Невербальные средства коммуникации в билингвальном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.10.2019

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Глухова, А. М. Невербальные средства коммуникации в билингвальном образовании / А. М. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 205-209. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62798/ (дата обращения: 07.07.2020).



Статья посвящена использованию невербальных средств общения в раннем билингвальном образовании. Невербальная коммуникация рассматривается как способ достижения результативности на уроках иностранного языка (при билингвальном образовании), и как компонент педагогической деятельности. В качестве примера был использован УМК «Природоведение/ Naturkunde» 3 класс.

Ключевые слова: невербальные средства общения, коммуникация, вербальная коммуникация, билингвальное образование, образовательный процесс.

Сам того не подразумевая, человек в своей жизни использует невербальные средства общения.

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Невербальное общение — не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Невербальные средства общения начали изучаться еще в 60-е годах прошлого столетия. В 70-х была опубликована книга Дж.Фаст, та книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными-бихевиористами до 1970 года [1, с. 150].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 % [2, с. 150].

Свои чувства и эмоции можно передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи можно: подтверждать, пояснять или опровергать передаваемую словесным путем информацию;

На подсознательном уровне понимают, что такие компоненты как, например, пауза, ударение, изменение тона и др. придают информации эмоциональную окраску.

В речевых ситуациях вербальная и невербальная коммуникация чаще всего взаимодействуют друг с другом, и тогда между ними возникают следующие отношения:

  1. Повторение. Здесь невербальная коммуникация дублирует то, что было выражено вербально.
  2. Контрадикция. Вербальная и невербальная противопоставлены друг другу.
  3. Субституция. Невербальное поведение выступает вместо вербальных средств в процессе передачи сообщения.
  4. Дополнение. Невербальное поведение развивает или модифицирует информацию, переданную вербально.
  5. Акцентирование. С помощью невербального подчеркиваются важные компоненты вербальной информации.
  6. Регулирование. Невербальное поведение регулирует коммуникативный поток между говорящими [Потапова, 2006].

К основным средствам невербального общения относят: мимику, жесты, интонацию, пространственную организацию и др.

Следует отметить, что существует классификация жестов:

  1. Коммуникативные, выразительные движения, заменяющие в речи элементы языка;
  2. описательно-изобразительные, подчеркивающие сопровождающую речь и вне речевого контекста теряют смысл.
  3. модальные, выражающие оценку, отношение к предмету, явлениям окружающей среды [3, с. 82].

Определенно, использование невербальной коммуникации необходимо и в образовательном процессе, для повышения эффективности обучения.

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой-либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный комфорт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

Невербальных средств большое количество, но многое зависит от умения педагога ими пользоваться.

Педагогам необходимо в совершенстве владеть и вербальными, и невербальными способами коммуникации.

Важную роль играют жесты в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т. д.

Как отмечает Е. А. Петрова [4, с. 205], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Люди доверяют языку телодвижений больше, чем слову, вербальному средству общения. Еще в большей степени это относится к детям: чем младше ребенок, «пленник эмоций» [5, с. 90], тем важнее роль невербальной коммуникации в его жизни.

Стоит отметить, что большое значение имеет использование невербальных средств общение при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. В обучении предусматривается первоначальная фаза, базирующая на понимании. При помощи мимики, жестов, визуализации и т. д. ребенок получает возможность понять иностранную лексику.

Этот способ также применим и в обучении иностранному языку у младших школьников. Невербальная коммуникация влияет на речевую активность и способствует запоминанию речевого материала.

Цель работы являлось выявить и описать использование невербальных средств коммуникации в процессе обучения иностранным языкам.

Для этого был проанализирован учебно-методический комплекс (УМК) «Природовеление/ Naturkunde» 3 класса, для билингвального обучения Б,Е. Железовский, А. Я. Минор, Т. Н. Ступина [7,с.35].

Как уже указывалось ранее, что невербальная коммуникация — это обмен знаниями (информации), не выраженной словами.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что невербальным способом передачи информации в учебники являются иллюстрации.

Красочные иллюстрации передают основную идею параграфа или главы (Рис.1). Картинка несет эмоциональную нагрузку и позволяет более ярко воспринимать текста. Что является примером отношений вербальной и невербальной коммуникации (акцентирование)

Рис. 1. Пример иллюстрации в учебники «Природоведение/Naturkunde» 3 класс

Курс «Природоведе/Naturkunde» предусматривает практические и творческие задания. Выполнение которых, будет более успешным при правильном использовании невербальных средств общения (демонстрация опытов, явлений и т. д.) (Рис. 2). Демонстрируя полученные результаты, учащийся также использует описательно-изобразительные жесты и мимику, для выражения эмоционального отношения к заданию.

