В данной статье будет рассматриваться проблема развития у учащихся второго класса рефлексивного умения выделять личностные дефициты в деятельности. Статья адресована учителям начальных классов и студентам педагогических учебных учреждений.
Проблема развития рефлексивных умений младших школьников является одной из самых важных в сфере образования. Чтобы формировать рефлексивные умения у младших школьников, необходимы различные приемы, направленные на формирование данных умений.
В современном образовании особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений у учащихся начальных классов, так как они позволят человеку правильно ставить цели, контролировать и оценивать свою деятельность, а также корректировать её в зависимости от полученных результатов. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов считают, что у младшего школьника необходимо развивать теоретическое мышление, а «…его главная характеристика — рефлексивность…» [5]. Так же федеральный государственный стандарт начального общего образования [1] говорит, что необходимо формировать среди прочих умение выделять личностные дефициты в деятельности.
Развитие рефлексивного умения выделять личностные дефициты в деятельности у учащихся вторых классов очень значимо для современного общества. Благодаря этому умению учащийся способен определить границы своего знания и понять в дальнейшем, с помощью других рефлексивных умений, как устранить выявленные дефициты, поставив цель, спланировав свою дальнейшую работу над собой. Благодаря этому учащийся сможет самостоятельно выстраивать свою образовательную деятельность.
Каждое рефлексивное умение начинает формироваться в определённый период времени и требует использования разнообразных приёмов и данное умение не исключение. Формируется умение определять личностные дефициты в деятельности во втором классе.
Поэтому нами были подобраны на основе литературы и созданы в ходе практики приёмы формирования рефлексивного умения определять личностные дефициты в деятельности и проведено исследование на втором классе.
Объект исследования: процесс формирования рефлексивного умения младших школьников определять личностные дефициты в деятельности.
Предмет исследования: приёмы формирования рефлексивного умения определять личностные дефициты в деятельности у учащихся младших классов.
Цель исследования: исследование эффективности приёмов, направленных на формирование умения выделять личностные дефициты в деятельности.
Задачи:
1) Подобрать приёмы формирования рефлексивного умения выявлять личностные дефициты в деятельности через анализ литературы;
2) Разработать приёмы формирования рефлексивного умения выявлять личностные дефициты в деятельности;
3) Провести исследование процесса формирования рефлексивного умения после применения подобранных приёмов;
4) Обобщить результаты и сделать выводы.
Ключевые понятия: рефлексия, рефлексивные умения.
Г. В. Ахметжанова, Т. Г. Воробьёва в статье «Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе» говорят, что Рефлексия — это «самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями».
Т. В. Коколова под рефлексивными умениями понимает «систему осознанных действий и операций, направленных на понимание, осмысление и оценку субъектом собственного «Я», своей деятельности и поведения».
Методы исследования, используемые в данной работе: наблюдение, интервью, анкетирование и тестирование. Мы провели анализ исходной ситуации и повторный анализ после 17 дней, в течение которых на втором классе каждый день проводились 9 различных приёмов, направленных на формирование умения определять личностные дефициты в деятельности.
При анализе исходной ситуации мы провели интервью с учителем, в ходе которого ему были заданы несколько вопросов, направленные на выяснение того, какие рефлексивные умения используются учителем и как часто это происходит, а также насколько хорошо развиты отдельные умения у каждого конкретного учащегося. Интервью позволило выявить отсутствие разнообразия различных приёмов рефлексивных умений у учащихся второго класса, применялось всего два приёма один раз в день. Рассматриваемое умение выделять личностные дефициты в деятельности составляют 43 % от высшего уровня. При повторном анализе выяснилось, что уровень проявления этого умения поднялся до 66 %.
Также мы использовали методику диагностики рефлексивности (опросник Карпова А. В., тест на рефлексию) для определения уровня развития рефлексии учащихся. [4]
Результаты теста показали, что низкий уровень рефлексивности уменьшился на 4 %, а высокий уровень наоборот увеличился на столько же, средний уровень не изменился.
Также были проведены три анкетирования на диагностику компонентов личностной рефлексии.
При диагностике когнитивного компонента личностной рефлексии (анкета 1) был отмечен переход 4 % учащихся из высокого уровня в средний. Диагностика эмоционального компонента личностной рефлексии (анкета 2) показала, что низкий уровень уменьшился на 17 %, а высокий увеличился на 1 % и средний на 16 %. Диагностика деятельностного компонента (анкета 3) показала следующие результаты: учащихся с низким уровнем рефлексивности стало меньше на 21 %, а со средним и высоким стало больше на 17 % и 4 % соответственно.
