Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей

Экономика и управление
14.10.2019
711
Поделиться
Библиографическое описание
Коротков, А. В. Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей / А. В. Коротков, А. С. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/279/63035/.


Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей в концерны, создание совместных предприятий — все это делает данную отрасль очень интересной и актуальной для анализа. Автомобильный сектор имеет влияние на экономику в целом, так как обладает увесистой долей в экономике каждой страны. Стоит так же отметить, что рынок автомобилей тесно связан с другими отраслями: напрямую с рынком деталей и нефтедобывающей промышленностью; косвенно- со строительством дорог и рынком аксессуаров для автомобилей. Благодаря автомобилю повысилась мобильность человечества, эффективность труда и производства, которые так важны для современного мира. Автомобиль олицетворяет материальное благополучие, как его владельца, так и государства. Именно поэтому изучение и проведение анализа о перспективах и тенденциях является весьма актуальной темой исследования.

Ключевые слова: рынок легковых автомобилей, структура рынка, анализ рынка, динамика товарооборота, автомобильное кредитование, межрегиональный анализ.

Реализация санкционных рисков повлияла на некоторые экономические показатели российского рынка, а также на автомобильный рынок. За 2019 год цена на нефть марки Brent снизилась на (27,9 %) по сравнению к предыдущему году. В то время как прирост курса доллара к рублю составил (4 %). Индекс потребительской уверенности повысился на (1 %) и составил (-15 %). Индекс благоприятности условий для крупных покупок увеличился на (3 %) и составил (-26 %) против (-29 %) в 2019 году. В 2019 году реальная заработная плата увеличилась на (0,4 %), а реальные располагаемые доходы населения уменьшились на (2,3 %). Также не стоит забывать о появлении на рынке электроавтомобилей. Согласно статистике PwC рынок электромобилей находится в зарождении, но увеличивается с каждым годом. На момент 2019 года объем достиг 1 914, среди них новые автомобили 188 единиц. Считается, что в следующие года средний темп прироста составит до (30 %), а в Москве до (60 %). На момент 2019 года 43,5 млн шт. или (84 %) от общего автопарка составляют легковые автомобили, 4,1 млн шт. или (8 %) приходится на лёгкие коммерческие автомобили, 3,8 млн шт. или (7 %) составляют грузовые автомобили, 0,4 млн шт. или около (1 %) приходится на автобусы. По данным Kantar TNS, у (53,1 %) опрошенных есть автомобиль в семье: большинство респондентов (42,2 %) имеют один автомобиль в семье, (9,6 %) — два автомобиля, а (1,2 %) владеют тремя и более автомобилями. Средняя цена новой -1 776 900 рублей, отечественной машины — 660 500 рублей. Прирост составил (11,1 %) и (8,2 %).

Далее была рассмотрена статистика розничных продаж новых легковых автомобилей.

Таблица 1

Динамика розничных продаж новых легковых автомобилей

2016

2017

2018

2019

Продажи, (тыс. шт)

623,0

665,0

790,0

775,0

Прирост (снижение) к предыдущему году (%)

-

6,7

18,8

-1,9

Прирост (снижение) к 2016 (%)

-

6,7

26,8

24,4

Источник: Отчет PwC

Как можно увидеть, в 2017 году наблюдался небольшой прирост продаж по сравнению с предыдущим годом, зато в 2018 году прирост составил целых (19 %). Но в 2019 году наблюдается незначительное снижение продаж (-2 %).

Если говорить о структуре потребления на 2019 год, то (17 %) занимают импортные новые автомобили, (23 %) отечественные бренды и (60 %) иномарки российского происхождения. Если сравнить с 2016 годом, абсолютный прирост для отечественных брендов (1,5 %), для иномарок российского происхождение (3,2 %), а для импортных автомобилей снижение (-4,6 %).

Таблица 2

Динамика товарооборота с 2016- 2019 года

Категории легковых автомобилей

Продажи, млрд руб.