Рис. 2. Пример практического задания из учебника «Природоведение/Naturkunde» 3 класс

В учебники можем встретить параграфы, которые уже в название темы предусматривают использование невербальных средств, т. е. без демонстрации, указательных жестов, вряд ли обойдется этот раздел. Так, например: глава 5 «Человек», параграф «Органы чувства человека» (Рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрации к параграфу «Органы чувств человека» учебника «Природоведение/Naturkunde» 3класс

В процессе изучения курса «Природоведение/Naturkunde“, предполагается использование различных методов обучения, с целью активизации учебно-познавательного процесса, а совокупное использование с невербальными средствами, способствует увеличению объема изученного материала при меньшей затрате времени и повышение интереса, и внимания учащихся к предмету.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что невербальные средства коммуникации играют одну из важных ролей в процессе изучения иностранного языка.

Особенно у младших школьников, когда мимика и жесты являются отличным подспорьем для восприятия, понимания и запоминания иностранной лексики.

Необходимо отметить, что использование учебного материала УМК «Природоведения/Naturkunde» 3классса и правильное применение невербальных средств, позволяют обогатить учебный процесс, повысить культуру общения, а также способствует успешному достижению эмоционально-психологическому единству педагога и учащегося.

Литература:

  1. Фаст, Дж. Язык тела. М.1995.- 432с.
  2. Богушевич, Д. Г. Опыт классификации эпизодов вербального общения. Калинин.1988.- 116с.
  3. Потапова, Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.2015. — 564с.
  4. Пиз, А., Гарнер, А. Говорите точно. М.2003.- 180с.
  5. Петрова, Е. А. Психология. М.2013. — 349с
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество. М.1996.- 608с.
  7. Железовский, Б.Е, Минор, А.Я, Ступина, Т. Н. Природоведение 3 класс. Учебник для школ с билингвальным образованием.М.1999. — 239с
Основные термины (генерируются автоматически): невербальная коммуникация, невербальное средство общения, невербальное поведение, жест, иностранный язык, невербальное общение, средство, зрительное восприятие, иностранная лексика, наглядно-образное мышление.


Похожие статьи

Невербальные средства – важный элемент разговорной речи

Невербальные средства коммуникации. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый...

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

Экспериментальное изучение состояния невербальных (кинесических) средств общения у детей с общим недоразвитием речи: специфика

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство...

Невербальные средства коммуникации | Статья в журнале...

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Теоретические основы использования невербальных средств...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов, то есть без речевых и языковых...

Примеры агрессивного вербального и невербального общения...

Вербальная и невербальная агрессия является одним из наиболее выразительных и интересных с точки зрения языка и речи проявлений эмоций человека. Представляя собой способ социального взаимодействия индивидов...

Методы и приемы формирования невербальных средств...

Конечно, использование «невербальных» средств коммуникации не подменяет собой полноценную реабилитацию детей с

Коммуникация- один из основных видов человеческой деятельности, и стремление к общению свойственно детям с самого раннего возраста.

Особенности невербальной коммуникации российских...

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Особенностью невербального языка является то...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Библиографическое описание: Хомякова С. Е. Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с

Игра — один из важнейших методов развития невербальных процессов. Для этого с детьми важно играть на правах равного партнёра...

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе

У большинства серьезных политиков имеются консультанты по языку телодвижений, которые

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без...

Средства невербального выражения удивления в русской...

Цель статьи – представить основные средства невербального выражения удивления

Задачи – показать отражение мимико-жестового поведения в языке; дать общую схему толкования для

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты...

Похожие статьи

Невербальные средства – важный элемент разговорной речи

Невербальные средства коммуникации. Осознанное восприятие и применение невербальных средств общения

ребенок, общее недоразвитие речи, невербальное средство общения, жест, III, недоразвитие речи, невербальное поведение детей, жестовый...

Экспериментальное изучение состояния невербальных...

Экспериментальное изучение состояния невербальных (кинесических) средств общения у детей с общим недоразвитием речи: специфика

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное средство...

Невербальные средства коммуникации | Статья в журнале...

Тема невербального общения очень интересна и актуальна во все времена. Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личности своего «Я«, межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению...

Теоретические основы использования невербальных средств...

невербальная коммуникация, средство, невербальное общение, невербальная коммуникация детей, невербальное

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов, то есть без речевых и языковых...

Примеры агрессивного вербального и невербального общения...

Вербальная и невербальная агрессия является одним из наиболее выразительных и интересных с точки зрения языка и речи проявлений эмоций человека. Представляя собой способ социального взаимодействия индивидов...

Методы и приемы формирования невербальных средств...

Конечно, использование «невербальных» средств коммуникации не подменяет собой полноценную реабилитацию детей с

Коммуникация- один из основных видов человеческой деятельности, и стремление к общению свойственно детям с самого раннего возраста.

Особенности невербальной коммуникации российских...

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. Особенностью невербального языка является то...

Формирование невербальных (кинесических) средств общения...

Библиографическое описание: Хомякова С. Е. Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с

Игра — один из важнейших методов развития невербальных процессов. Для этого с детьми важно играть на правах равного партнёра...

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе

У большинства серьезных политиков имеются консультанты по языку телодвижений, которые

Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между людьми без...

Средства невербального выражения удивления в русской...

Цель статьи – представить основные средства невербального выражения удивления

Задачи – показать отражение мимико-жестового поведения в языке; дать общую схему толкования для

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты...

Задать вопрос