Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.10.2019

Статья просмотрена: 681 раз

Библиографическое описание:

Коротков, А. В. Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей / А. В. Коротков, А. С. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/279/63035/ (дата обращения: 21.11.2024).



Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей в концерны, создание совместных предприятий — все это делает данную отрасль очень интересной и актуальной для анализа. Автомобильный сектор имеет влияние на экономику в целом, так как обладает увесистой долей в экономике каждой страны. Стоит так же отметить, что рынок автомобилей тесно связан с другими отраслями: напрямую с рынком деталей и нефтедобывающей промышленностью; косвенно- со строительством дорог и рынком аксессуаров для автомобилей. Благодаря автомобилю повысилась мобильность человечества, эффективность труда и производства, которые так важны для современного мира. Автомобиль олицетворяет материальное благополучие, как его владельца, так и государства. Именно поэтому изучение и проведение анализа о перспективах и тенденциях является весьма актуальной темой исследования.

Ключевые слова: рынок легковых автомобилей, структура рынка, анализ рынка, динамика товарооборота, автомобильное кредитование, межрегиональный анализ.

Реализация санкционных рисков повлияла на некоторые экономические показатели российского рынка, а также на автомобильный рынок. За 2019 год цена на нефть марки Brent снизилась на (27,9 %) по сравнению к предыдущему году. В то время как прирост курса доллара к рублю составил (4 %). Индекс потребительской уверенности повысился на (1 %) и составил (-15 %). Индекс благоприятности условий для крупных покупок увеличился на (3 %) и составил (-26 %) против (-29 %) в 2019 году. В 2019 году реальная заработная плата увеличилась на (0,4 %), а реальные располагаемые доходы населения уменьшились на (2,3 %). Также не стоит забывать о появлении на рынке электроавтомобилей. Согласно статистике PwC рынок электромобилей находится в зарождении, но увеличивается с каждым годом. На момент 2019 года объем достиг 1 914, среди них новые автомобили 188 единиц. Считается, что в следующие года средний темп прироста составит до (30 %), а в Москве до (60 %). На момент 2019 года 43,5 млн шт. или (84 %) от общего автопарка составляют легковые автомобили, 4,1 млн шт. или (8 %) приходится на лёгкие коммерческие автомобили, 3,8 млн шт. или (7 %) составляют грузовые автомобили, 0,4 млн шт. или около (1 %) приходится на автобусы. По данным Kantar TNS, у (53,1 %) опрошенных есть автомобиль в семье: большинство респондентов (42,2 %) имеют один автомобиль в семье, (9,6 %) — два автомобиля, а (1,2 %) владеют тремя и более автомобилями. Средняя цена новой -1 776 900 рублей, отечественной машины — 660 500 рублей. Прирост составил (11,1 %) и (8,2 %).

Далее была рассмотрена статистика розничных продаж новых легковых автомобилей.

Таблица 1

Динамика розничных продаж новых легковых автомобилей

2016

2017

2018

2019

Продажи, (тыс. шт)

623,0

665,0

790,0

775,0

Прирост (снижение) к предыдущему году (%)

-

6,7

18,8

-1,9

Прирост (снижение) к 2016 (%)

-

6,7

26,8

24,4

Источник: Отчет PwC

Как можно увидеть, в 2017 году наблюдался небольшой прирост продаж по сравнению с предыдущим годом, зато в 2018 году прирост составил целых (19 %). Но в 2019 году наблюдается незначительное снижение продаж (-2 %).

Если говорить о структуре потребления на 2019 год, то (17 %) занимают импортные новые автомобили, (23 %) отечественные бренды и (60 %) иномарки российского происхождения. Если сравнить с 2016 годом, абсолютный прирост для отечественных брендов (1,5 %), для иномарок российского происхождение (3,2 %), а для импортных автомобилей снижение (-4,6 %).

Таблица 2

Динамика товарооборота с 2016- 2019 года

Категории легковых автомобилей

Продажи, млрд руб.

% прироста

январь-июнь

январь-июнь

2016

2017

2018

2019

2019/2018

2019/2016

Отечественные бренды

77,0

83,0

105,0

117,0

11,4

51,9

Иномарки российского происхождения

404,0

485,0

585,0

581,0

-0,7

43,8

Импортные новые автомобили

365,0

321,0

400,0

481,0

20,3

31,8

Итог

846,0

889,0

1090,0

1179,0

8,2

39,4

Источник: Отчет PwC

Согласно опубликованному отчету PwC, можно наблюдать положительную динамику роста продаж автомобилей с небольшими снижениями. Так, например, существует большой прирост на импортные автомобили, средний на отечественные и незначительное снижение на иномарки российского происхождения. Если посмотреть на прирост по отношению к 2016 году, то наибольшее увеличение наблюдается у отечественных брендов (51,9) и иномарок российского происхождения (43,8).

Таблица 3

Доля новых легковых автомобилей, проданных вкредит с 2016- 2019 года

2016

2017

2018

2019

Выданы кредиты, (тыс. шт)

102,1

128,0

168,3

191,3

Доля проданных в кредит автомобилей (%)

16,4

19,2

21,3

24,7

Источник: НБКИ и АВТОСТАТ

Также были проанализированы данные о количестве автомобильных кредитах и сопоставлены с количеством проданной продукции. На сегодняшний день наблюдается рост покупки автомобиля в кредит. Если на 2016 год это составляло (16,4 %), то уже в 2019 данный показатель увеличился на (8,3 %) по сравнению с 2016. Такая статистика отражает произошедшее ухудшение покупательской способности населения. Но доля задолженности по автокредитам свыше 30 дней сократилась на (0,6 %), составив (8,5 %).

