Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 11.10.2019

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Шульга, Н. Е. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации / Н. Е. Шульга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62937/ (дата обращения: 14.08.2020).



В статье анализируются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации. На основе проведенного анализа делаются выводы и предложения по совершенствованию законотворческой деятельности в России.

Ключевые слова: законотворческая деятельность, законотворчество, законотворческий процесс, кодификация.

Актуальность темы. Процесс современного законотворчества в Российской Федерации проходит в чрезвычайно сложной обстановке на фоне экономического и внешнеполитического кризиса. Избранный курс углубления политических и экономических реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовыми нормами новой социальной реальности, урегулированию принципиально новых сложившихся общественных отношений. Подобная оперативность часто негативно сказывается на качестве закона, его внутренней системности, на стабильности правовой системы в целом, на уровне реальной правовой защищённости граждан и их объединений в обществе. Несовершенство и коллизионность законодательства негативно отражаются и на деятельности органов государственной власти и государственных служащих всех уровней при осуществлении ими задач и функций государства, снижают уровень правопорядка в государстве.

Можно выделить ключевые проблемные сферы, характеризующие современное состояние законотворчества в России:

  1. Отсутствие надлежащей государственной политики в сфере законотворчества, согласно которой общественные интересы превалировали бы над индивидуальными интересами отдельных политиков, а принятие новых законов зависело бы исключительно от общественной необходимости урегулировать те или иные отношения. В частности, вместо того, чтобы решать проблемы путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы РФ с усилением государственного контроля за их выполнением, законодатель пытается решить их путем принятия новых законодательных актов. Такие акты только расширяют объем системы законодательства, однако довольно сомнительно, что они будут способствовать достижению поставленных задач.

Приоритеты развития законодательства, безусловно, зависят от того, на каком этапе находится национальное законодательство. В частности, в периоды глобальной реконструкции огромные пробелы в законодательстве требуют скорейшего заполнения. Поэтому в такие периоды, возможно, важно принимать как можно больше необходимых законодательных актов в единицу времени, а вопрос о качестве закона, о юридическом совершенстве его норм нередко отходит на второй план. Однако необходимость обеспечить надлежащее качество закона не снимается с повестки дня. В настоящее время, по нашему мнению, гораздо более значимым становится вопрос о качестве имеющихся законов, в частности, о правильности закрепленных в них нормативных юридических предписаний, об их полноте, четкости, ясности, согласованность между собой.

Но в тоже время, если законодателю уже в первые годы после принятия какого-либо закона предлагают вносить в него многочисленные изменения, и эти предложения принимаются, то это свидетельствует о низком юридическом качестве такого закона, ведь если он основательно подготовлен и принят, то не должна возникать потребность в его немедленном корректировке. В случаях, когда частые изменения действующего закона становятся обычным явлением в течение нескольких лет, следует признать, что и «корректирующая» законодательная работа также осуществляется на невысоком профессиональном уровне, ведь разумным методом работы по совершенствованию содержания действующих законов является не многократное «дерганье» одного и того же первичного закона, а комплексный анализ его недостатков и внесение всех необходимых изменений за один, а за пять, семь или десять раз.

  1. Актуальной остается сфера взаимодействия законодательной политики и законодательной техники. Народные депутаты должны решать вопрос с точки зрения законодательной политики, а юристы-профессионалы с помощью кодификационной и законодательной техники должны реализовать мнение законодателя технико-юридически, юридически грамотно и адекватно замыслу воплотить идею законодателя в конкретных положениях законодательного акта. Законодательная политика должна отвечать на вопрос: какие отношения требуют регулирования и как именно? А законодательная техника должна найти способ как это сделать технико-юридически, с помощью средств, содержащихся в ее арсенале.

Подготовка законов — это вид юридической деятельности, осуществляемой уполномоченными субъектами, обладающими соответствующими специальными и практическими знаниями [3, с.185]. Главной задачей составителя проекта должно стать перенесение научной концепции в плоскость единой системы нормативных правил. Между тем, законодатель должен действовать так, чтобы законопроект отвечал другим законодательным текстам, был доступным для понимания, легким в применении.

Однако отсутствие юридического образования (тем более специализированного по нормотворческой (законотворческой) деятельности) у подавляющего большинства разработчиков законопроектов приводит ко многим ошибкам, которые встречаются не только в законопроектах, но и в уже действующих законах. Так достаточно часто в законопроектах встречаются положения, которым присущ ненормативный характер, что не согласуется с природой закона как нормативно-правового акта, который призван урегулировать важнейшие общественные отношения путем установления конкретных прав и обязанностей их участников.

Усложнение парламентских процедур и правотворческой деятельности в целом настоятельно требует значительного повышения уровня профессионализма как со стороны депутатов различных по рангу представительных органов власти, так и со стороны практических работников аппарата Парламента, Правительства, администрации Президента и других органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, непосредственно связанных с процессом подготовки тех или иных законотворческих решений.

Нередки случаи, когда в законопроектах путают те или иные юридические понятия, а то и сознательно осуществляют их замену. Следует помнить, что недостатки каждого конкретного законопроекта впоследствии могут стать дополнительной проблемой, а не способом решения задач, для решения которых был принят законопроект. Указанное является результатом не только невысокого уровня общей и правовой культуры и сознания субъектов законотворчества, но и следствием отсутствии целенаправленной и эффективной государственной политики по их повышению, а также совершенствованию профессиональной подготовки специалистов по законотворчеству.

  1. Важным направлением, состояние которого нельзя считать удовлетворительным на сегодняшний день, является деятельность парламента по систематизации законодательства, включая проведение кодификационных работ. Кодификация является одним из основных путей усовершенствования российского законодательства, а кодекс — это большой систематизированный законодательный акт, который регулирует отношения, составляющие предмет определенной отрасли права или значительной ее части, и подлежащий непосредственному применению. Он является оптимальным вариантом обобщения и систематизации законодательства по определенному направлению, действенным средством ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу.

