карта состоит из определенных тезисов, которые воплощаются в тексте. Это как бы каркас, который обрастает информацией, деталями для решения проблемы. Составляется схема кейса:

а) обозначается действие, действующие лица, дается их характеристика;

б) описывается ситуация (симптомы);

в) указываются элементы среды (внешние факторы);

  • Социальная система для кейса. Сюда мы можем отнести организацию, учреждение, которые имеют непосредственное отношение к тезисам;

  • Сбор информации в избранной системе. Информация дается объективной, достаточной и достоверной для составления тезисов;

  • Построение модели ситуации. Ситуация максимально отражает деятельность системы представленной в кейсе;

  • Выбор жанра кейса. Преподаватель, который составляет кейс, выбирает вид кейса;

  • Написание текста кейса. Это самая трудная часть, поскольку необходимо адекватно отразить собранную и проанализированную информацию, при этом помнить об аудитории, для которой составлен кейс;

  • Диагностика правильности и эффективности кейса. Проводится учебно-методический эксперимент, построенный по определенной схеме, для выяснения эффективности кейса;

  • Внедрение кейса в практику обучения.

Таким образом, приходим к выводу, что студент рассматривает случай, приведенный в кейсе, вникает в него, может прогнозировать и демонстрировать свое решение, выносимое на обсуждение. [5]


Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

  • Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

  • Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

  • Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

  • Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

  • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Подводя итог выше сказанному, следует еще раз отметить, что метод кейс-cтади предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Литература:
  1. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT:современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. №5. С. 95-100.

  2. Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44

  3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж. – 1997. – № 10-11. – С. 177-189.

  4. Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 – СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с – 13,25 п л ,

  5. Михайлова Е.А. кейс и кейс-метод: общее понятия //Маркетинг.1999.№1.-с 109-117.

  6. http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

Основные термины (генерируются автоматически): кейс, студент, знание, ситуация, Построение модели ситуации, иностранный язык, английский язык.


Похожие статьи

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

В данной статье поднимается вопрос анализа предложенной преподавателем конкретной ситуации и дополнительных информационных материалов, выработка оптимального решения и представление этой проблемы обучаемой аудитории.

Использование кейс-метода на уроках английского языка

Их учебное назначение сводится к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

Обратимся к разработанному мной примеру урока английского языка с использованием кейс-метода.

Метод Case study в обучении английскому языку для...

кейс, этап, ситуация, анализ, создание кейса, основа кейса, написание текста кейса, источник кейса, европейская школа, иностранный язык. Похожие статьи. Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе

Умный всегда найдёт выход из любой сложной ситуации. Ханс Рихтер. В настоящее время одним из главных требований современного образования, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза...

Теоретические основы метода Case study в обучении...

кейс имеет динамическую природу, поскольку его основу составляют актуальные практические ситуации, имеющие не более чем пятилетнюю историю

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, навык, иностранный язык, ESP, умение, решение, кейс...

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

иностранный язык, метод кейсов, профессиональный иностранный язык, ситуация, кейс, профессиональная подготовка специалистов, профессиональная языковая подготовка...

Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере...)

В статье рассматриваются понятия «проблема», «проблемная ситуация», «моделирование проблемных ситуаций». Описывается модель обучения студентов иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций: анализ проблемных ситуаций...

Использование технологии «кейс-метод» для формирования...

Здесь также развивается навык грамотного построения поискового запроса.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, этап работы, компетенция, формирование ОК, технология кейс-метод, профессиональное образование...

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и

1) обязательное присутствие модели социально-экономической системы, анализ состояния в

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов...

В данной статье поднимается вопрос анализа предложенной преподавателем конкретной ситуации и дополнительных информационных материалов, выработка оптимального решения и представление этой проблемы обучаемой аудитории.

Использование кейс-метода на уроках английского языка

Их учебное назначение сводится к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) учащихся в данной ситуации.

Обратимся к разработанному мной примеру урока английского языка с использованием кейс-метода.

Метод Case study в обучении английскому языку для...

кейс, этап, ситуация, анализ, создание кейса, основа кейса, написание текста кейса, источник кейса, европейская школа, иностранный язык. Похожие статьи. Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе

Умный всегда найдёт выход из любой сложной ситуации. Ханс Рихтер. В настоящее время одним из главных требований современного образования, предъявляемых к выпускнику педагогического вуза...

Теоретические основы метода Case study в обучении...

кейс имеет динамическую природу, поскольку его основу составляют актуальные практические ситуации, имеющие не более чем пятилетнюю историю

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, навык, иностранный язык, ESP, умение, решение, кейс...

Использование метода кейсов при обучении иностранному...

иностранный язык, метод кейсов, профессиональный иностранный язык, ситуация, кейс, профессиональная подготовка специалистов, профессиональная языковая подготовка...

Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере...)

В статье рассматриваются понятия «проблема», «проблемная ситуация», «моделирование проблемных ситуаций». Описывается модель обучения студентов иностранному языку на основе моделирования проблемных ситуаций: анализ проблемных ситуаций...

Использование технологии «кейс-метод» для формирования...

Здесь также развивается навык грамотного построения поискового запроса.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, студент, этап работы, компетенция, формирование ОК, технология кейс-метод, профессиональное образование...

Технология кейс-стади как разновидность деловой игры

- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и

1) обязательное присутствие модели социально-экономической системы, анализ состояния в

Актуальность использования кейс-стади в процессе обучения русскому языку в неязыковых...

Задать вопрос