В настоящей статье анализируется конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом, исследуется его сущность и содержание. Рассматриваются положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992г. № 2202–1 в контексте определения статуса прокуратуры.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус, Конституция Российской Федерации, прокуратура, государственный орган.
В теории права правовой статус определяется как признанная законодательством и Конституцией Российской Федерации совокупность прав и обязанностей субъектов права, полномочий органов публичной власти и их должностных лиц, которые используются ими для выполнения своих социальных ролей [4, с. 92]. А, как известно, основу правового статуса любого субъекта права составляет его конституционно-правовой статус. Это в полной мере относится и к прокуратуре.
Конституция Российской Федерации в первоначальной редакции ст. 129 закрепила положение о том, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора Российской Федерации и других прокуроров [1].
Закрепление статуса прокуратуры в Конституции РФ фактически сводится только к установлению ее системы и ключевых вопросов ее организации. Социального предназначения прокуратуры, ее компетенции и места в системе органов государственной власти Основной Закон не закрепляет. То есть конституционное регулирование статуса прокуратуры касается только ее организационной составляющей, в тот момент как функциональная составляющая определяется в других нормативных правовых актах.
Большинство вопросов, связанных с полномочиями, организацией и порядком деятельности прокуратуры Конституция Российской Федерации отнесла к предмету регулирования специального закона.
Базовым законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность российской прокуратуры, является Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [2].
Однако и этот закон не поставил точку в дискуссиях о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в механизме государственной власти, роли в системе «сдержек и противовесов», в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Все это свидетельствует о неопределенности конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации, в этой связи его изучение, имеет большое значение, так как он является наиболее спорным в юридической науке.
В России, прокуратура заняла свое место в главе 7 Конституции РФ, которая с 5 февраля 2014 года имеет наименование «Судебная власть и прокуратура», исходя из раннего наименования «Судебная власть», в которой содержится статья 129 о прокуратуре, можно было сделать вывод о том, что она входит в судебную ветвь власти. Однако ни одна из формулировок данной статьи однозначно такой вывод сделать не позволяет, поэтому это приводит к заключению о невозможности отнесения прокуратуры к судебной власти. Так основная функция суда — осуществление правосудия, в случае же с прокуратурой — это надзор за законностью, хотя и не единственная.
Двусмысленность содержания и местонахождения статьи 129 в тексте Основного Закона породила многочисленные научные споры. Среди теоретических и практически значимых проблем выделяют в частности, вопросы о необходимости прокуратуры России, ее качественных характеристиках, о возможности отнесения ее к исполнительной власти и иные. При этом традиционно дискуссионным вопросом является определение природы прокурорской власти и положения прокуратуры в системе российской государственности. Споры об этом не прекращаются и не теряют своей актуальности, поскольку Конституция России не даёт однозначного ответа на этот вопрос. По данному вопросу в настоящее время имеется несколько позиций. Одни исследователи относят прокуратуру к четвертой (отдельной) ветви власти — надзорно-контрольной и говорят о необходимости закрепления ее статуса в отдельной главе Конституции РФ. Другие авторы предлагают признать прокуратуру органом президентской власти. Есть мнение, что прокуратура России не относится ни к одной из трех ветвей власти в ее классическом понимании [3, с. 31].
Наряду с этим отсутствию единодушного мнения ученых, исследующих место прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, способствует норма в ст. 11 Конституции РФ, которая закрепив перечень государственных органов Российской Федерации, не называет среди них прокуратуру.
Тем не менее, необходимо отметить, что органы прокуратуры в силу их правового статуса как самостоятельного единого централизованного надзорного органа занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех закрепленных в ст. 10 Конституции Российской Федерации ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), прокуратура не относится ни к одной из них, хотя и имеет признаки каждой из них. Такое особое ее положение в государственном устройстве способствует уравновешиванию ветвей власти, обеспечению их оптимального функционирования.
Выявляя дефекты (нарушения законов, упущения) в деятельности законодательных (представительных), исполнительных и судебных органов и принимая меры к их устранению, органы прокуратуры способствуют совершенствованию деятельности всех ветвей власти, повышению правовой культуры соответствующих должностных лиц этих органов, судей, рейтингов их профессиональной деятельности, авторитета, а следовательно, и укреплению нашего государства — Российской Федерации, что и является одной из основных целей функционирования всех ветвей власти [5, с. 22].
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что роль и место современной российской прокуратуры в функционировании государственно-правового механизма России исключительно велики. Более того, с усложнением задач в государственном управлении, экономике, проявлением ряда негативных явлений, таких как терроризм, коррупция и других, роль и значение правоохранительной деятельности прокуратуры будут только возрастать.
В таких условиях именно на прокуратуру возложена важная задача — формирование предпосылок по-настоящему уважительного отношения граждан, должностных лиц и органов публичной власти к закону в нашей стране.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
- Абдулин Р. С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. — 220 с.
- Основы государства и права: учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. — М.: КноРус, 2015. — 220 с.
- Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. А. Ю. Винокурова. — М.: Юрайт, 2019. — 380 с.