Проблемами в кодификационной деятельности парламента является ненадлежащий уровень научного осмысления, отсутствие последовательности в проведении кодификации национального законодательства. Какой-то цельной концепции национальной кодификации до сих пор не существует. В частности, нет общих методологических подходов к ее проведению, а не определены ее временные границы, предмет, структура. Все это и предопределяет такое положение, когда в сфере законотворчества законодатель вынужден продвигаться исключительно эмпирическим путем — в зависимости от того, подготовлены те или иные законопроекты к рассмотрению.

Сегодня при схожем подходе к пониманию кодификации, обозначению видов кодифицированных актов наблюдаются явные расхождения в решении проблем соотношения кодекса с другими законами в рамках отдельно взятой отрасли законодательства, кодексов разной отраслевой принадлежности в регулировании смежных или однородных отношений, сочетания норм кодексов с нормами статутных законов [1]. Как отмечает С. В. Бошно, приведение в соответствие вновь принимаемых актов и кодекса на стадии принятия указанных актов способствует единству норм и институтов соответствующей отрасли права [2, с.137]. Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества требуют переосмысления места кодекса в российской правовой системе.

Таким образом, законотворческая практика, сложившаяся в современной России, свидетельствует о недостаточной планомерности, последовательности и стабильности правовой системы, причинами чего являются: поспешное принятие законов, их внутренняя бессистемность и несоблюдение общих правил нормопроектирования, недостаточный уровень правовой культуры лиц, участвующих в законотворческом процессе. Это требует унификации и систематизации законодательства, повышение уровня обоснованности правового регулирования, реализации существующей системы правовых норм, учитывая одну из основных функций государства — законотворческую деятельность.

Литература:

  1. Абрамова А. А. Кодификация российского законодательства: современность и перспективы развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kodifikatsiya-rossiyskogo-zakonodatelstva-sovremennost-i-perspektivy-razvitiya
  2. Бошно С. В. Кодификационные акты и другие источники права: проблемы приоритета // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: матер. междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25— 26 сентября 2008 г.) / под ред. В. М. Баранова, Д. Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 137
  3. Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 3.изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2004. — 528 с.
Основные термины (генерируются автоматически): законотворческая деятельность, Российская Федерация, законодательная политика, законодательная техника, систематизация законодательства, государственная власть, законотворческий процесс, национальное законодательство, правовая система, Россия.


Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса...

Иванов К. К. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на парламент Российской

Законотворческий процесс – это процесс создания текстов законопроектов, их

Современный законотворческий и законодательный процесс в России оказывает...

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

Ключевые слова: закон, законотворческая деятельность, законодательный процесс, законотворческий процесс, правотворчество, правовой акт. Актуальность темы. В современный период несовершенство законодательной базы в Российской Федерации...

Закон в системе источников права: актуальные проблемы...

В статье рассматриваются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации, приводятся понятие, классификации и виды законотворческих ошибок...

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как...

Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации.

законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс, Государственная Дума, Федеральное Собрание, законодательная власть...

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Современный законотворческий и законодательный процесс в России оказывает достаточное влияние в комплексе на правовое воздействие и на правовое регулирование, тем самым повышая эффективность парламента Российской Федерации.

Законодательная техника: понятие, функции и роль в процессе...

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет

Законодательная техника, различные ее аспекты были рассмотрены многими российскими

Н. А. Власенко считает, что законодательную технику образует система приемов, методик и...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, конечная редакция... Особенности функционирования Государственной Думы... Развитие гражданского общества в...

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

Правовая экспертиза в законотворческом процессе. Автор: Березкина Марина Евгеньевна.

Ранее также отмечался и тот момент, что в самом российском законодательстве

законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс...

Похожие статьи

Воздействие законотворческого и законодательного процесса...

Иванов К. К. Воздействие законотворческого и законодательного процесса на парламент Российской

Законотворческий процесс – это процесс создания текстов законопроектов, их

Современный законотворческий и законодательный процесс в России оказывает...

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

Ключевые слова: закон, законотворческая деятельность, законодательный процесс, законотворческий процесс, правотворчество, правовой акт. Актуальность темы. В современный период несовершенство законодательной базы в Российской Федерации...

Закон в системе источников права: актуальные проблемы...

В статье рассматриваются основные проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации, приводятся понятие, классификации и виды законотворческих ошибок...

Участие Правительства РФ в законотворческом процессе как...

Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации.

законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс, Государственная Дума, Федеральное Собрание, законодательная власть...

Принципы законотворческого процесса в Российской Федерации

Современный законотворческий и законодательный процесс в России оказывает достаточное влияние в комплексе на правовое воздействие и на правовое регулирование, тем самым повышая эффективность парламента Российской Федерации.

Законодательная техника: понятие, функции и роль в процессе...

Российская Федерация — развитое правовое государство, что, разумеется, предъявляет

Законодательная техника, различные ее аспекты были рассмотрены многими российскими

Н. А. Власенко считает, что законодательную технику образует система приемов, методик и...

законотворческий процесс, законодательный процесс...

законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, законодательная инициатива, конечная редакция... Особенности функционирования Государственной Думы... Развитие гражданского общества в...

К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт. Государствами устанавливается определенный порядок в общественных отношениях с помощью законодательства.

Правовая экспертиза в законотворческом процессе

Правовая экспертиза в законотворческом процессе. Автор: Березкина Марина Евгеньевна.

Ранее также отмечался и тот момент, что в самом российском законодательстве

законодательный процесс, Российская Федерация, законотворческий процесс...

Задать вопрос