Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музейную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 1984 раза

Библиографическое описание:

Исакова, Н. А. Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через музейную среду / Н. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62878/ (дата обращения: 20.04.2024).



Жизнь и развитие человека во многом определяется семьей. От семьи зависит, вырастет ли ребенок гармонично развитой личностью.

Сегодня мы заново осмысливаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию. Музейная педагогика является одной из форм патриотического, исторического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей я обращаюсь к семье, определив работу с ней, как приоритетное направление. Многолетний опыт работы позволил мне создать методику для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников с опорой на семейные ценности и уникальность петербургской культуры и традиций. Практическим воплощением этого является долгосрочный проект: «О чем рассказывает город Санкт-Петербург», программа «Город на Неве».

Цель — вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников через активное посещение музеев, выставок города семьями воспитанников.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  1. Выявление потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
  2. Повышение педагогической грамотности родителей по проблеме формирования начал патриотизма у старших дошкольников.
  3. Укрепление статуса и престижа семьи, уважительного отношения всех членов семьи между собой.

Теоретический анализ литературных источников показал, что музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, создают условия для развития личности ребенка путем включения ее в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.

На современном этапе музеи разрабатывают различные формы работы с дошкольной аудиторией и их родителями, предлагают ориентированные на определенный возраст детей маршруты, циклы экскурсий. При самостоятельном выборе тематики экскурсий необходимо руководствоваться возрастом, интересами, запросами, индивидуальными особенностями и способностями дошкольников, их подготовленностью посещения музея определенного профиля.

Работа по вовлечению родителей в деятельность детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию через музейную среду проводилась в три этапа:

− выявление потребности родителей в воспитании и образовании детей;

− педагогическое просвещение родителей;

− партнерство педагогов и родителей в деятельности детского сада.

На первом этапе активно использовались информационно-аналитические формы: социально-педагогические опросы и анкетирование. Анализ анкет семей воспитанников показал, что семьи ориентированы на воспитание у детей любви к родителям, близким, дому, малой родине. А также стремление к образованию и культуре детей. Анкетирование позволило выяснить отношение родителей к музеям, и какие семейные традиции есть в семьях воспитанников.

Второй этап. Здесь использовались коллективные и индивидуальные формы: родительские собрания, консультации, устные журналы, встреча с интересными людьми. А также наглядно — информационные средства. Например, живой интерес к теме собрания: «Город, в котором я живу» появился у родителей в процессе демонстрации рисунков, рассказов детей о семье, родном районе, городе. Успешно прошло собрание, на котором использовались фотоматериалы, подготовленные родителями, «Улицы родного города, района». Это позволило родителям составить представление о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны дошкольникам.

Следующее родительское собрание на тему: «Значение музея в развитии ребенка» было проведено по просьбе родителей. Познакомила родителей с задачами развития детей через музейную педагогику, чтобы привлечь родителей к проведению активного отдыха в выходные дни. Итогом собрания было принято решение: составить программу выходного дня, которая получила название «Всей семьей в музей». На консультации «Как знакомить детей с природой» была организована выставка фотографий «Как мы ходили в поход в парк 300-я Санкт — Петербурга». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы.

На третьем этапе — формирование активной позиции и сознательного участия родителей в реализации задач нравственно-патриотического воспитания детей через музейную среду. Это может быть достигнуто при участии воспитателя, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: открытые просмотры различных видов детской деятельности, совместные досуги и праздники, турпоходы, выставки совместного творчества. Например, совместная деятельность детей и родителей. Оформление рисунков «Мой любимый город», изготовление макетов к сюжетно-ролевой игре «Путешествие по городу Санкт — Петербургу». Организация маршрутов выходного дня. Семейный поход, который включает в себя места, посвященные памятным героическим событиям города, знаменитым людям. Темы: «Гордись своим именем улица», «Исторические достопримечательности», «Улицы района, города», «Памятные места героического прошлого города», «Мой любимый уголок».

Поисковая деятельность: подбор познавательной литературы, иллюстраций, фотографий по истории города.

Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей в оформлении фотоальбомов, в организации видео на экскурсиях, в сменной выставке «Где мы были»).

Хорошей традицией стало проведение выставок совместного творчества детей и родителей после посещения музеев и экскурсии. Родители принимают активное участие в организации презентаций детских коллекций. Перед первым посещением музея с родителями провела консультация на тему: «Идем в музей», на которой были продемонстрированы рисунки детей о правилах поведения в музее. Оформила для родителей папки с информацией: «Вам это интересно?», «Куда пойти с ребенком в выходной день?», «Город на островах», «Пробуждение интереса к живописи», «Декоративно-прикладное искусство детям». В раздевалке оформила информационный стенд «Чем мы будем заниматься в этом месяце?». Особенность работы с семьей, т. е. с разновозрастной аудиторией, состоит в сочетании различных видов деятельности: работа с документом, музейным предметом, эвристические задания, анализ-сравнение объектов, изучение, просмотр видеохроники, моделирование ситуаций. Появились экскурсии — спектакли, экскурсии — игра, музейные праздники.

