Приемы развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста в среде дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.10.2019

Статья просмотрена: 243 раза

Библиографическое описание:

Ивановская, Л. В. Приемы развития исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста в среде дополнительного образования / Л. В. Ивановская, И. Н. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62974/ (дата обращения: 16.04.2021).



В статье рассматриваются приемы формирования и развития исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в студии раннего развития детей в среде дополнительного образования.

Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательское поведение, исследовательское обучение, познавательный интерес, познавательная активность.

Одним из принципов дошкольного образования, заложенных во ФГОС ДО, является принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В то же время стандарт определяет требование к образовательной программе в детском саду: обучение должно быть направлено на развитие личности ребенка, инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что укладывается в содержание программы определением направлений развития ребенка (образовательных областей), среди которых заявлена образовательная область «познавательное развитие».

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [1]

Познавательное развитие ребенка-дошкольника тесно связано с исследовательской деятельностью. Исследуя мир, ребенок познает его: его устройство, действующие в нем законы и причинно-следственные связи.

Исследовательская деятельность — та деятельность, которая отвечает не только за поисковую активность, но и за личностное развитие, развитие мышления, воображения, творческой активности. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. [2]

Исследовательская деятельность дошкольника — результат сформированного в ходе исследовательского обучения исследовательского поведения.

Исследовательское обучение — подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [3]

Обучение, построенное на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, должно стать традиционным в любой образовательной среде, ориентированной на обучение и развитие дошкольников.

Исследовательское обучение можно рассматривать как одно из средств достижения части целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской деятельности, в которой проявляет инициативу и самостоятельность; обладает развитым воображением, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. [1]

Исследовательское обучение имеет в основе формирование и развитие исследовательского поведения — поведения, направленного на изучение объекта, имеющего в своей основе психическую потребность в поисковой активности. [3]

Формирование исследовательского поведения возможно в рамках освоения дополнительных общеразвивающих программ различной направленности в среде дополнительного образования. На любом этапе проведения учебного занятия по программе возможно включение заданий, упражнений, игр, которые будут ориентированы на развитие познавательного интереса и исследовательской активности ребенка — дошкольника (составляющих базу исследовательского поведения).

Это может происходить в рамках тренинга исследовательских способностей.

В ходе такого тренинга дети овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. Они учатся видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Умка» и «По дороге к азбуке» используется спектр игр, заданий и упражнений, ориентированных на овладение навыками исследовательского поиска:

– научиться видеть проблемы (игры: «Карусель», «Волшебные превращения», «Тема одна — сюжетов много», «Почему так, а не иначе?»; упражнения «Посмотрите на мир чужими глазами» (котёнка, карандаша, лестничного пролета и т. д.), «Сколько значений у предмета», упражнения на наблюдение за явлениями, предметами и их связями);

– ставить вопросы (игры «Угадай предмет», «Чёрный ящик», «Спроси меня», «Юный корреспондент», упражнения с игрушками, предметами, цель которых — правильное построение вопроса для выявления информации о предмете). Возможно обратное направление мыслительной деятельности детей за счет того, что вопросы задает педагог, а из ответов детей складывается представление о предмете, способах действия с ним, взаимодействии предмета с другими предметами: «Где и как это можно использовать?», «Почему?», «На что похоже?» и т. д.

– выдвигать гипотезы: задаем провокационные вопросы: почему голуби не сидят на ветках деревьев?, почему ветер дует?, почему вода течет?, почему три больше двух? и т. д.; задания на нахождение причины события: мы услышали сигнал пожарной машины…; представьте что было бы, если бы у каждого жителя Земли в руках оказалась волшебная палочка?

– давать определение понятиям (упражнения на описание, характеристику предметов и их свойств, сравнение, различение, обобщение; отгадывание загадок);

– классифицировать (игра «Коллекционеры», «Найди лишнее», задачи с ошибками);

– наблюдать (упражнения с использованием графического материала для сравнения: «Найди отличия», «Продолжи цепочку», «Что пропало?», «Найди ошибки»; упражнения с предметами, например: «Два карандаша», «Чьи это ботинки?» (по картине Винсента Ван Гога «Ботинки»), «Сыщики», цель которых на основе наблюдения высказать предположение, кому могут принадлежать эти предметы; наблюдения за предметами, явлениями природы);

– проводить эксперименты (проведение самостоятельных экспериментов с предметами для выявления их свойств, связей междк предметами: эксперименты с водой, неньютоновской жидкостью, красителями и жидкостями, со светом и т. д.);

– делать умозаключения и выводы (упражнения с использованием графических схем для выделения главного, анализа; упражнения на развитие умения делать выводы и умозаключения: «На что похоже?», «Что общего?», «Что это значит?», «Можно ли сказать, что…»).

Вышеперечисленные приемы формирования и развития исследовательского поведения дошкольников, используемые на различных этапах занятий по программам, могут стать основой целого занятия, самостоятельной (индивидуальной и групповой) деятельности ребенка.

Формирование и развитие таких исследовательских умений, как умение структурировать материал, готовить тексты собственных докладов происходит в рамках тесного сотрудничества педагога дополнительного образования, ребенка и родителей, в котором педагог выступает консультантом, а дети и родители — сотрудниками творческой исследовательской деятельности, оформляющими полученный материал.

Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи, защищать собственную исследовательскую работу формируется в ходе выступлений с полученными результатами перед товарищами по студии, родителями на открытых занятиях, участия в учебно-исследовательских конференциях разного уровня.

В итоге развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста становится залогом формирования самостоятельности ребенка в учебной деятельности, развития его творческого потенциала, дальнейшего развития исследовательского поведения ребенка в условиях начальной школы.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru.

2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература, 2010.

3. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. — Ярославль: Академия развития, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательское обучение, исследовательское поведение, предмет, дополнительное образование, познавательный интерес, упражнение, дошкольное образование, исследовательская деятельность, исследовательский поиск, поисковая активность.


Ключевые слова

познавательная активность, познавательный интерес, познавательное развитие, исследовательское поведение, исследовательское обучение

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Емельянова М. С. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую

окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность, познавательно-исследовательская...

Роль исследовательского обучения в формировании...

Дубровина Е. А. Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один... в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение.

Любое проявление исследовательской активности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Организация исследовательской деятельности детей...

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской...

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Емельянова М. С. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного...

Проектная деятельность как средство развития у старших...

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую

окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность, познавательно-исследовательская...

Роль исследовательского обучения в формировании...

Дубровина Е. А. Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один... в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской...

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Исследовательская активность ребенка проявляется как внутреннее стремление, порождающее исследовательское поведение.

Любое проявление исследовательской активности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную...

Развитие познавательной активности детей среднего...

Развитие познавательной активности и интереса ребенка, формируется в процессе дошкольного образования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

учебно-исследовательская деятельность, дополнительное...

Исследовательское обучение позволяет решать многие проблемы и задачи современного

Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Организация исследовательской деятельности детей...

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он

Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской...

Задать вопрос