% прироста

январь-июнь

январь-июнь

2016

2017

2018

2019

2019/2018

2019/2016

Отечественные бренды

77,0

83,0

105,0

117,0

11,4

51,9

Иномарки российского происхождения

404,0

485,0

585,0

581,0

-0,7

43,8

Импортные новые автомобили

365,0

321,0

400,0

481,0

20,3

31,8

Итог

846,0

889,0

1090,0

1179,0

8,2

39,4

Источник: Отчет PwC

Согласно опубликованному отчету PwC, можно наблюдать положительную динамику роста продаж автомобилей с небольшими снижениями. Так, например, существует большой прирост на импортные автомобили, средний на отечественные и незначительное снижение на иномарки российского происхождения. Если посмотреть на прирост по отношению к 2016 году, то наибольшее увеличение наблюдается у отечественных брендов (51,9) и иномарок российского происхождения (43,8).

Таблица 3

Доля новых легковых автомобилей, проданных вкредит с 2016- 2019 года

2016

2017

2018

2019

Выданы кредиты, (тыс. шт)

102,1

128,0

168,3

191,3

Доля проданных в кредит автомобилей (%)

16,4

19,2

21,3

24,7

Источник: НБКИ и АВТОСТАТ

Также были проанализированы данные о количестве автомобильных кредитах и сопоставлены с количеством проданной продукции. На сегодняшний день наблюдается рост покупки автомобиля в кредит. Если на 2016 год это составляло (16,4 %), то уже в 2019 данный показатель увеличился на (8,3 %) по сравнению с 2016. Такая статистика отражает произошедшее ухудшение покупательской способности населения. Но доля задолженности по автокредитам свыше 30 дней сократилась на (0,6 %), составив (8,5 %).

Таблица 4

Топ-5 регионов по объему продаж новых легковых автомобилей за 2018–2019 года, тысяч штук

Регион

Продажи, (тыс шт)

Прирост

январь-май

2018

2019

2019/2018

г.Москва

93,0

84,2

-9,5 %

Московская область

50,4

54,6

8,3 %

г.Санкт-Петербург

42,7

38,9

-8,9 %

Республика Татарстан

28,1

25,6

-8,9 %

Краснодарский Край

22,6

22,4

-0,9 %

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Далее была проанализирована статистика продаж в разрезе регионов. Наибольшие продажи осуществляются в Москве и Московской области. Хотя наибольшее снижение по сравнению с предыдущем годом у Москвы (-9,5 %), а также у Санкт- Петербурга (-8,9 %) и Республики Татарстан (-8,9 %).

Подводя итог, можно сказать, что после рецессии 2015 года экономика России восстанавливается. На рынке легковых автомобилей наблюдается положительный рост с 2016 года по настоящий момент. Также наблюдается повышение спроса на отечественные бренды и иномарки отечественного производства. Но товарооборот все равно выше у импортных автомобилей, что объясняется разницей в ценовом диапазоне. Более того, наблюдается повышение количества автомобилей, купленных в кредит, но количество невыплат по кредитам сокращается. Наибольшее количество продаж осуществляется в Москве, но положительный прирост по отношению к прошлому году только у Московской области.

Литература:

  1. Коротков А. В., Минашкин В. Г. Потребительский спрос как статистический показатель // Вопросы статистики, № 7/2014, с. 11–16. — 1,06 п.л.
  2. Коротков А. В. Вершинина А. А. О содержании экономической категории и измерении рыночного спроса // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО МЭСИ: Научно-практический журнал. — М.: МЭСИ, № 1/2014. — с.72–77. — 1,0 п.л.
  3. Отчет консалтинговой компании PwC -URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/automarket-review-2019.html (дата обращения: 09.10.2019)
  4. Потребительские ожидания в России; Росстат -URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/127.htm (дата обращения: 10.10.2019)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
рынок легковых автомобилей
структура рынка
анализ рынка
динамика товарооборота
автомобильное кредитование
межрегиональный анализ
Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 161-164):
Часть 3 (стр. 145-217)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 161-164стр. 217

Молодой учёный