Таблица 4

Топ-5 регионов по объему продаж новых легковых автомобилей за 2018–2019 года, тысяч штук

Регион

Продажи, (тыс шт)

Прирост

январь-май

2018

2019

2019/2018

г.Москва

93,0

84,2

-9,5 %

Московская область

50,4

54,6

8,3 %

г.Санкт-Петербург

42,7

38,9

-8,9 %

Республика Татарстан

28,1

25,6

-8,9 %

Краснодарский Край

22,6

22,4

-0,9 %

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Далее была проанализирована статистика продаж в разрезе регионов. Наибольшие продажи осуществляются в Москве и Московской области. Хотя наибольшее снижение по сравнению с предыдущем годом у Москвы (-9,5 %), а также у Санкт- Петербурга (-8,9 %) и Республики Татарстан (-8,9 %).

Подводя итог, можно сказать, что после рецессии 2015 года экономика России восстанавливается. На рынке легковых автомобилей наблюдается положительный рост с 2016 года по настоящий момент. Также наблюдается повышение спроса на отечественные бренды и иномарки отечественного производства. Но товарооборот все равно выше у импортных автомобилей, что объясняется разницей в ценовом диапазоне. Более того, наблюдается повышение количества автомобилей, купленных в кредит, но количество невыплат по кредитам сокращается. Наибольшее количество продаж осуществляется в Москве, но положительный прирост по отношению к прошлому году только у Московской области.

Литература:

  1. Коротков А. В., Минашкин В. Г. Потребительский спрос как статистический показатель // Вопросы статистики, № 7/2014, с. 11–16. — 1,06 п.л.
  2. Коротков А. В. Вершинина А. А. О содержании экономической категории и измерении рыночного спроса // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО МЭСИ: Научно-практический журнал. — М.: МЭСИ, № 1/2014. — с.72–77. — 1,0 п.л.
  3. Отчет консалтинговой компании PwC -URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/automarket-review-2019.html (дата обращения: 09.10.2019)
  4. Потребительские ожидания в России; Росстат -URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/127.htm (дата обращения: 10.10.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): автомобиль, Москва, российское происхождение, Московская область, прирост, TNS, бренд, динамик товарооборота, розничная продажа новых, Татарстан.


Ключевые слова

анализ рынка, структура рынка, рынок легковых автомобилей, динамика товарооборота, автомобильное кредитование, межрегиональный анализ

Похожие статьи

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан

Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные ...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Особенности подготовки предпроектных данных при инвестиционном проектировании в отрасли животноводства

В данной статье рассматриваются важность отрасли овцеводства в народного хозяйстве страны. Овцеводство — одна из ключевых отраслей сельского хозяйства, позволяющая получить одновременно несколько видов продукции. После длительного кризиса данной отра...

Экономические модели в индустрии спорта: испанский и российский опыт

В статье рассматриваются экономические модели в индустрии спорта Испании и России. В современных условиях спорт превратился из простого представления о спортсменах и достижениях в значительный экономический сектор, приносящий многомиллиардные доходы ...

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Современный образ российской энергетики в средствах массовой информации

Текущие макроэкономические обстоятельства вынуждают каждого гражданина задуматься о будущем России. Во многом, образ будущего России формируется в сознании граждан при помощи средств массовой информации, так как далеко не каждый является профессионал...

Анализ лесопромышленного комплекса РФ после развала СССР

Динамика развития лесопромышленного комплекса России за рассматриваемый период существования как советской, так и постсоветской модели развития лесопромышленного комплекса характеризовался резким ростом, затем стадией зрелости и впоследствии стадией ...

Направления повышения конкурентоспособности сектора легкой промышленности Азербайджанской Республики

В то время, когда остро стоит вопрос увеличения доли ненефтяного сектора в экономике Азербайджана, одной из сфер, потенциал которой высоко ценится, является легкая промышленность. Развитие отрасли легкой промышленности также важно с точки зрения удов...

Похожие статьи

Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития

Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Внедрение цифровых технологий в промышленный сектор в Республике Узбекистан

Сегодня цифровая экономика (ЦЭ) занимает всё более значимое место в странах мира. В мировой экономике разворачивается нешуточная борьба за лидерство в области цифровых технологий, и отставание в развитии, похоже, может иметь далеко идущие негативные ...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Особенности подготовки предпроектных данных при инвестиционном проектировании в отрасли животноводства

В данной статье рассматриваются важность отрасли овцеводства в народного хозяйстве страны. Овцеводство — одна из ключевых отраслей сельского хозяйства, позволяющая получить одновременно несколько видов продукции. После длительного кризиса данной отра...

Экономические модели в индустрии спорта: испанский и российский опыт

В статье рассматриваются экономические модели в индустрии спорта Испании и России. В современных условиях спорт превратился из простого представления о спортсменах и достижениях в значительный экономический сектор, приносящий многомиллиардные доходы ...

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Современный образ российской энергетики в средствах массовой информации

Текущие макроэкономические обстоятельства вынуждают каждого гражданина задуматься о будущем России. Во многом, образ будущего России формируется в сознании граждан при помощи средств массовой информации, так как далеко не каждый является профессионал...

Анализ лесопромышленного комплекса РФ после развала СССР

Динамика развития лесопромышленного комплекса России за рассматриваемый период существования как советской, так и постсоветской модели развития лесопромышленного комплекса характеризовался резким ростом, затем стадией зрелости и впоследствии стадией ...

Направления повышения конкурентоспособности сектора легкой промышленности Азербайджанской Республики

В то время, когда остро стоит вопрос увеличения доли ненефтяного сектора в экономике Азербайджана, одной из сфер, потенциал которой высоко ценится, является легкая промышленность. Развитие отрасли легкой промышленности также важно с точки зрения удов...

Задать вопрос