Таблица 1
Результаты тестирования ианкетирования
Диагностика |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||
Исходная ситуация |
Повторный анализ |
Исходная ситуация |
Повторный анализ |
Исходная ситуация |
Повторный анализ |
|
Тест Карпова |
33 % |
29 % |
63 % |
63 % |
4 % |
8 % |
Анкета 1 |
8 % |
8 % |
75 % |
79 % |
17 % |
13 % |
Анкета 2 |
21 % |
4 % |
67 % |
83 % |
12 % |
13 % |
Анкета 3 |
46 % |
25 % |
54 % |
71 % |
0 % |
4 % |
Так же в ходе практики было проведено наблюдение за проявлением рефлективности у учащихся второго класса. Самые высокие результаты показали приёмы «Анкета самоанализа», «Дело в шляпе», «Рефлексия умений» и «Клубочек счастья». Результаты представлены в следующих диаграммах. На вертикальной оси отмечен процент учащихся, рефлексировавших во время проведения этого приёма, а на горизонтальной отмечены даты проведения данных приёмов. На каждой из диаграмм видно, что результат неоднократно поднимался до 100 %, что говорит об эффективности приёмов.
Рис. 1. Наблюдение за проявлением рефлексивности у учащихся второго класса
Мы приводим ниже подробное описание данных приёмов.
− «Анкета самоанализа». Учитель выводит на доску, или записывает на доске, или зачитывает устно следующее.
Закончи любое предложение на выбор:
1) Сегодня на уроке мне было сложно…
2) Мне не хватило знаний…
3) Мне хотелось бы улучшиться в…
Учащиеся ставят на листочке номер предложения и записывают его продолжение. После того, как все ученики запишут свои варианты, учитель либо собирает сам, либо просить собрать листочки одного-двух учащихся, а затем зачитывает несколько наиболее интересных фраз и обсуждает их с классом.
− «Дело в шляпе». Учитель включает музыку. Учащиеся передают друг другу шляпу по цепочке. Учитель останавливает музыку и тот ученик, у которого в этот момент шляпа оказывается в руках, достаёт одну карточку, прочитывает вопрос и отвечает на него вслух (ответ должен быть отнесён к конкретному уроку). Продолжительность рефлексии устанавливается учителем. Вопросы в шляпе могут быть следующими:
Какого знания тебе не хватало на этом уроке?
Что ты хотел бы изучить на следующем уроке?
Какое качество тебе нужно развивать?
Какое умение тебе нужно развивать?
Какие знания по этому предмету тебе ещё нужны?
− «Рефлексия умений». Карточки раздаются в начале урока. Заранее учителем выбираются 3 умения, которые смогут продемонстрировать учащиеся на уроке. В течение урока, после использования одного из умений учитель предлагает оценить его по следующим критериям.
У меня умение развито:
˅ — хорошо
⃝ — недостаточно
× — отсутствует
Поставить оценку нужно на одну вишенку или шарик.
В конце урока учащиеся выбирают умение, которое развито у них хуже всего, переворачивают карточку и ставят число 1, 2 или 3 соответственно тому умению, которое они выбрали.
− «Клубочек счастья» учитель предлагает учащимся вопрос на доске, над которым необходимо подумать. Вопрос даётся следующий: Какое умение или качество тебе нужно улучшать или каких знаний тебе не хватает по этой теме? Дав немного времени на обдумывание, учитель бросает «клубочек счастья» одному из ребят и тот отвечает на вопрос. После этого клубочек счастья возвращается к учителю и действия повторяются. Время, отведённое на рефлексию, определяет сам учитель. По окончании необходимо обобщить сказанное детьми, отметив, например, умение, которое чаще всего звучало на рефлексии.
Делая вывод, можно сказать, что отсутствие разнообразия различных приёмов рефлексии отрицательно сказывается на развитии рефлексии у детей младшего школьного возраста, и, напротив, их разнообразие способствует формированию рефлексивного умения. При проведении исследования были подобраны рефлексивные примы, которые показали свою эффективность в формировании у учащихся второго класса умения выявлять собственные дефициты в деятельности. Это подтверждают результаты наблюдения, интервью, тестирования и анкетирования.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41с.
- Сиразетдинова Л. З. Эффективные приемы рефлексивной деятельности младших школьников: Методические рекомендации для учителей/ Л. З. Сиразетдинова. М.: Вече, 2013. -13с.
- Чеботарева Е. А. Приёмы рефлексии на уроке в начальной школе/ Е. А. Чеботарева. Выступление на мастер-классе «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальных классах», 2013 -5с.
- Тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А. В. (http://psycabi.net/testy/517-)
- Психолого-педагогические аспекты формирования интеллектуальной рефлексии в начальной школе, Костюшкина Т. А., учитель начальных классов. (http://festival.1september.ru/articles/627151/)