Вышеперечисленные формы и методы реализуются в процессе совместной познавательной деятельности ребенка и родителей. Система работы с семейной аудиторией складывается из следующих компонентов: занятия на музейной экспозиции, прогулки по городу, загородные поездки, самостоятельный поиск и изучение материала. Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу.

При организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе, прежде всего я учитываю региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Это экскурсии в парк 300-я Санкт -Петербурга, ЦПКиО имени Кирова, Зоологический музей (тема «Животные лесов Ленинградской области и России»), зоопарк, Ботанический сад Петра Великого, музей Мир воды Санкт-Петербурга.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальное самосознание, и мы начинаем, в том числе проявлять интерес к старинным праздникам, традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Это экскурсии в Российский этнографический музей (темы: «На кануне рождества уродилась каледа», «Дорого яичко к Христову дню», «Едет масленица на льду, везет блины на меду»), Казанский собор. В этих экскурсиях детям показан пласт русской духовной культуры, традиции. Особое значение имело использование музейных предметов в музейной среде.

Экскурсии в музей игрушки, в Петербургский музей кукол. Эффект своеобразного погружения. Рассказ детям о детстве родителей, с какими игрушками играли мамы и папы. Это очень сближает детей и родителей

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Проводилась встреча детей с ветеранами. Были организованы экскурсии на Марсово поле к вечному огню, в Военно-исторический музей истории артиллерии, инженерных войск и войск связи, Центральный военно-морской музей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Я регулярно организую проведение совместных для детей и родителей экскурсий выходного дня в разные тематические музеи (музей пожарной охраны, музей хлеба, музей гигиены, Мемориальный музей–квартира семьи актеров Самойловых, Мемориальный музей–квартира Римского–Корсакова, Государственный музей политической истории России, Центральный музей железнодорожного транспорта и другие).

Интерес к искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний о культуре и традициях своей Родины, своего родного города. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Посещение музеев оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Насыщение предметно — развивающей среды группы материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса детей к познанию мира, искусства, посещению музеев, активизирует их творческую деятельность, коллекционирование. Опыт работы показал, что полноценное развитие ребенка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей. Работа по вовлечению семьи в пространство детского сада и музейной среды дала свои положительные результаты.

Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспомнишь Родину такую, которую ты в детстве увидал.

К. Симонов

Литература:

  1. Белая К. Современный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей К. Белая, Л. Волобуева, М. Цапенко. — М.: Чистые пруды, 2009.
  2. Вербенец А. М. Маленькие граждане в художественном музее Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб: Союз, 2007. С. 368 -382.
  3. Кутьина Н. Б. Воспитание культурой. СПб., 2004.
  4. Музейная педагогика: Из опыта работы Под ред. А. Н.Морозовой, О. В. Мельниковой, М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  5. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей и педагогов ДОУ и родителей, М Аркти, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, музейная среда, ребенок, выходной день, город, музей, музейная педагогика, нравственно-патриотическое воспитание, Петербург, посещение музеев, родной город, семья, экскурсия.


Похожие статьи

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика

ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, родитель, работа, город, проектная

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Лихачев Д. С. писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную образовательную деятельность.

Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики

Роль музейной педагогики в художественно- эстетическом развитии ребенка неоценима, так как

Экскурсия — путешествие «Художник, влюбленный в море». Детям рассказывается о том, что

Это способствовало повышению внимания родителей к музейной педагогике, а также к...

Экскурсия как средство формирования представлений старших...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. Проект по нравственно-патриотическому...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает

Развивающая среда мини-музея «Матрешка» создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: была собрана...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством...

музейная педагогика, музейная среда, музей, патриотическое воспитание, ребенок, окружающий мир, культурный опыт, научная дисциплина, российское образование, современная музейная педагогика.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Музейная педагогика в системе дошкольного образования... Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Похожие статьи

детский сад, музейная педагогика, родной край, ребенок...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика

ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, родитель, работа, город, проектная

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

Лихачев Д. С. писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

Создать такие условия может помочь музейная педагогика. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную образовательную деятельность.

Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики

Роль музейной педагогики в художественно- эстетическом развитии ребенка неоценима, так как

Экскурсия — путешествие «Художник, влюбленный в море». Детям рассказывается о том, что

Это способствовало повышению внимания родителей к музейной педагогике, а также к...

Экскурсия как средство формирования представлений старших...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. Проект по нравственно-патриотическому...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает

Развивающая среда мини-музея «Матрешка» создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: была собрана...

Музей боевой славы как инновационная форма работы по...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине...

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством...

музейная педагогика, музейная среда, музей, патриотическое воспитание, ребенок, окружающий мир, культурный опыт, научная дисциплина, российское образование, современная музейная педагогика.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки.

Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие. Музейная педагогика в системе дошкольного образования... Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Задать вопрос